Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Минздрав Белоруссии связал рост числа случаев COVID-19 с протестами Общество, 00:04 СМИ сообщили о взломе хакерами сайта Белтелерадиокомпании и канала ОНТ Технологии и медиа, 26 сен, 23:30 Маск показал фото космического корабля Starship с хвостовым оперением Технологии и медиа, 26 сен, 23:11 В Москве зафиксировали максимум смертей за сутки от COVID-19 с конца июля Общество, 26 сен, 23:05 Байден сравнил Трампа с Геббельсом Политика, 26 сен, 22:59 Ученые оценили возможность пожизненного иммунитета к COVID-19 Общество, 26 сен, 22:58 Сына бывшего вице-губернатора Брянской области арестовали по делу о ДТП Общество, 26 сен, 22:56 Украинские дипломаты возмутились материалом Би-би-си о крушении Ан-26 Политика, 26 сен, 22:32 Как продуктивно провести время за рулем РБК и Mercedes-Benz, 26 сен, 22:28 «Сочи» в меньшинстве не позволил «Краснодару» одержать 4-ю победу подряд Спорт, 26 сен, 22:15 Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи авиакатастрофой на Украине Политика, 26 сен, 22:05 Джонсон назвал сумасшедшими противников вакцинации Общество, 26 сен, 21:48 Уступавший 0:3 «Челси» сумел вырвать ничью с «Вест Бромвичем» в концовке Спорт, 26 сен, 21:33 Активисты заявили об обвинении правозащитницы в беспорядках в Белоруссии Политика, 26 сен, 21:27
Якунин покинул РЖД ,  
0 

Посол от РЖД: есть ли у Якунина право избираться в Совет Федерации

Выдвижение Якунина кандидатом в сенаторы столкнулось с противоречием с законом: он не жил в регионе и не работал региональным чиновником. Он может выдвигаться как обладатель секретного ранга посла, полагает сенатор
Президент РЖД Владимир Якунин
Президент РЖД Владимир Якунин (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Президент РЖД Владимир Якунин, назначенный Калининградской избирательной комиссией кандидатом на пост сенатора от Калининградской области, может не подойти под критерии для этого поста, определенные законом «О статусе члена Совета Федерации».

О том, что Якунин стал кандидатом в члены Совета Федерации от исполнительной власти региона, сообщил сегодня Калининградский областной избирком. Кандидатуру Якунина в предвыборную тройку кандидатов в сенаторы внес и.о. губернатора Николай Цуканов. Как поясняли источники РБК, принципиальное решение о переходе Якунина в Совет Федерации принято, но сроки этого назначения еще не определены.

По закону кандидатом в сенаторы может стать только гражданин, «обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет». Исключения сделаны для тех, кто является членом парламента, работал в правоохранительных органах, на дипслужбе в ранге посла или чиновником в регионе.

Предшественники Якунина: большой бизнес в Совете Федерации
Фотогалерея 
<p><strong><span style="font-size:18px;">Дмитрий Ананьев</span></strong></p>

<p>Ананьев был сенатором от Ямало-Ненецкого автономного округа с сентября 2006 года по июль 2013 года. Регулярно фигурирующий в списке журнала Forbes &laquo;200 богатейших бизнесменов России&raquo;, в этом году Ананьев занял 65-е место с состоянием <span style="color:#800000;"><strong>$1,25 млрд</strong></span>. Совладелец холдинга &laquo;Промсвязькапитал&raquo; (50%): Промсвязьбанк (88%), &laquo;Техносерв&raquo;, &laquo;Промсвязьнедвижимость&raquo;. Покинул Совфед добровольно после принятия закона о запрете чиновникам и парламентариям иметь зарубежные счета</p>

Якунин в постоянном пребывании на территории Калининградской области ранее замечен не был. Представитель Калининградского областного избиркома пояснил РБК, что право считаться кандидатом в сенаторы Якунину дает тот пункт закона, который описывает, что «ценз оседлости» не касается тех, кто имеет опыт государственной или дипломатической службы.

Занимающий свой пост более десяти лет президент РЖД сейчас не является государственным служащим, пояснил РБК эксперт по госслужбе Павел Кудюкин: «Он руководитель коммерческой организации, ОАО, принадлежащего государству. Ее глава никакого отношения к госслужбе не имеет». Якунин руководит «организацией, созданной для исполнения задач, поставленных правительством России», — уточняет его статус директор Transparency International (Россия) Антон Поминов. Ранее свой статус, отличный от статуса чиновника, подчеркивал и сам Якунин: «Моя деятельность не подпадает под положение о госслужбе», — писал он в своем блоге, объясняя, почему не собирается публиковать сведения о собственных доходах.

Якунин работал на госслужбе ранее — с 1997 по 2000 год в должности начальника Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления президента (ГКУ). В начале 2000-х он служил заместителем министра транспорта и путей сообщения. Однако и эти должности не подпадают под закон, снимающий обязательство «ценза оседлости» для потенциальных сенаторов: в законе сказано, что ограничения не касаются лишь тех, кто замещает или замещал госдолжности «соответствующего субъекта Российской Федерации»: Якунин проходил госслужбу на федеральном уровне, отметил председатель комитета Совета Федерации по регламенту, сенатор Вадим Тюльпанов.

Президент РЖД может пойти в Совет Федерации как обладатель ранга чрезвычайного и полномочного посла, предположил в беседе с РБК Тюльпанов. Якунин в 1985‒1991 служил секретарем постпредства России при ООН, но о том, получил ли он ранг посла, нигде не сообщалось. По предположению Тюльпанова, он мог получить ранг чрезвычайного и полномочного посла закрытым указом. Представитель Якунина его дипломатический ранг не прокомментировал. «Спросите у калининградского губернатора, по каким критерием он отбирал сенатора», — заявил представитель главы РЖД. «Избирательная комиссия, когда принимала документы, сочла, что Якунин может быть выдвинут в сенаторы. Я думаю, что они сверились с законом», — сказал РБК Цуканов.

Что Владимир Якунин сделал в РЖД

2007 год. Ребрендинг РЖД

Первым логотипом новой государственной компании, созданной в 2003 году, стал символ из колеса с двумя крыльями и перекрещенными молотками, напоминавший герб советского Министерства путей сообщения. Но в 2007 году совет директоров принял решение о ребрендинге устаревшего фирменного стиля. Новый красный логотип разрабатывало агентство BBDO Branding, которому госкомпания, по оценке экспертов «Ведомостей», заплатила не более $200 тыс.

2009 год. Запуск первого скоростного поезда

В декабре 2009 года компания «РЖД» запустила первый в России скоростной поезд, названный именем российской хищной птицы, — «Сапсан». Он курсировал между Петербургом и Москвой и регулярно ходит до сих пор. Под русским названием скрывается немецкий поезд производства Siemens. Первый контракт на поставку восьми таких поездов за €276 млн РЖД подписали с Siemens в 2006 году. В 2011 году был подписан еще один договор на то же количество поездов на €600 млн с учетом техобслуживания.

2009 год. Возобновление строительства БАМа

Самая долгая и дорогая инфраструктурная стройка Советского Союза — Байкало-Амурская магистраль — увяла в 1990-е годы из-за недостатка финансирования. Возрождать ее стала компания «РЖД». По принятой монополией стратегии развития до 2030 года инвестиции в БАМ должны составить около 400 млрд руб., будет построено 13 новых железнодорожных линий. В 2009 году началась реконструкция первого участка со строительством Кузнецовского тоннеля почти за 60 млрд руб. В 2015 году на строительство БАМа правительство обещало дать 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния.

2012 год. Приватизация грузового парка

Главной задачей Якунина в РЖД была реформа отрасли, основной целью которой заявлено избавить компанию от транспортно-логистической функции, оставив ей только инфраструктуру. Часть реформы была проведена успешно: большая часть вагонного парка РЖД сейчас у частных железнодорожных операторов. В 2011 году 75% акций Первой грузовой компании, которой до этого была передана треть вагонов монополии, было продано на аукционе за 125,5 млрд руб. структурам Владимира Лисина. Вместе с тем другие задачи реформы, например создание частной локомотивной тяги, пока не выполнены.

2012 год. Европейские покупки

В отличие от вагонов с логистикой РЖД расставаться не спешили. Более того, в декабре 2012 года госмонополия закрыла сделку по покупке 75% акций одного из крупнейших европейских логистических операторов Gefco у французской PSA Peugeot-Citroen за €800 млн. Таким образом, российская компания впервые зашла на европейский рынок. А Gefco в свою очередь получила доступ к российским клиентам РЖД.

2015 год. Массовая отмена электричек

Начало 2015 года ознаменовалось кризисом пригородного движения. Из-за разногласий пригородных «дочек» РЖД и регионов относительно сумм компенсаций за убыточные перевозки в начале года было отменено около 300 электричек из 5 тыс. Некоторые регионы, например Псковская область, полностью лишились пригородного железнодорожного сообщения. Только после того, как в феврале Владимир Путин прикрикнул на своих подчиненных во время встречи с членами правительства, поезда пошли. Но Минфину пришлось найти дополнительно 8,8 млрд руб. на решение проблемы.