Лента новостей
Курц после разговоров с Трампом обещал поддержку «Северному потоку – 2» Спецпроект, 02:13 Здание Курского вокзала эвакуировали после сообщения о минировании Общество, 01:49 В ЕС одобрили влияющую на «Северный поток-2» газовую директиву Бизнес, 01:27 Землетрясение магнитудой 5,1 произошло на западе Турции Общество, 01:24 «Атлетико» победил «Ювентус» в 1/8 финала Лиги чемпионов Спорт, 01:06 Холст с автографом Горбачева продали на аукционе за 12 млн рублей Общество, 01:05 Суд арестовал врио главы Дзержинского по делу о получении взятки Общество, 00:42 СМИ узнали о наказе Венесуэлы компаниям страны открыть счета в России Политика, 00:21 Росимущество выставило на торги три иномарки полковника Захарченко Общество, 00:21 Основателя Baring Vostok Калви перевели в общую восьмиместную камеру Общество, 20 фев, 23:58 СК назвал причину смерти спортсмена из Орла в уличной драке в Москве Общество, 20 фев, 23:49 Какие новинки показала компания Samsung. Фотогалерея Технологии и медиа, 20 фев, 23:08  Лига чемпионов по футболу. «Атлетико» — «Ювентус». Онлайн Спорт, 20 фев, 23:00 Samsung показала новые флагманские смартфоны Galaxy Технологии и медиа, 20 фев, 22:46
Политика ,  
0 
В.Филиппов озвучил проблемы российского образования
Сегодня на брифинге министр образования РФ Владимир Филиппов рассказал об основных проблемах в сфере российского образования, а также назвал изменения в системе высшего образования. В частности, он заявил, что целевой прием в высшие учебные заведения по договорам, заключаемым вузом, абитуриентом и одним из уровней власти - федеральными, региональными или местными органами исполнительной власти, - будет введен уже в 2004г.

По его словам, постановление правительства России о порядке реализации целевого приема в высшие учебные заведения должно быть принято в ближайшие месяцы. Согласно принятой поправке в закон "Об образовании", поступивший по такому целевому приему выпускник вуза должен будет по окончании учебного заведения отработать по направлению определенное количество лет или вернуть государству стоимость своего обучения.

Как считает министр, такой механизм позволит повысить эффективность расходов на подготовку кадров специалистов, обеспечить необходимыми кадрами нуждающиеся отрасли, в первую очередь в социальной сфере, в сельской местности и т.д. Система целевого приема в вузы будет дополнена подготовленным постановлением правительства РФ о введении субсидий для студентов, уже поступивших и обучающихся в вузах на бюджетной основе, отметил В.Филиппов.

Суть заключается в том, что нуждающиеся студенты определенных необходимых специальностей могут получать, на основе договорных обязательств, финансовые субсидии. При этом по окончании вуза они должны будут также или отработать по направлению определенное количество лет, или вернуть государству полученную субсидию.

В высшем образовании, по словам министра, также предстоит реализовать переход от сметного финансирования образовательных учреждений к финансированию по результату - по объему и качеству оказанных услуг. При этом значительная доля бюджетных средств за оказываемые образовательные услуги должна поступать в вузы через граждан. Они своим выбором должны стимулировать конкуренцию вузов за такие бюджетные средства путем повышения качества предоставляемого образования, подчеркнул В.Филиппов.

Он также отметил, что серьезного обновления требует физически и морально устаревшая учебно-лабораторная и особенно научно-приборная база высших учебных заведений. В условиях ограниченных бюджетных возможностей планируется выделение категорий ведущих вузов РФ (15-20 вузов) и ведущих по направлению вузов (50-60 вузов). Этим ведущим вузам будет оказываться существенная целевая финансовая поддержка для реализации на современном мировом уровне учебного процесса и научных исследований, сказал В.Филиппов.

Кроме всего прочего, В.Филиппов коснулся проблем средних образовательных учреждений. Так, по словам министра, в России число детей школьного возраста к 2010/11 учебном году сократится на 30% по сравнению с уровнем 2001/2002г. и составит 13,3 млн человек. В текущем учебном году в российских дневных общеобразовательных учреждениях обучаются 17 млн 131,8 тыс. детей.

По его мнению, в условиях такого сокращения численности школьников в стране необходимо провести оптимизацию сети общеобразовательных школ. При этом министр подчеркнул, что эти планы надо реализовывать с учетом следующих положений: 1)по возможности не закрывать начальные школы; 2)обеспечить, в первую очередь для детей из сельской местности, доступность качественного основного и полного общего образования; 3)обеспечить переход с 2006г. на профильное обучение в 10-11 классах школы.

Как ожидается, на фоне общего снижения численности школьников к 2010г. доля девятиклассников, намереных продолжить обучение в 10-м классе, останется на уровне 2003г. (67,5%). При этом Минобразования рассчитывает на увеличение доли школьников, которые продолжат учиться в учреждениях начального профессионального образования (с 16,8% до 17,5%) и в учреждениях специального профессионального образования (12,3% до 12,7%).

Общая численность выпускников 9-х классов снизится с 2 млн 51 тыс. человек в 2003г. до 1 млн 191 тыс. человек в 2010г. Количество выпускников 11-х классов к 2010г. уменьшится с 1 млн 368 тыс. человек до 759,2 тыс. человек. По оценкам, 14,0% из них продолжит обучение в учреждениях начального профессионального образования, 27,5% - в учреждениях специального профессионального образования, 52,4% - в высших учебных заведениях.

Таким образом, доля обучающихся в вузах к 2010г. вырастет , а в НПО и СПО - снизится. Как подчеркнул В.Филиппов, анализ ситуации показывает, что за это десятилетие произойдет резкое, более чем на 40%, уменьшение числа выпускников школы и соответственное уменьшение приема в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.

В.Филиппов особо коснулся вопроса оплаты труда педагогов. Так, по мнению министра, система оплаты труда педагогов в РФ может быть изменена с 2005г. в структурном плане, а также повышена в 1,5-1,7 раза. В.Филиппов пояснил, что предполагается перейти к единой тарифной сетке отраслевой системы оплаты труда.

В системе образования это будет предполагать оплату труда педагогов не по количеству урочных часов, а на основании штатного расписания фиксированной заработной платы. Такой подход, как считают в Минобразовании, позволит учитывать, в частности, ведение научной работы преподавателями.

Сейчас в Минтруда переданы предложения Минобразования и существует два плана изменения финансирования труда сотрудников учебных заведений. При индексации заработной платы в 1,5-1,7 раза потребуется 20 млрд руб. дополнительных средств федерального бюджета и 90 млрд руб. средств региональных бюджетов. Второй вариант финансирования предполагает удвоение уровня зарплат, что повлечет рост расходов двух бюджетов на 30 и 130 млрд руб. соответственно.