Перейти к основному контенту
ПМЭФ-2025⁠,
0

Социологи раскрыли «душу России» для создания «визуального кода» страны

ВЦИОМ спросил россиян о «душе России» и рассказал о «социальном клее», отделяющем жителей страны от других обществ. Самыми отражающими «душу России» подарками для иностранца оказались балалайка, водка и шапка-ушанка
Фото: Владислав Шатило / РБК
Фото: Владислав Шатило / РБК

На состоявшейся в субботу, 21 июня, сессии ПМЭФ «Настоящее и будущее визуального кода России: для людей, бизнеса и государства» гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров представил исследование, посвященное тому, как россияне понимают «душу России». Оно было подготовлено полстером совместно с фондом «Инносоциум» (социокреативная платформа «Росконгресса»).

В ходе исследования россиян спрашивали о том, с чем у них ассоциируется выражение «душа России». Это был открытый вопрос, так что респонденты могли назвать что угодно. Их ответы социологи разделили на группы: треть связали «душу России» с народом, духовность назвали менее трети опрошенных, каждый пятый назвал природу, каждый десятый — культуру, а государство и символы России выбрали 11%. В категории «народ» самыми популярными ответами были люди и россияне (их назвали 16%), положительные качества людей (доброта, поддержка, открытость, взаимопомощь) назвали 8%. В категории «духовность» — патриотизм, любовь к Родине, гордость выбрали 8%, а православие, веру в Бога, святую Русь, церковь — 4% опрошенных. Говоря о «природе», россияне в основном называли бескрайние просторы, леса, о «культуре» — историю, традиции. В группе «государственные символы» лидировали «Москва и столица» (3%) и президент страны (2%).

При этом в исследовании отмечается, что молодежь (18–35 лет) вкладывает в понятие «душа России» больше природной поэтики и единства, а старшее поколение — больше человеческих качеств.

Также социологи спрашивали россиян, какой предмет, который лучше всего отражает «душу России», они бы подарили иностранцу. 79% ответов связаны с элементами традиционной культуры. В лидерах: балалайка (8%), алкоголь, водка (по 6%), шапка-ушанка (6%), мишка косолапый (6%), флаг России (5%), национальная одежда (5%), книга (4%), платок (4%), самовар (3%), валенки (2%).

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Кроме того, респондентов попросили поделиться своим мнением по поводу того, как должна выглядеть «душа России» в креативных продуктах, таких как дизайн одежды и сувениры. Среди всех опрошенных больше всего набрал ответ — отсылки к русской природе (35%), на втором месте — цитаты из классической литературы, на третьем — использование государственных символов. А вот среди опрошенных в возрасте 18–35 лет топ-3 немного отличается: 38% из них, отвечая на этот вопрос, выбрали цитаты, чуть меньше респондентов выбрали отсылки к русской природе, на третьем месте — использование традиционных орнаментов.

Как пояснил Валерий Федоров, исследование проводится в том числе для создания «визуального кода» России, который будет использоваться в креативных индустриях. Отвечая на вопрос РБК о категории «духовность», социолог пояснил, что, по его оценке, под ней россияне понимают то, что отличает их от жителей других стран, некий «социальный клей». «Этим понятием они отделяют себя от других обществ, которые, по их мнению, не все, но в большинстве своем менее духовные, не такие устремленные вверх. В первую очередь это отстройка от западного общества, которое россияне воспринимают менее идеалистическим, чем российское», — сказал социолог.

Замдиректора фонда «Росконгресс», председатель совета фонда «Инносоциум» Елена Маринина заявила, что для развития креативных индустрий необходимо систематизировать их работу, поэтому и есть необходимость в таких исследованиях.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Водка"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 06:11
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 06:11
Число ограничивших полеты российских аэропортов выросло до десяти Политика, 06:34
Зеленский поручил запросить у США данные о переговорах Путина и Уиткоффа Политика, 06:24
Слюсарь сообщил об уничтожении дронов в двух районах Ростовской области Политика, 06:18
Трамп заявил о «напряженной работе» над завершением конфликта на Украине Политика, 05:54
Экс-премьер Британии Трасс объявила о своем шоу и пообещала разоблачения Политика, 05:40
Седьмой за ночь аэропорт приостановил полеты Политика, 05:06
Как устроен полный цикл производства шин РБК и Ikon Tyres, 05:02
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Axios узнал, когда Трамп может объявить о новом правительстве в Газе Политика, 05:01
ZN рассказало о сохраненных Ермаком должностях после отставки Политика, 04:47
WSJ узнала о предостережении ЕС Киеву относительно сделки с Россией Политика, 04:30
Пассажиры аварийно севшего в Москве лайнера Red Wings вылетели на Пхукет Общество, 04:15
Парламент Бельгии встретил овациями слова премьера про российские активы Политика, 04:06
Поужинать и не потерять партнеров: тест на китайский этикет РБК и ВТБ, 03:52
Politico сообщило о «смертельном ударе» Бельгии по Киеву из-за активов Политика, 03:37