КС уточнил полномочия третейских судов по жалобе Сбербанка

Конституционный суд сформулировал такую позицию в определении по жалобе ОАО «Сбербанк России», которое является одним из трех учредителей суда «Центр Третейского Разбирательства». Согласно материалам дела, в 2012-м году «Центр Третейского Разбирательства» удовлетворил иск Сбербанка к ООО «СОФИД» и ее поручителю и взыскал с них долг в 13 млн рублей. Ответчик не исполнил решение добровольно, и Сбербанк обратился в арбитражные суды за исполнительным листом.
Дело дошло до Высшего арбитражного суда, который летом 2013-го года отказал в выдаче исполнительного листа, усомнившись в беспристрастности третейского суда. ВАС указал, что одной из сторон спора является учредитель суда, и поэтому принцип беспристрастности мог быть нарушен.
Не согласившись с решением, Сбербанк обратился в КС, который просил проверить на соответствие законодательству ст. 18 Федерального закона «О третейских судах», ст. 239 Арбитражного процессуального кодекса и ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Конституционный суд рассмотрел материалы дела без проведения открытых слушаний и вынес определение, в котором постановил, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции.
При этом высокие судьи пришли к выводу, что сам факт того, что суд был учрежден одной из сторон спора, еще не свидетельствует о том, что судьи были небеспристрастны. Компании не могут быть лишены права обращаться в третейские суды, а не в государственные, указывается в определении.
«Независимость третейского судьи от сторон подразумевает отсутствие между ними трудовых, гражданско-правовых и иных отношений, а беспристрастность обеспечивается законодательным закреплением ряда специальных требований к третейскому судье», – указал КС. Суд отметил, что если у сторон возникают сомнения в беспристрастности конкретного судьи, то участники спора могут заявить ему отвод, а впоследствии добиться пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.