Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Тишина, покой и звукоизоляция: как оградиться от лишнего шума. Карточки РБК и ROCKWOOL, 13:21 Фридман прибыл в суд в Мадриде по делу о банкротстве испанской компании Бизнес, 13:18 Как будет выглядеть Национальный космический центр в Москве. Фотогалерея Общество, 13:16  Минобороны объяснило отмену пуска ракеты на учениях с Путиным Общество, 13:11 В Петербурге суд оштрафовал на ₽20 тыс. ударившего омоновца болельщика Общество, 13:10 Ключевые события продуктового ретейла. Дайджест новостей Pro, 13:08 Травмированный футболист «Рубина» покинул реанимацию Спорт, 12:54 Как новые технологии помогают лучше узнать клиента и снизить расходы Партнерский материал, 12:51 Как оставаться востребованным на рынке труда Стиль, 12:50 Эксперты сообщили об ускоренном росте долгов у лиц с наименьшим доходом Общество, 12:46 МИД Турции пригрозил возобновить военную операцию в Сирии через 35 часов Политика, 12:39 Минкультуры раскроет данные о кинокомпаниях-должниках Общество, 12:33 Хоккеист Ягр посоветовал ходить в церковь для долгой спортивной карьеры Спорт, 12:24 СК назвал причину гибели найденной возле ущелья в Приморье туристки Общество, 12:23
Политика ,  
0 
Депутаты предложили бороться с отписками чиновников по китайскому методу
Рабочая группа Государственной думы обсуждает возможность введения коллективной ответственности чиновников за волокиту при рассмотрении обращений и жалоб граждан. Депутат Ярослав Нилов предлагает ввести как дисциплинарную, так и материальную ответственность за отказ чиновников рассматривать такие обращения по существу. Эксперты считают посыл правильным, но считают инициативу малореализуемой
Депутат ЛДПР Ярослав Нилов (Фото: ТАСС)

Китайский опыт повышения ответственности чиновников за работу с обращениями предлагает использовать в России депутат ЛДПР Ярослав Нилов. Инициатива предусматривает, что в случае, если чиновники ограничились отписками вместо решения проблемы, наказание за бездействие распространяется не только на чиновника, которому было поручено рассмотреть обращение, но и на всех, кому он перепоручал это, рассказал РБК депутат.

Гражданин может обратиться за помощью к любому чиновнику, начиная от того, кто прямо обязан ему помочь, и заканчивая президентом, напомнил Нилов. Во всех случаях рассмотрение обращения поручается чиновнику определенного уровня и затем перемещается по чиновничьей вертикали. Китайская система, с которой ознакомился отправившийся туда Нилов, предполагает наказание всех чиновников: и того, кому обращение было поручено, и тех, кому оно перепоручалось, пояснил депутат.

Разбирательство может быть инициировано в случае повторного обращения гражданина. Такое обращение должно быть рассмотрено чиновником вышестоящего уровня, уточнил собеседник РБК. Ответственость чиновников может быть как дисциплинарной (препятствие дальнейшему кадровому росту), так и материальной (лишение премий и т.д.), уточнил собеседник. Такой подход повысит ответственность должностных лиц при работе с обращениями граждан, у них появится стимул работать, а не заниматься отписками – сейчас ситуация в этой сфере ужасная, объяснил депутат.

«Это обычная ситуация, когда чиновники отфутболивают жалобу, и в итоге она попадает тому, на кого жалуются», – считает  доцент кафедры теории и практики государственного управления НИУ ВШЭ Павел Кудюкин. Инициативу Нилова он считает хорошей, но предвидит, что на практике будет очень сложно прописать механизм ее реализации. Он считает, например, неоправданным наказывать всех переадресовывавших жалобы: «У нас люди могут, например, требовать в администрации президента, чтобы им отремонтировали подъезд». Кроме того, Кудюкин отмечает, что в странах Европы вопросы об ответственности чиновников решают суды, рассматривать их внутри самой бюрократической системы – неправильно.

На сложности указывает и директор Центра технологий государственного управления РАНХиГС Владимир Южаков. Универсальную схему, которая бы подошла для всех госслужащих, найти сложно. «Такие попытки делались многократно, но все они не сработали», – сказал эксперт РБК. В качестве удачного примера он приводит введение на таможне в 2010 году упрощенного порядка обжалования действий ее работников. «Чиновнику должно стать невыгодно, чтобы жалоба уходила наверх, ответственность должны быть вплоть до дисквалификации служащего», – уверен Южаков.

Предложение Нилова рассмотрит рабочая группа по изменению закона о порядке рассмотрения обращений граждан при комитете Госдумы по делам общественных объединений, который возглавляет депутат ЛДПР. Группа была создана решением комитета на минувшей неделе – в действующем законе выявлены пробелы, пояснил Нилов. К участию в работе над поправками будут приглашены депутаты Госдумы, представители администрации президента, правительства, а также региональных и местных властей.