Стоимость избирательных кампаний в России резко сократилась
Комитет по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (руководитель — президент «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко) подготовил доклад об итогах региональных избирательных кампаний 2015 года.
Цена победы
Кандидаты в губернаторы и политические партии стали меньше тратить на проведение избирательных кампаний, следует из доклада «Политтехнологические итоги региональных выборов 2015 года». Средняя стоимость губернаторских выборов снизилась в полтора-два раза в зависимости от региона, утверждают авторы исследования. В прошлом году стоимость выборов руководителя «некрупного северо-западного региона» составила около 150 млн руб., в этом году цена на сопоставимой территории была ниже 100 млн руб., рассказал РБК один из составителей доклада. Выборы губернатора в крупном сибирском регионе в этом году стоили 300 млн руб. В другом похожем регионе Сибири в прошлом году кампания стоила более 350 млн руб., при том что курс доллара был существенно ниже, добавляет собеседник РБК.
Авторы доклада объясняют падение цены двумя факторами: сокращением финансовых возможностей кандидатов и партий, а также снижением привлекательности мандатов для представителей бизнеса. Речь идет о негласном запрете властей на использование депутатского мандата для удовлетворения деловых интересов, поясняет Минченко.
Из-за отсутствия денег возник дефицит высококачественных специалистов. Соответственно, технологии ведения кампаний «демонстрировали тенденцию к деградации», говорится в исследовании. Политтехнологи стали хуже «выстраивать образ кандидата и выбирать содержательное послание» избирателям, пишут политтехнологи. Кроме того, кандидатами значительно реже проводилась кампания «от двери к двери», перечисляют авторы недостатки избирательных кампаний.
Смягчить «фильтр»
Авторы доклада предлагают, как упростить прохождение так называемого «муниципального фильтра» (сбор кандидатами в губернаторы подписей местных депутатов). Во-первых, авторы предлагают рассмотреть возможность разрешить не собирать подписи кандидатам от тех партий, которые уже представлены в региональных заксобраниях. Кроме того, они предлагают разрешить самим муниципальным депутатам ставить подпись сразу за нескольких кандидатов в губернаторы. Тот кандидат, что получил подпись депутата позже, сможет воспользоваться ею, если первый кандидат не сможет зарегистрироваться или будет отозван партией.
В 2012 и 2014 годах идею «двух последовательных подписей» уже предлагал близкий к Кремлю фонд ИСЭПИ.
О необходимости корректировки «фильтра» говорится и в докладе Агентства политических и экономических коммуникаций члена высшего совета «Единой России» Дмитрия Орлова (будет представлен во вторник). Авторы предлагают «официально и открыто» публиковать список «подписантов». Сейчас избиркомы не обязаны этого делать.
Лидеры парламентской оппозиции в понедельник в ТАСС говорили о необходимости полной отмены фильтра. «Сейчас партии проще выдвинуть кандидата в президенты России, чем кандидата на выборах губернатора», — говорил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. «Фильтр» превратился «в инструмент отстранения популярных в народе оппозиционеров от участия в кампаниях», добавлял руководитель «Справедливой России» Сергей Миронов. Собеседник РБК, близкий к руководству «Единой России», утверждает, что в этом избирательном цикле вопрос о корректировке муниципального фильтра не стоит.
На этих выборах проблема с «двойной» подписью муниципального депутата возникла у кандидата в губернаторы от КПРФ Олега Денисенко. Избирком отказал ему в регистрации, так как один из депутатов подписался не только за него, но и за врио губернатора Виктора Назарова. Позже Денисенко восстановил Верховный суд, фактически аннулировавший подпись за руководителя региона. Авторы доклада о политтехнологиях называют ситуацию вокруг Денисенко «злоупотреблением на местах». «Федеральный центр предпринимал беспрецедентные попытки исправления этих злоупотреблений», — подчеркивается в докладе. По словам Минченко, эксперты адресуют предложения по корректировке законодательства власти и парламентским партиям.