Премьера «Силы судьбы» на сцене Большого

Главные партии исполняют: Елена Зеленская, Наталья Дацко, Людмила Магомедова (Леонора); Сергей Ларин, Бадри Майсурадзе, Анатолий Зайченко (Дон Альваро); Сергей Мурзаев, Владимир Редькин, Борис Стаценко, Владислав Верестников (Дон Карлос); Александр Шумейко, Вячеслав Почапский, Александр Киселев (Падре Гуардиано).
«Сила судьбы» была создана Верди в 1861 году на либретто Ф.М.Пиаве по драме «Дон Альваро или Сила судьбы» испанского поэта Анхеля де Сааведра, герцога де Риваса. Заказ на написание оперы поступил к Верди из России от Дирекции императорских театров при посредничестве знаменитого тенора Энрико Тамберлика, многие годы выступавшего в России.
В 1861 году Верди прибыл в Петербург для разучивания с итальянской оперной труппой «Силы судьбы», но из-за болезни примадонны Марии Лагруа Верди отложил постановку до осени 1862 года и просил ангажировать в Петербург молодую одаренную певицу Каролину Барбо.
В середине сентября 1862 года Верди вновь отправился в Петербург, предварительно заехав в Москву, чтобы присутствовать на спектакле «Трубадур», данном в его честь в Большом театре.
Премьера «Силы судьбы» в Петербурге состоялась 10 ноября 1862 года. В спектакле, роскошно оформленном А.Роллером, пели солисты итальянской оперы - К. Барбо, Э. Тамберлинк, Ф. Грациани, А.де Басини, И.Марини. Дирижировал Э.Бавери. После премьеры Верди пишет из Петербурга Леону Эскюдье: «...состоялось три представления «Силы судьбы» при переполненном театре и с отличным успехом."
В письмах из России Верди умалчивает о русской критике, которая была весьма сурова, и как бы противопоставляет ей успех своих опер на московской и петербургской сценах и то радушие, с которым его приняли в «стране льдов». «В течение двух месяцев - поражайтесь, поражайтесь! - я бывал в салонах и на обедах, празднествах и т.д., и т.д. Я познакомился с людьми титулованными и нетитулованными: с мужчинами и женщинами, любезнейшими и отличающимися вежливостью поистине обаятельной, вежливостью совершенно иной, чем дерзкая вежливость парижан...» (17 ноября 1862 года). Император пожаловал композитору орден Св.Станислава 2-й степени.
Не удовлетворившись первой редакцией оперы, Верди вернулся к ней через семь лет. Во второй редакции (при участии либреттиста А.Гисданцони), желая разрядить атмосферу мрака и отчаяния, Верди изменил развязку: Дон Альваро остается жив, а прощение умирающей Леоноры вселяет в его душу надежду на примирение с небом. Премьера новой редакции оперы состоялась 20 февраля 1869 года в Милане в театре «Ла Скала». И с тех пор опера не сходит с театральных сцен мира.