Вдоль западных границ: почему проверка Минобороны обеспокоила НАТО

На фоне проходящей в Брюсселе двухдневной встречи министров обороны стран — участниц НАТО представители России и североатлантического альянса начали заочную дискуссию о перемещении вооруженных сил вдоль западных границ. 14 июня генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сообщил о планах размещения в Литве, Латвии, Эстонии и Польше четырех многонациональных батальонов повышенной готовности. В тот же день министр обороны России Сергей Шойгу объявил о внезапной проверке вооруженных сил.
Очень внезапные учения
Внеплановая проверка стала поводом для новых заявлений Столтенберга. Он назвал проверку «подрывом стабильности». «Мы видели информацию в СМИ о новых внезапных учениях. За долгое время мы уже видели несколько таких учений. Проблема в том, что при этом не соблюдаются договоренности, в том числе Венский документ по наблюдению и контролю над учениями. Поэтому это подрывает военную транспарентность», — пояснил он на пресс-конференции.
Директор департамента общеевропейского сотрудничества российского МИДа Андрей Келин заявил в ответ, что Москва всегда своевременно информирует иностранных военных атташе о внезапных учениях. Келин уточнил, что учения такого типа, как проходят сейчас, не относятся к оговоренным документом мероприятиям. «Собственно, новая форма и не более того. Нарушений действующих документов здесь никаких нет абсолютно», — заявил он. Шойгу объяснял внезапную проверку необходимостью «оценки боевой и мобилизационной готовности». Министр обещал, что будет проверена готовность системы управления войсками с развертыванием полевых подвижных пунктов управления объединений и привлекаемых соединений. Кроме того, проверка коснется арсеналов и баз хранения техники.
В своем ежегодном докладе, представленном в январе 2016 года, Столтенберг заявил, что Россия «пользуется лазейками» в Венском документе, не сообщая о крупных военных учениях и используя внезапные учения. Источник РБК в НАТО ранее отмечал, что альянс особенно обеспокоен внезапными учениями России после событий весны 2014 года, когда к России был присоединен Крым. Военный источник в НАТО подчеркивал, что учения альянса, в отличие от «внезапных» учений России, планируются заранее, иногда за несколько лет до проведения.