Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Умерла автор советского учебника по английскому языку Наталья Бонк Общество, 22:00 Брянское «Динамо» не собирается проводить проверку после угроз футболисту Спорт, 21:59 Власти Москвы объяснили необходимость мониторинга активности горожан Общество, 21:49 Верховный суд Невады признал Байдена победителем выборов в штате Политика, 21:26 Би-би-си включила Тихановскую и Пушкину в топ-100 влиятельных женщин года Общество, 21:22 Бумаги Ozon выросли более чем на 30% на открытии торгов в США Технологии и медиа, 21:11 Черчесов не увидел причин уходить в отставку Спорт, 21:04 Канделаки назвала цензурой выписанный ей Шнуровым штраф за интервью Политика, 21:03 Как четверти ретейлеров удалось увеличить выручку в 2020 году РБК и SAP, 20:58 Черчесов предпочел «бездарного» Заболотного талантливому Чалову Спорт, 20:48 Нейросети и видеоаналитика в бизнесе: как быстро окупятся инвестиции РБК и Intel NUC, 20:29 «Зенит» занял 4-е место по стоимости состава среди клубов вне топ-5 лиг Спорт, 20:18 Посол назвал «дискриминационным шагом» новые санкции США против России Политика, 20:06 Как «Сименс» развивает индустрию 4.0 в России РБК и «Сименс», 20:00
Год c COVID-19. Как изменился мир. Данные по России.
Политика ,  
0 

Иск к Игорю Гиркину: чего требуют родственники погибших под Донецком

Родственники погибших в авиакатастрофе под Донецком обратились в суд Чикаго с иском против авиакомпании и военного командира ополченцев ДНР Игоря Гиркина. РБК изучил иск и выяснил, в чем состоят их претензии
Бывший министр обороны ДНР Игорь Гиркин
Бывший министр обороны ДНР Игорь Гиркин (Фото: «РИА Новости»)

​Шестнадцать родственников погибших в авиакатастрофе под Донецком обратились в суд северного округа Иллинойса с иском против авиакомпании Malaysia Airlines и бывшего министра обороны ДНР Игоря Гиркина. РБК проанализировал иск и ответил на пять ключевых вопросов.

Почему иск подан в американский суд?

Истцы обратились в американский суд на основании Монреальской конвенции, регулирующей ответственность авиаперевозчиков перед пассажирами. Конвенция позволяет обращаться в суд либо по месту жительства пострадавших, либо в стране, где зарегистрирована сама авиакомпания или ее филиал.

Из шестнадцати истцов только Ясмин Калер, которая представляет двух своих погибших родственников в суде, — американка. Однако все погибшие не были американскими гражданами. Тем не менее в иске отмечается, что погибший в авиакатастрофе супруг основного истца Кэмерон Дэлзил купил билет в США, и это дает истцам право на возбуждение дела в Штатах. В Чикаго же, куда был подан иск, находится американское представительство Malaysia Airlines, которая выступает одним из ответчиков по делу.

В иске также объясняется, почему истцы не стали искать правосудия на Украине или в России. По их мнению, это не только «бесполезно», но и может грозить родственникам погибших расправой.

Кроме того, именно американский суд может обеспечить родственникам погибших в катастрофе максимальную компенсацию со стороны авиакомпании. По статистике, средний размер выплат по подобным судебным делам в США при заключении мирового соглашения составляет $3-5 млн за каждого пассажира, находившегося на борту разбившего самолета, говорил Fortune президент консалтиноговой авиационной фирмы Aon Питер Шмитц. 

Почему именно Гиркин?

Игорь Стрелков-Гиркин, который на момент катастрофы командовал войсками самопровозглашенной «Новороссии», по мнению родственников погибших, руководил доставкой одного или более зенитных комплексов на территорию Украины из России. В иске говорится, что повстанцы, находившиеся под руководством Гиркина, осуществили выстрел из этого комплекса по самолету Boeing 777-200, в результате чего погибли все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа. Гиркин, по мнению истцов, «отдал приказ, содействовал и/или подстрекал к совершению этого действия и/или вступил в заговор с теми, кто запустил ракету».

Истцы заявляют, что Гиркин действовал либо обладая «бесспорной властью, которой его наделили лица из правительства России», либо он действовал «в рамках закона России и ДНР».

Гиркин также фактически обвиняется в мародерстве: в иске отмечается, что он приказал вооруженным силам ДНР, находившимся на месте крушения лайнера, передать в штабы республики обнаруженные личные вещи погибших. Ценное имущество должно было быть передано в фонд обороны непризнанной республики.

К какому закону взывают истцы?

Адвокат, представляющий всех истцов по этому делу, Флойд Уайзнер опирается на американский закон о защите жертв пыток (US Torture Victim Protection Act — TVPA), который позволяет привлекать к ответственности перед американским судом иностранных граждан, даже если они совершили убийство на территории другого государства.

Гиркин и его заместитель Сергей Петровский (ополченец по кличке Хмурый), а также люди, непосредственно сбившие самолет, нарушили закон о пытках, причинив родственникам погибших моральные страдания, говорится в иске.

TVPA предусматривает, что человек, совершивший убийство, и имевший санкцию со стороны иностранного государства, несет материальную ответственность за свои действия. Ответчики потребовали с Гиркина $50 млн за каждого из погибших родственников: в общей сложности $850 млн.

В чем виновата Malaysia Airlines?

Гиркин не единственный ответчик по иску родственников жертв катастрофы. По мнению истцов, самолет Malaysia Airlines в результате халатности или бездействия руководства ​​авиаперевозчика летел над территорией, которая «на международном уровне была признана конфликтной зоной». В качестве аргумента приводится тот факт, что Федеральное авиационное управление США (FAA) запретило американским авиакомпаниям выполнять полеты над участком Украины. Стоит отметить, что FAA запрещала летать только над территорией Крыма, а в отношении полетной зоны в районе Днепропетровска запрет появился только после катастрофы.

Тем не менее истцы настаивают, что ряд международных авиакомпаний — British Airways, Qantas, Cathay Pacific, China Airlines, Asiana, Korean Air и Pakistan International Airlines приняли решение направить рейсы по другому маршруту, чтобы не лететь над опасной зоной. Поскольку Malaysia Airlines, по мнению истцов, пренебрегла безопасностью пассажиров, она должна выплатить им повышенную компенсацию. В рамках Монреальской конвенции авиакомпания обязана выплатить родственниками приблизительно $158 тыс. вне зависимости от того, лежит ли вина за крушение самолета на самой авиакомпании.

Но через суд родственники жертв вправе потребовать более значительных компенсаций, если им удастся доказать, что катастрофа произошла по вине авиакомпании. «В США вы не обязаны указывать точную сумму претензий, поэтому мы и не стали обозначать размер требований к Malaysia Airlines в иске миссис Дэлзил (основной истец по делу)», - пояснил в письме РБК юрист Флойд Уайзнер, представляющий родственников жертв в суде. 

Есть ли перспективы у этого иска?

«Я признаю, что вероятность [получения компенсаций по иску против Гиркина] мала», — сказал в интервью изданию «Медуза» адвокат истцов Флойд Уайзнер. Но он вспоминает, как Ливия, годами отрицавшая свою причастность к взорванному в 1988 году самолету компании Pan American, в итоге признала ответственность и выплатила родственниками погибших значительные компенсации.

«Процесс, скорее всего, имеет политические цели — если суд удовлетворит иск, то он фактически установит причастность Гиркина к катастрофе. И потом на это решение можно будет ссылаться как на судебный акт, вступивший в законную силу», — говорит адвокат Игорь Трунов.

Уайзнер подтвердил это предположение. «Наша главная цель - получить информацию и ответы, а также привлечь внимание к чаяниям семей погибших. Мы надеемся оказать давление на международное дипломатическое сообщество, чтобы оно установило личность ответственных за этот вопиющий акт и привлекло их к ответственности», пояснил адвокат. 

При участии Анастасии Михайловой