Положат ли конец войне межсирийские переговоры «нового формата»
Новый формат и состав
Переговоры в Астане пройдут в новом формате. «Задача стран-гарантов — посадить за стол правительство Сирии и делегацию вооруженной оппозиции, потому что ее до сих пор не было <...> и дать им возможность договориться при посредничестве ООН, что теперь они будут среди участников более широких переговоров», — сформулировал 20 января задачу предстоящей конференции министр иностранных дел России Сергей Лавров (цитата по ТАСС).
Странами-гарантами являются Россия, Иран и Турция. Это было решено на декабрьской встрече в Москве министров обороны и иностранных дел трех стран. До этого основными посредниками урегулирования в Сирии выступали Россия и США, возглавляющие Международную группу поддержки Сирии.
29 декабря президент Владимир Путин сообщил, что благодаря совместным усилиям «тройки» сирийские власти и вооруженная оппозиция подписали соглашение о прекращении огня, после чего должна начаться вторая фаза урегулирования — переговоры. Сторонам конфликта «тройка», заручившись поддержкой президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, предложила собраться в Астане.
Москва указывает на то, что предстоящие переговоры не являются заменой переговорному процессу под эгидой ООН в Женеве. Женевские встречи, в которых участвовала только политическая оппозиция в лице Высшего комитета по переговорам, к урегулированию конфликта не привели. При этом 31 декабря прошлого года Совет Безопасности ООН единогласно одобрил российско-турецкий проект резолюции в поддержку достигнутого режима прекращения огня и возобновления политического процесса.
«Главное качественное отличие от всех предыдущих попыток заключается в том, что это будет встреча с участием людей, которые с оружием в руках противостоят друг другу «на земле» и контролируют конкретные территории в САР», — отметил 17 января глава МИД России. По словам Лаврова, политическая оппозиция не имеет влияние «на земле» и не контролирует тех, кто завоевывает территории.
Новые участники
Полевые командиры вооруженных группировок примут участие в переговорах впервые. Все, кто заявил об участии, присоединились к режиму прекращения огня. Процесс согласования списка участников переговоров от вооруженных отрядов продолжается до сих пор в Анкаре.
По состоянию на 20 января согласие на участие в переговорах дали девять группировок: «Джейш аль-Ислам», «Фейлак аш-Шам», «Аль-Джабха ащ-Шамия», «Дивизия Султана Мурада», «Джейш аль-Изза», «Джейш ан-Наср», «1-я береговая дивизия», «Бригада мучеников ислама» и группировка «Фастаким». Формирование «Джейш аль-Ислам» является самым крупным среди них, порядка 12 тыс. человек ведут боевые действия в провинциях Алеппо, Дамаск, Даръа, Дейр-эз-Зор, Латакия, Хама и Хомс. Остальные группировки не столь многочисленные, в основном они действуют в провинциях Идлиб и Хама, на севере провинции Алеппо и в пригороде Дамаска.
Единую делегацию оппозиции возглавит Мохаммад Аллуш, бывший переговорщик Высшего комитета по переговорам (ВКП) и лидер группировки «Джейш иль-Ислам», сообщает сайт информационного бюро «Сил сирийской революции».
В интервью телеканалу Al Jazeera Аллуш пообещал сражаться на предстоящих переговорах «как на фронте» и заявил, что оппозиция будет добиваться закрепления достигнутого перемирия, снятия блокады в некоторых районах, а также освобождения пленных из тюрем.
От участия во встрече в Астане отказались представители «Ахрар аш-Шам» — одной из самых влиятельных и крупных группировок, ведущей боевые действия в основном в провинции Идлиб на северо-востоке Сирии. По оценкам Минобороны России, ее численность составляет порядка 16 тыс. человек, воюющих также в провинциях Алеппо, Дамаск, Даръа, Латакия, Хама и Хомс.
Также не будут присутствовать в Астане представители крупных группировок «Сукур аш-Шам», «Файлак ар-Рахман», «Сувар аш-Шам», «Джейш Идлиб», «Джейш аль-Муджахидин» и группировка «Нуреддин аз-Зинки».
Стоит отметить, что группировки «Ахрар аш-Шам» и «Джабхат Фатх аш-Шам» (ранее «Фронт ан-Нусра», внесенная в международный список террористических организаций) присутствуют в одних и тех же районах, в основном в провинции Идлиб. «Контрольно-пропускной пункт Баб-Эль-Хава на сирийско-турецкой границе контролируется обеими группировками пополам», — сообщил РБК Махмуд аль-Афанди, секретарь оппозиционного движения «Народная дипломатия». По мнению аль-Афанди, согласившись принять участие в переговорах в Астане, «Ахрар аш-Шам» автоматически бы объявил войну боевикам «ан-Нусры».
В свою очередь, член Высшего комитета по переговорам сирийской оппозиции Наср аль-Харири, участвующий на данный момент в консультационных переговорах в Анкаре, связывает отказ группировки присутствовать на переговорах с нарушениями режима прекращения огня со стороны сирийской армии и ее союзника «Хезболлы» в районе Вади Барада в провинции Дамаска. «Несмотря на то что представители «Ахрар аш-Шам» не участвуют напрямую в переговорах, они уполномочили делегацию представлять их интересы и будут придерживаться достигнутых соглашений, если они будут во благо сирийского народа», — сообщил РБК Наср аль-Харири.
Делегацию сирийского правительства возглавит Башар Джаафари — постоянный представитель страны в ООН. Официальный Дамаск согласился принять участие во встрече, чтобы доказать приверженность мирному урегулированию и опровергнуть утверждения, что сирийская власть против диалога, объяснил в интервью телеканалу Tasnim министр по вопросам примирения Сирии Али Хайдар.
Курды не в полном составе
Все три раунда женевских переговоров по урегулированию сирийского конфликта прошли без участия курдов. На встрече в Астане также будут представлены не все курдские силы.
В согласованную с властями Турции курдскую делегацию войдут только представители сирийского Курдского национального совета, сообщил его председатель Абдулхаким Башар в интервью информагентству Rudaw.
Однако наиболее успешные в борьбе с ИГИЛ (запрещенная в России организация) курдские силы Турция на переговоры не допустила. Из них исключены представители «Демократических сил Сирии» (ДСС) и партии «Демократический союз» (PYD). Последнюю Анкара считает крылом Рабочей партии Курдистана, признанной в стране террористической. Именно военизированные формирования «Демсоюза», в том числе «Отряды народной самообороны» (YPG) и «Женские отряды народной самообороны» (YPJ), ведут успешное наступление на ИГИЛ на севере Сирии вдоль турецкой границы.
На прошлой неделе Исполнительный комитет Демократической федерации — курдский автономный орган управления заявил, что не поддержит результаты встречи по Сирии в Астане, отметив, что «Россия повторяет ошибки» западных стран — участников женевских переговоров, не приглашая на них курдов, передает курдское агентство Hawar. «Так как нас исключили из этих переговоров, мы не признаем ни конференцию, ни какие-либо ее результаты», — передает агентство Sputnik слова представителя ДСС Сирии Талала Село.
Скромные ожидания
Президент Сирии Башар Асад заявил, что надеется на результативный исход переговоров в Астане, сообщило агентство SANA. По словам Асада, встреча будет в первую очередь нацелена на закрепление договоренностей о прекращении огня, начало диалога по мирному урегулированию, однако вопрос о досрочных президентских выборах с оппозицией обсуждаться не будет. Асад также сообщил, что боевики всех участвующих в переговорах группировок будут амнистированы. Дамаск не ожидает существенного прогресса от переговоров, заявил министр по вопросам примирения Хайдар, отметив сложную обстановку, в которой они проходят.
«Вероятность успеха составляет 40–60%, принимая во внимание, что любые достигнутые договоренности не распространятся на группировку «Ахрар аш-Шам», которая контролирует свыше 60% территорий вооруженной оппозиции на севере Сирии», — заявил РБК секретарь сирийского оппозиционного движения «Народная дипломатия» Махмуд аль-Афанди. Он допускает, что переговоры превратятся в череду взаимных обвинений, поясняя, что постоянный представитель Сирии при ООН Башар Джаафари, возглавляющий делегацию сирийского правительства, является фигурой политической, а не военной.
Особых результатов от встречи в Астане ждать не приходится, главной задачей сторон на данный момент является сохранение перемирия до женевских переговоров, предположил в разговоре с РБК Александр Шумилин, директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН.
«Предстоящая встреча может стать отправной точкой для расширения политического диалога только в том случае, если Россия действительно выступит в качестве гаранта прекращения огня», — сообщил РБК член ВКП Сирии Наср аль-Харири. Он подчеркнул, что результаты переговоров в Астане напрямую зависят от того, как поведет себя Россия в дальнейшем. По словам аль-Харири, если соглашение будет продолжать нарушаться правительственными войсками и их союзниками, то переговоры с места не сдвинутся.
Однако оба оппозиционера сходятся во мнении, что встреча в Астане является подготовительным этапом для развития дальнейшего политического диалога, в том числе в Женеве.
С США и ООН
На прошлой неделе министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф выступил против приглашения на переговоры представителей США. Однако приглашение новой американской администрации было направлено, сообщил глава МИД России Сергей Лавров. Представлять США на переговорах будет посол в Казахстане Джордж Крол.
ООН на переговорах представляет спецпосланник по Сирии Стаффан де Мистура.