Лента новостей
Турция начала подготовку к санкциям США из-за С-400 Политика, 10:04 В центре Москвы на проезжей части провалился грунт Общество, 10:01 Ростех предложил привлечь иностранцев к развитию 5G Технологии и медиа, 10:00 Личный опыт: как оборудовать автомобиль для выездного бизнеса и торговли РБК и ГАЗ, 09:59 Air China потребовала от Boeing компенсацию за простой самолетов 737 MAX Бизнес, 09:56 Когда негласные правила вредят отношениям Спецпроект РБК PINK, 09:55 Метро Москвы объяснило отказ выводить людей из вставших поездов по путям Общество, 09:50 Коломойский поздравил Зеленского с вступлением в должность СМС-сообщением Политика, 09:45 Что такое точка безубыточности и как ее рассчитать РБК и ВТБ, 09:29 Bloomberg сравнил состояние Безоса с богатством Рокфеллера и Вандербильта Общество, 09:24 Зачем Зеленский начал срочную избирательную реформу Политика, 09:18 Администрация Зеленского пообещала Москве политику «кнута и пряника» Политика, 09:14 Под Владимиром отменили режим контртеррористической операции Политика, 09:12 Никаких отговорок: почему вы боитесь открыть свой бизнес. Тест РБК и «Билайн» Бизнес, 09:01
Политика ,  
0 
Дума вернется к рассмотрению «закона о законах» Бориса Ельцина
Дума вернется к рассмотрению «закона о законах» первого президента России Бориса Ельцина. Такое поручение дал спикер нижней палаты Вячеслав Володин для повышения качества вносимых в Думу документов
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Наследие Ельцина

На следующей неделе в Госдуме может состояться первое заседание рабочей группы, которая разработает критерии повышения качества законопроектов, сообщил РБК председатель комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко (ЛДПР). Такую рабочую группу депутатам поручил создать председатель Госдумы Вячеслав Володин по итогам заседания Совета Госдумы в четверг, 15 декабря.

Группу возглавил первый вице-спикер нижней палаты Иван Мельников (КПРФ). В нее также вошли Диденко, глава комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия»), председатель комитета по регламенту Ольга Савастьянова («Единая Россия») и представители правового управления Госдумы.

Идея создания рабочей группы появилась после дискуссии в Думе о низком качестве законопроектов. Обсуждение этой темы предложил координатор фракции КПРФ Сергей Решульский. Он сказал РБК, что в парламенте нет определенной законом процедуры внесения, рассмотрения и принятия законопроектов. Формально порядок предусмотрен регламентом, но при его нарушении доказать это невозможно. Конституционный суд ссылается на то, что регламент — это внутренний документ нижней палаты, уточнил коммунист.

Как Володин дисциплину наводит

Работа седьмого созыва Госдумы началась с изменений регламента. В октябре депутаты проголосовали за запрет голосовать по доверенности за коллег, а позднее стало известно, что за прогулы депутатов будут штрафовать на шестую часть зарплаты. Помимо этого был изменен график работы парламентариев в регионах. Раньше депутаты работали по две недели на пленарных заседаниях, одну неделю — в комитетах и еще одну — в регионах. Теперь же депутатам выделили одну неделю для работы в регионах, а оставшиеся три занимают пленарные заседания, с которыми парламентариям нужно совмещать работу в комитетах.

В начале декабря на заседании совета законодателей спикер Госдумы Вячеслав Володин также призвал развивать практику применения законодательства о парламентском контроле, привлекать представителей региональных парламентов к экспертной оценке наиболее значимых законопроектов. 13 декабря Володин заявил, что в Госдуме была проведена оптимизация пространства, благодаря чему вопрос строительства нового здания для парламента более не актуален. По его словам, всех тех, кто занимал лишние площади, порядка 50 кв. м в старом корпусе, уравняли и сделали прозрачной систему распределения кабинетов. Депутат Госдумы от «Единой России» Евгений Ревенко 14 декабря рассказал РБК, что Володин на встрече с депутатами фракции заявил о намерении сохранить жесткий контроль дисциплины в нижней палате парламента на протяжении как минимум года.

За три месяца работы Дума нового созыва отклонила примерно 80 законопроектов, но при этом внесла более 150 новых, сказал РБК депутат от КПРФ Сергей​ Решульский. 30% внесенных законопроектов «можно тут же возвращать авторам, потому что в них нет ни соответствующих расчетов, ни обоснований», говорит коммунист, «нужно четкое обоснование, для чего необходим законопроект». Кроме того, считает Решульский, должны существовать жесткие сроки рассмотрения законопроектов, чтобы они не лежали в Думе по несколько лет.

По его словам, документ о регулировании порядка принятия законов был внесен в Госдуму еще в 1997 году президентом Борисом Ельциным, но принят был только в первом чтении. «Там расписан порядок принятия законов и требования к их экспертизе», — сказал Решульский. В проекте Ельцина указывалось, что второе чтение законопроекта назначается Советом Думы не позднее тридцати дней со дня принятия его в первом чтении. В нынешнем думском регламенте такой нормы нет.

Решульский уточняет, что законопроект Ельцина, «конечно, устарел», но рабочая группа должна его «посмотреть, обсудить» и, возможно, создать на его базе новый документ.

В протоколе заседания Совета Думы, состоявшегося в четверг, содержится поручение Володина «подготовить предложения по формированию системы требований» к законопроектам и «по дальнейшему рассмотрению» того самого законопроекта Ельцина «О порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов».

Критерии качества

Депутат от ЛДПР Алексей Диденко считает, что нового закона, который бы регулировал качество законопроектов, не требуется — вместо этого достаточно внести поправки в регламент. Депутат перечисляет несколько ключевых, по его мнению, критериев качества законопроектов: соответствие Конституции, четкое финансово-экономическое обоснование, пояснительная записка с ясным прогнозом «социально ожидаемого эффекта» от документа, перечень нормативных актов, в которые требуется вносить изменения.

Источник в руководстве Госдумы сказал РБК, что право на жизнь имеют оба подхода: и внесение поправок в регламент, и принятие отдельного законопроекта о качестве вносимых документов. По словам собеседника РБК, будет принято такое решение, с которым согласятся представители рабочей группы, руководство которой отдано оппозиции.

Кто именно и каким образом будет отслеживать, насколько качество законопроектов соответствует критериям закона, пока неясно, так как рабочая группа еще не собиралась, поясняет Диденко.

Политолог Николай Миронов говорит, что эксперты давно заявляют о необходимости принятия «закона о законах». По его словам, речь идет об экспертизе законов, изучении их взаимосвязи с другими нормативными актами, проработанности, коррупциогенности. Политолог согласен, что такого рода нормы можно внести и в думский регламент.

Но, с другой стороны, считает Миронов, недостаточно только прописать критерии качества законопроектов: «Нужна регулируемость в более широком смысле, и здесь мы сталкиваемся с вопросом разделения властей». Реально повышать качество законопроектов можно, когда урегулирована лоббистская деятельность и ведется работа по снижению уровня коррупции, считает эксперт. «А поскольку этого нет, то, когда будет нужно, все равно примут любой закон, не обращая внимания ни на что», — заключает Миронов.

При участии Алексея Гаврилко-Алексеева