В том же ключе комментировали выступление президента и официальные спикеры. «Россия будет придерживаться миролюбивой внешней политики, но Россия — суверенное государство, которое принимает решения исключительно в интересах своих граждан», — откликнулся на выступление лидера вице-спикер Госдумы единоросс Сергей Неверов.
Ставка на мирные средства разрешения кризиса и нежелание ввязываться в войну — один из главных сигналов выступления, подтверждает близкий к руководству партии власти источник.
Политтехнолог Константин Калачев считает, что речь президента соответствует крылатому выражению «хочешь мира — готовься к войне». По его мнению, на фоне доставки гуманитарной помощи на Украину выступление было подчеркнуто миролюбиво. Но в то же время, обращает внимание политтехнолог, Путин отметил, что в Крыму будет создана отдельная военная группировка. «Миролюбивая риторика Путина прежде всего обращена ко внешнем миру. Есть явное желание снять накал в отношениях с Западом, и президент дает понять, что Россия ограничится Крымом», — рассуждает Калачев.
По мнению директора по исследованиям близкого к Кремлю фонда ИСЭПИ Александра Пожалова, нагнетавшаяся атмосфера вокруг возможности войны с Украиной была информационным шумом, предварявшим выступление президента. «На фоне изоляционистской риторики депутатов и сенаторов Путин дал сигнал, что Россия не пойдет по пути изоляции. Он осадил сторонников жесткой линии», — отмечает политолог.
Не санкции, а поддержка
Обсуждение экономической ситуации Путин свел к минимуму. Президент прокомментировал только свой указ о специальных экономических мерах в целях обеспечения безопасности России. Как сообщается на официальном сайте президента, в Крыму Владимир Путин подчеркнул, что «это не просто ответные меры, а в первую очередь меры поддержки отечественных производителей, открытие российского рынка для стран и производителей, которые хотят сотрудничать с Россией и готовы к такому сотрудничеству».
Указ президента, предусматривающий разработку мер импортозамещения продовольствия был опубликован 6 августа. Уже на следующий день правительство опубликовало запретительный перечень на ввоз в Россию продовольствия из США, Евросоюза, Австралии, Канады и Норвегии. Кроме того, премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минсельхозу до 30 сентября подготовить программу импортозамещения сельскохозяйственной продукции.
На поддержку российского АПК в рамках импортозамещения потребуется 250 млрд руб. за 5 лет, сообщил в четверг вице-премьер Аркадий Дворкович. Председатель военно-промышленной комиссии при правительстве Олег Бочкарев также сообщил о высокой степени готовности программы импортозамещения в сфере ВПК, не назвав стоимость программы.
В целом встреча с президентом изначально была запланирована не для громких новостей, утверждает собеседник, близкий к администрации президента. Важно было дать несколько сигналов и, в первую очередь, показать, что Крым — это Россия, и российское руководство, несмотря на нервные заявления Украины, собирается здесь. Кроме этого, очень важно ответить и на вопросы, которые волей-неволей возникают у россиян: почему мы не вводим войска, не бросим ли мы Крым и как отвечать на санкции, продолжает собеседник. Важно подчеркнуть, что мы — миролюбивое государство, которое не допустит войны, но будет вести самостоятельную внешнюю политику и Крым не бросит.
Выйти из-под юрисдикции
Россия может выйти из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), если тот продолжит принимать решения, которые российские власти считают политизированными, сказал Путин, отвечая на вопросы депутатов. ЕСПЧ 31 июля обязал Россию выплатить €1,86 млрд по жалобе акционеров компании ЮКОС — это самая большая сумма выплат в истории суда. Об этом решении Путин не упомянул, приведя в пример вердикт по делу человека, которого удерживали в тюрьме в Приднестровье — по его словам, компенсировать ущерб тоже обязали Россию, хотя она не имела к этому отношения. ЕСПЧ не выполняет функций, ради которых создавался: не регулирует правовые отношения и не защищает права, а «просто исполняет какую-то политическую функцию», считает президент. Но пока такого вопроса в повестке нет, «всякие дискуссии» с ЕСПЧ ведутся, уточнил он.
Россия признала обязательной юрисдикцию ЕСПЧ в 1998 году, об этом сказано в законе, которым ратифицирована Европейская конвенция о правах человека. Начиная с 2003 года (спустя пять лет после ратификации), Россия вправе денонсировать конвенцию, следует из положения самой конвенции (п.1 ст.58).
Не исключен также выход России из международных договоров: США из соображений национальной безопасности в одностороннем порядке вышли из договора об ограничении стратегических наступательных вооружений; Россия будет поступать также, если это отвечает ее интересам, сказал Путин.
По российской Конституции, международные договоры — часть российской правовой системы и приоритетны по отношению к российским законам. Депутаты предложили отменить эту норму Конституции, но Путин, как и прежде, призвал относиться к изменениям аккуратно.
Положение о приоритете международных договоров содержится в главе 1 Конституции России, где перечислены основы конституционного строя. Изменить ее решением Федерального собрания невозможно — потребуется написать новую Конституцию, а для этого созвать Конституционное собрание, закона о созыве которого в России не существует.
Норма о верховенстве международного права существует всего в нескольких странах, и вопрос о его отмене — это предмет, над которым надо очень серьезно подумать и который надо серьезно обсудить, сказал РБК Неверов.
Пока вопрос о об отказе от этой нормы, а также о выходе из-под юрисдикции ЕСПЧ серьезно не стоит; скорее всего, шагов в этом направлении сделано не будет, говорит источник, близкий к администрации президента. Вопрос был задан президенту умышленно, но только чтобы дать Западу сигнал о том, что Россия может действовать активно. Пока вопрос о выходе из-под юрисдикции ЕСПЧ можно обсуждать только теоретически, говорит вице-спикер Госдумы Сергей Железняк.
По словам адвоката Вадима Прохорова, когда у депутатов речь заходит о выходе из-под международной юрисдикции, прежде всего имеется в виду Совет Европы, об этом давно мечтает российская элита. В последний раз из Совета Европы выходила Греция во времена диктатуры черных полковников в 1967 году, напомнил Прохоров. Спустя пять лет Греция вернулась в организацию.
Фарида Рустамова, Михаил Рубин, Максим Гликин, Петр Нетреба, Светлана Бочарова