Ранее сообщалось о проблемах с безопасностью непосредственно на объектах, где Соединенные Штаты хранят ядерное оружие или радиоактивные материалы для его производства. К примеру, в июле 2012 года три пенсионера, в числе которых оказалась 82-летняя католическая монахиня, проникли на территорию комплекса Y-12 в штате Теннесси, где располагается хранилище высокообогащенного оружейного урана. Как говорится в исследовании для Фонда Стэнли, «проделав лазы в четырех отдельно стоящих ограждениях <…> трое протестующих нанесли удары молотком по одной из внешних стен здания» и были задержаны охраной только несколько минут спустя.
Ядерные деньги
Пентагон использовал результаты проверок не только для проведения реформ управления, но и для того, чтобы увеличить свое финансирование. По словам замминистра обороны Ворка, Пентагон должен последовательно наращивать свой ядерный бюджет на 10% ежегодно в течение предстоящих пяти лет (текущие расходы составляют $15-16 млрд). По подсчетам The Washington Post, министерство обороны получит от прибавки $7,5 млрд, а BBC News и вовсе оценивает дополнительные вливания в $9 млрд.
Финансирование необходимо Пентагону для улучшения инфраструктуры и закупок новой военной техники. «Наши межконтинентальные баллистические ракеты – Minuteman 3 – находятся на дежурстве с 1970-х годов. А инфраструктура для их использования была создана в 1960-х. Мы работаем с ракетами, которые в строю по меньшей мере 52 года. Вертолеты для облета пусковых площадок – устаревшие модели UH-1 1969 года. Мы последние, кто их еще применяет», - пожаловался генерал-лейтенант Стивен Уилсон.
Эксперты предупреждают, что итоговые траты на ядерное оружие и сопутствующие исследования могут оказаться еще выше. В январе этого года был представлен доклад Центра Джеймса Мартина по нераспространению ядерного оружия. В нем авторы подсчитали, что в ближайшие тридцать лет, если ничего не изменится, Соединенные Штаты потратят на ядерный арсенал до $1 трлн. Это исследование, а особенно – сопутствующие цифры – были растиражированы в американских и мировых СМИ после публикации большого материала The New York Times 21 сентября. В статье доказывалось, что Вашингтон в обозримой перспективе не намерен отказываться от ядерного оружия. Более того, Соединенные Штаты продолжат выделять на него значительные средства.
Газета обратила внимание, что в США не произошло существенного снижения внимания к ядерному оружию даже несмотря на обещания Обамы сократить американский ядерный арсенал в начале его первого президентства. Причиной тому, полагают опрошенные изданием специалисты, стала изменившаяся ситуация в международных отношениях. Прежде всего, речь идет об агрессивных действиях России и ее президента - Владимира Путина, который вернулся в кресло главы государства в 2012 году.
Более 5500 км – именно таковой дальностью должна обладать ракета, чтобы быть отнесенной к классу межконтинентальных баллистических ракет (МБР), согласно договору СНВ-III
В 1967 году на вооружении армии США числилось 31 255 ядерных боеприпасов, что является историческим максимумом
$355 млрд – именно такой объем ассигнований Управление Конгресса США по бюджету предусмотрело на удовлетворение нужды ядерных сил страны с 2014 по 2023
455 килотонн – такова максимальная мощность боеголовок баллистических ракет, состоящих на боевом дежурстве в США
94 – число ядерных бомбардировщиков в парке США, состоящих из машин типа B-2 и B-52
2 км – такова дальность стрельбы безоткатного орудия, использовавшего один из наименьших когда-либо созданных ядерных боеприпасов Дэви Крокетт (Davy Crockett). С конца 1970-х годов система снята с вооружения
12 минут – столько времени требуется президенту США, чтобы принять решение о нанесении ответного ядерного удара межконтинентальной баллистической ракетой
Наращиваемое сокращение
В начале второго срока Обамы его администрация назвала распространение ядерного оружия «самой большой угрозой», с которой США приходится сталкиваться на международной арене. Свое видение этой проблемы и перспективы ее решения Обама обозначил в программной речи в Праге в апреле 2009 года, за месяц до Конференции по рассмотрению выполнения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), посвященной укреплению режима нераспространения.
В ходе своего выступления перед жителями чешской столицы Обама провозгласил курс на создание «мира без ядерного оружия», пообещав уменьшить его роль в стратегии национальной безопасности США и начать работу по сокращению арсенала. «Мы не можем добиться успеха в этом начинании в одиночку, но мы можем повести за собой других, и мы можем подать личный пример», – заявил тогда американский лидер.
Спустя несколько месяцев его инициатива была отмечена Нобелевским комитетом, который вручил Обаме Премию мира.
В апреле 2010 года Обама и тогдашний президент России Дмитрий Медведев подписали «Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений» (СНВ-III). Он вступил в силу в феврале 2011 года.
Этот договор стал седьмым соглашением между двумя странами, направленным на ограничение ядерных вооружений. Он рассчитан на 10 лет с возможной пролонгацией по взаимной договоренности сторон на 5 лет. Документ предусматривает сокращение ядерных боезарядов до 1550 единиц, межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков – до 700 единиц.
Новая атомная эра
Прежний настрой американского и российского руководства на ядерное разоружение улетучился в 2014 году на фоне украинского кризиса и самого серьезного с момента окончания «холодной войны» кризиса в отношениях США и России.
В июле 2014 года первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников предложил изучить возможность приостановки Россией действия договора СНВ-III в одностороннем порядке в качестве ответной меры на введенные против России американские санкции. Впрочем, в конце октября, выступая на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Путин подтвердил приверженность «сокращению ядерных арсеналов» и готовность Москвы к серьезному разговору по вопросам ядерного разоружения, «без двойных стандартов». Правда, он предупредил, что полный отказ от ядерного потенциала или критическое снижение его объемов грозит сломом стратегического паритета и дестабилизацией.
Уже в начале ноября МИД России сообщил, что Россия отказалась от участия в подготовительных мероприятиях к четвертому Саммиту по физической ядерной безопасности, который пройдет в 2016 году в Чикаго. Очевидно, что без России, второй по величине ядерной державы, удельный вес мероприятия, формат которого был предложен Обамой в 2009 году, значительно уменьшится. Свою позицию в российском внешнеполитическом ведомстве объяснили тем, что «политическая повестка дня саммитов практически исчерпана». «Вместо этого намерены сосредоточиться на работе по укреплению соответствующего сотрудничества в рамках МАГАТЭ», – отмечалось в сообщении МИДа.
На прошлой неделе американские СМИ сообщили, что Россия предупредила США об отказе продлевать контакты в области безопасного хранения ядерных материалов на своей территории. Оно действовало с 1991 года – то есть, практически с момента окончания «холодной войны».
Увеличение расходов на ядерные программы Пентагона вряд ли останется незамеченным Москвой. А для международных отношений отсутствие прогресса в американо-российском ядерном разоружении – тревожный признак. Даже в разгар противостояния США и СССР разоружение оставалось одним из фундаментов американо-советского сотрудничества и стабильности во всем мире.