Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Илон Маск предложил помощь белорусам Общество, 15:21 Выставку архитектуры и дизайна «АРХ Москва» перенесли на октябрь Недвижимость, 15:14 Стоимость вакцины от COVID-19: главное в медицине и фармацевтике Pro, 15:13 Мэр Жодино в Белоруссии назвал условие вывода ОМОНа из города Политика, 15:10 Курс криптовалюты Yam упал в 167 раз через сутки после ее выпуска Крипто, 15:09 ГИБДД начала штрафовать водителей за багажники на крыше машины Авто, 15:08 СМИ сообщили о протестах рабочих на МАЗе Политика, 15:07 Российские артисты выступили в поддержку протестующих в Белоруссии Политика, 15:02 Протесты после президентских выборов в Белоруссии. Главное Политика, 14:58 Российские спортшколы получили деньги за переход Головина в «Монако» Спорт, 14:54 Кожаный профицит: как кожевенная отрасль переживает пандемию РБК и Сбербанк, 14:52 От кейпа до кардигана: 10 вещей, которые стоит купить к осени Стиль, 14:52 Сын Децла записал свой первый трек Общество, 14:51 Киев допустил перенос переговоров по Донбассу из Минска в Швецию Политика, 14:49
Политика ,  
0 

Без суда и следствия: почему ООН не накажет сбивших малайзийский Boeing

Год спустя после катастрофы Boeing 777 Малайзийских авиалиний пять государств пытаются учредить через Совбез ООН трибунал для наказания виновных в случившемся. Шансы на это практически равны нулю
Группа международных экспертов осматривает место крушения малайзийского Boeing. Фото 2014 г.
Группа международных экспертов осматривает место крушения малайзийского Boeing. Фото 2014 г. (Фото: AP)

​14 июля министерства иностранных дел Австралии и Бельгии распространили идентичные заявления. В них они сообщили о просьбе к Совету Безопасности ООН санкционировать создание независимого международного уголовного трибунала, который должен заняться поиском и наказанием виновных в катастрофе Boeing 777 авиакомпании Malaysian Airlines поблизости от Донецка 17 июля 2014 года. Тогда в результате крушения самолета, в который попало «большое количество объектов с высокой энергией» (промежуточный вывод управления безопасности Нидерландов, DSB), погибли 298 человек.

В сообщениях Австралии и Бельгии (вместе с ними обращение поддержали Нидерланды, Украина и Малайзия) международный уголовный трибунал в рамках ООН был назван «лучшим способом добиться справедливости для родственников и близких жертв крушения самолета». Однако в международных судах шансов у истцов практически нет. Процедуры международного правосудия для таких случаев не разработаны и часто определяются сотрудничеством участвующих в разбирательствах стран.

Сразу после того, как был сбит Boeing 777 Малайзийских авиалиний, появились версии, что ответственность за это несут ополченцы, получившие вооружение от России. Эта точка зрения отражена в предварительных выводах голландских следователей. 2 июня российский концерн «Алмаз-Антей», проводивший собственное расследование, объявил, что самолет был сбит ракетой 9M38M1 ЗРК «Бук-M1». При этом в концерне утверждают, что ракета не могла быть выпущена с территории под контролем сепаратистов.

Политический оппонент

Против создания трибунала выступила Россия, причем эта оценка прозвучала на ​уровне президента Владимира Путина. По его словам, создание трибунала «преждевременно и контрпродуктивно». Ранее Министерство иностранных дел использовало схожую риторику для описания своего отношения к трибуналу в рамках ООН.

Позиция Москвы может стать определяющей в вопросе создания трибунала в рамках ООН. У России статус постоянного члена Совета Безопасности, который позволяет ей заблокировать любую резолюцию или решение этого органа.

Видео: РБК

Создание международного уголовного трибунала возможно только с одобрения Совбеза ООН, пояснил РБК юридический директор правозащитного центра «Мемориал» Кирилл Коротеев. С ним согласен научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Кирилл Энтин.

В начале-середине 1990-х годов Совбез ООН создал два трибунала: Международный трибунал по бывшей Югославии расследовал военные преступления, преступления против человечности и геноцид во время войн в Югославии в 1991–2001 годах, а Международный трибунал по Руанде — геноцид в отношении народности тутси в 1994 году.

Деятельность обоих трибуналов подвергалась критике со стороны политиков и юристов. Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин в 2011 году выступил с критикой Совбеза ООН, создавшего трибуналы по Югославии и Руанде. По его оценке, трибуналы должны были создаваться с помощью международных договоров, а не через односторонние действия Совбеза. Тем не менее, по оценке Энтина, полномочия Совбеза ООН по созданию трибуналов были зафиксированы в решении Международного трибунала по бывшей Югославии по делу «Прокурор против Тадича».

Создание трибунала — это формирование целой структуры, объясняет Энтин. По его словам, в ее состав войдут не только судьи, но и обвинитель, отвечающий за расследование дела. Она займется поиском виновных в катастрофе Boeing 777 малайзийских авиалиний. «Конечно, трибунал будет использовать наработки голландских следователей, которые занимались изучением причин аварии. Однако в том, что касается поиска и наказания виновных, эта работа будет вестись с нуля», — подчеркнул Энтин.

По оценке лектора по международному уголовному праву Эдинбургского университета Пола Беренса, стоимость работы международных трибуналов очень высока. В 2010–2011 годах бюджет Международного трибунала по бывшей Югославии составил $300 млн.

Годовщина падения «Боинга»: какие последствия имела трагедия на Украине
Фотогалерея 
<p><strong>Новые санкции против России и ухудшение отношений с Западом</strong></p>

<p>Пассажирский Boeing 777 Malaysian Airlines, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, упал недалеко от Донецка 17 июля 2014 года. Первая реакция международных лидеров на крушение была достаточно сдержанной. Но по мере того, как публиковались подробности катастрофы, главенствующей на Западе стала точка зрения, согласно которой лайнер был сбит ополченцами Донбасса из зенитного ракетного комплекса &laquo;Бук&raquo;, поставленного Россией.</p>

<p>В конце июля прошлого года Евросоюз и США ввели секторальные санкции против российской экономики, в частности в отношении концерна ПВО &laquo;Алмаз-Антей&raquo;&nbsp;&mdash; производителя &laquo;Буков&raquo;. Госбанкам, включая ВТБ и Сбербанк, был ограничен доступ к долгосрочному финансированию, иностранцы заморозили совместные проекты с российскими нефтяными компаниями и&nbsp;т.д. Перечень мер был составлен еще в марте Вашингтоном (президент США Барак Обама подписал указ, из которого следовало, что под санкциями могут оказаться не&nbsp;только отдельные люди, ответственные за события в Крыму, но и целые отрасли), но именно происшествие с Boeing ускорило их принятие.</p>

<p>В конце июня 2015-го ЕС продлил действие санкций до 31 января 2016 года, ограничения со стороны Штатов являются бессрочными.</p>

<p>Западная пресса сообщала, что лидеры отдельных стран начали избегать общения с российским президентом. В&nbsp;частности, это происходило на саммите &laquo;Большой двадцатки&raquo; в Брисбене в ноябре 2014 года. Путин покинул саммит раньше срока, в Кремле это объяснили рабочим графиком</p>

Шанс в Генассамблее

Главным совещательным, директивным и представительным органом ООН является Генеральная ассамблея. Но и ее возможности повлиять на создание международного трибунала в связи со сбитым Boeing 777 крайне ограничены.

«У Генассамблеи ООН нет полномочий создавать трибуналы: это компетенция Совбеза ООН», — подтвердил РБК Энтин. Он уточнил, что Генассамблея может принять только резолюцию, у которой не будет обязывающего статуса.

Однако Генеральная ассамблея может «вспомнить» о другой резолюции — «Единство в пользу мира» 1950 года. Как говорится на сайте ООН, она дает право Генассамблее принимать решения в области международного мира и безопасности, если Совет Безопасности не может действовать из-за вето.

В этом случае Малайзии, Нидерландам, Украине, Бельгии и Австралии понадобится доказать, что катастрофа Boeing 777 угрожает глобальным миру и безопасности. Кроме того, прецедентов, когда Генассамблея с помощью этой резолюции создавала международный трибунал, просто нет. Скорее всего, действия возможных истцов не будут поддержаны мировым сообществом: члены ООН опасаются, что этот случай станет основой для разбирательств против них самих.

Надежда на Гаагу

Еще одна возможность призвать к ответу виновных в крушении Boeing 777 под Донецком — обратиться в Международный уголовный суд (МУС). Он расположен в Гааге и действует в рамках ООН. В компетенцию суда входят геноцид, преступления против человечности, военные преступления, преступления агрессии.

В ст.12 Римского статута (.pdf), на основе которого строится деятельность МУС, говорится, что его юрисдикция распространяется только на государства, на территории которых произошло преступление, или страны, в которых было зарегистрировано воздушное судно, послужившее местом преступления. Кроме того, суд может вести процессы только над гражданами государств, которые ратифицировали Римский статут.

Видео: РБК

По этим критериям обращение в МУС становится невозможным для Австралии, Бельгии и Нидерландов. По словам Коротеева, у Малайзии, на которую был зарегистрирован Boeing 777, вряд ли получится убедить суд, что преступления совершались на борту самолета. «Суд едва ли согласится с такой трактовкой: преступление было совершено на земле», — сказал юрист.

Крушение Boeing 777 произошло на территории Украины. Однако эта страна не ратифицировала подписание Римского статута. Это не может служить препятствием для обращения в МУС. Суд допускает рассмотрение дел стран, которые не ратифицировали Статут в том случае, если они признают его юрисдикцию.

Проблема юрисдикции суда может негативно сказаться на перспективах любого процесса по делу о сбитом под Донецком Boeing, если к катастрофе могли быть причастны российские граждане. Россия, как и Украина, подписала, но не ратифицировала Римский статут. Поэтому перед тем, как обращаться в МУС, истцам будет необходимо добиться согласия России сотрудничать по этому делу или полноценной ратификации статута.

Впрочем, даже согласие России сотрудничать в предполагаемом процессе в рамках МУС не означает, что суд согласится рассматривать это дело. Он создавался для правосудия над лицами, виновными в массовых, масштабных преступлениях, совершенных с намеренным умыслом. Судьи могут прийти к выводу, что уничтожение Boeing 777 в небе над Украиной не может считаться таким преступлением.