Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Как задерживали Навального. Видео Политика, 21:43 Сколько можно накопить за 10 лет. Калькулятор РБК и Сбер, 21:32 Росздравнадзор проверял подделывающую статистику ростовскую больницу Общество, 21:26 Внуково назвало щетку причиной перевода самолета Навального в Шереметьево Политика, 21:13 Навального задержали при прохождении паспортного контроля в Шереметьево Политика, 21:03 Более 70 участников Australian Open изолируют на 14 дней Спорт, 21:02 Алиса и Юлия Рубан - о дизайнерской одежде с душой и философией РБК Cтиль и Mercedes-Benz, 20:43 ЦСКА одержал вторую победу подряд в «армейском дерби» Спорт, 20:32 Самолет с Навальным сел в Шереметьево Политика, 20:22 В Москве произошло ДТП с участием грузовика и трамвая Общество, 20:20 Полиция Амстердама применила водометы для разгона демонстрантов Общество, 19:57 Подарок на века: как выбрать по знаку зодиака РБК «Стиль» и Алроса, 19:54 Умер работавший с The Beatles музыкальный продюсер Фил Спектор Общество, 19:50 Российская конькобежка завоевала серебро на чемпионате Европы Спорт, 19:48
Политика ,  
0 

Политологи: Новая схема выборов депутатов ударит по ЛДПР и "Яблоку"

Политологи объяснили РБК, каким образом поправки, внесенные президентом России Дмитрием Медведевым в закон о выборах депутатов Государственной думы, могут повлиять на ее состав и представленность в ней различных политических сил.
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Президент исследовательского центра "Политическая аналитика" Михаил Тульский уверен, что поправки абсолютно ничего не изменят. "Это продолжение линии Д.Медведева - заявлять о каких-то переменах, а на самом деле ничего не менять. Изображение перемен при их полном отсутствии в реальности", - считает он.

Более оптимистично смотрит на политические реформы директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности США Николай Злобин. "С одной стороны, позитивное ощущение, что избирательное законодательство будет меняться, и, наверное, оно может облегчить приход в Думу сил, которые сегодня там не представлены. Можно сказать, что это некая либерализация политического процесса. С другой стороны, мне кажется, что в этом законопроекте заложено много непонятных факторов, которые могут свести на нет весь позитив предложения", - полагает он.

Одним из важных факторов, не прописанных в законе, Н.Злобин считает отсутствие ясности относительно того, как Россия будет делиться на избирательные округа.

"Мировой опыт свидетельствует о том, что в странах, где функционирует примерно такая же система, как предлагает Д.Медведев, наиболее острые споры вызывают как раз границы избирательных округов, потому что при правильной нарезке избирательных округов можно обеспечить преимущество тем или иным партиям и политическим силам. Медведевское законодательство в определенной степени теперь американское, а Америка через это проходила довольно долго, - полагает эксперт. - Присоединение того или иного военного или промышленного предприятия, университета или того или иного спального района к избирательному округу может очень сильно изменить политическую направленность голосования. То есть на самом деле кто будет нарезать избирательные округа в России, тот в значительной степени предопределит состав будущей Думы и политическое будущее России".

Специалисты сошлись во мнении, что в первую очередь новая система ударит по партиям лидерского типа, у которых нет ярких региональных политиков. "Одной из главных пострадавших, наверное, будет ЛДПР Владимира Жириновского. Если не будет возможности поставить его во главе федерального списка, его не будет в избирательных бюллетенях, а это снизит результаты партии", - заметил директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Некоторый подрыв позиций может ожидать и "Яблоко".

Кроме того, по мнению Е.Минченко, новая система добавит трудностей оппозиционным партиям - им будет сложно составлять списки по 225 округам. "Это создает проблемы оппозиционным партиям еще и потому, что при новом порядке регистрации партий оппозиционных партий будет становиться все больше, возрастет конкуренция в оппозиционном сегменте, и партии власти будет легче получить большее количество мест", - добавил он.

А вот для "Справедливой России" и КПРФ это, напротив, может улучшить ситуацию, так как у них есть яркие региональные политики, хотя и им вряд ли удастся найти 225 узнаваемых региональных фигур.

Выгоднее всего предложенная система окажется для "Единой России", потому что у нее будет возможность скомпоновать региональные списки из местных элит. "Так как это партия начальников и олигархов, то 225 начальников и олигархов, заметных на местном уровне, партия вполне найдет. Они будут либо иметь в своих руках административный ресурс и будут известны избирателю, либо своими деньгами смогут задобрить граждан перед выборами. Для "Единой России" заметная выгода в том, что территориальных групп много", - отметил М.Тульский.

Между тем Е.Минченко считает, что медведевский закон сделает политику коммерческой. "Появится больше коммерческих кандидатов, которые будут в состоянии проплатить избирательную кампанию в конкретном регионе. Я думаю, это приведет к еще большей коммерциализации партийной жизни в стране", - пояснил он.

Политолог считает, что с принятием закона спешить не стоит: прежде нужно посоветоваться со специалистами, учесть международный опыт и, может быть, вынести на общественное рассмотрение.

Слова о том, что 225 округов дадут представителей всем регионам - мистификация, отметил М.Тульский. У шести регионов из-за незначительного числа проживающих там людей заведомо не будет мандатов (которые они, правда, смогут получить, если от них откажутся претенденты из других регионов).

"Раньше у нас были региональные списки, а регионы очень разные по размерам и масштабу фальсификации. Получалось, что при одинаковом населении у одного региона - три мандата, у другого - 15 проходных. Теперь будет 225 групп. Одна группа будет состоять из 0,5 млн избирателей, в 10-15 мелких будет меньше - от 30 тысяч. Из-за этого в каждой территориальной группе будет проходной, фактически, один мандат. Поэтому можно будет определенно сказать, кто именно пройдет в Думу. Если раньше была непредсказуемость - человека могли поставить на 10-е место, а он станет депутатом, другого поставят на третье-четвертое, а он не прошел - то теперь с 99% вероятности можно сказать, что если человек стоит на первом месте, он проходит. Либо если он на втором, а на первом - губернатор, скорее всего, второй будет проходным. Назначать состав Думы из Кремля можно будет намного точнее. Управляемость со стороны Кремля возрастает", - резюмировал М.Тульский.