Лукашенко помиловал оппозиционеров Бабарико и Колесникову
Президент Белоруссии Александр Лукашенко помиловал 123 заключенных из числа граждан различных стран, в том числе белорусскую оппозиционерку Марию Колесникову и своего главного соперника на выборах 2020 года, экс-главу Белгазпромбанка Виктора Бабарико. Как уточнил штаб Бабарико, всех освобожденных белорусских оппозиционеров вывезли на Украину.
О помиловании 123 заключенных сообщил близкий к пресс-службе белорусского лидера телеграм-канал «Пул Первого». Решение, как поясняется в сообщении, принято «в рамках достигнутых договоренностей с Президентом США Дональдом Трампом и по его просьбе, в связи с отменой незаконных санкций против калийной отрасли Республики Беларусь». Это уже девятое помилование, которое Лукашенко подписал в 2025 году. В конце ноября он помиловал 31 гражданина Украины.
Об освобождении Бабарико сообщило издание «Наша Нiва» (в Белоруссии оно внесено в список причастных к экстремистской деятельности организаций). Информацию подтверждает Reuters.
Виктор Бабарико в 2000–2020 годах был председателем правления Белгазпромбанка. В мае 2020 года он выдвинул свою кандидатуру для участия в президентских выборах. Однако в июне в минский офис банка пришли сотрудники Комитета государственного контроля (КГК), которые изъяли более $4 млн и ценные бумаги на сумму свыше $500 тыс., а также задержали около 30 человек, в том числе Бабарико. Иван Тертель (на тот момент возглавлял КГК, а сейчас руководит КГБ) заявил, что за деятельностью банкира стояли «кукловоды» — «большие начальники в «Газпроме». В Кремле потребовали аргументировать эти заявления.
В июле 2020 года ЦИК отказалась регистрировать Бабарико кандидатом.
«Наша Нiва» пишет, что Колесникова уже успела поговорить со своей сестрой Татьяной Хомич.
Колесникова 12 лет прожила в Германии, в 2019 году вернулась в Белоруссию и приняла предложение занимавшего тогда пост председателя правления Белгазпромбанка Виктора Бабарико возглавить арт-пространство «ОК16». Когда в 2020 году Бабарико объявил о решении баллотироваться в президенты, Колесникова стала координатором его штаба. В сентябре 2021 года Колесникову приговорили к 11 годам заключения, признав виновной по ч. 1 ст. 357 (заговор с целью захвата власти), ч. 3 ст. 361 (призывы к действиям, направленные на причинение ущерба национальной безопасности), ч. 1 ст. 361-1 (создание экстремистского формирования) УК Белоруссии.
Осенью 2021 года в интервью РБК оппозиционерка заявила, что не будет просить о помиловании, поскольку невиновна.
Также в списке освобожденных белорусский адвокат из штата Бабарико и активист Максим Знак — член президиума координационного совета оппозиции.
Знаку оглашали приговор вместе с Колесниковой, дело рассматривалось в закрытом судебном заседании. Он получил 10 лет заключения за участие в заговоре, совершенном с целью захвата власти неконституционным путем, руководство экстремистским формированием и совершение «иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности». Знак был исключен из коллегии адвокатов в начале 2022 года. Его защита заявляла, что он подвергся уголовному преследованию из-за выражения мнения по реализации в Белоруссии фундаментальных прав.
Кроме того, были освобождены лауреат Нобелевской премии мира Алесь Беляцкий — председатель признанного в Белоруссии экстремистским правозащитного центра «Весна», и его коллеги по центру Валентин Стефанович и Владимир Лабкович.
Также освобождены Марина Золотова — бывший главный редактор TUT.BY (осуждена на 12 лет), Масатоси Наканиси — гражданин Японии, преподаватель (обвинялся в шпионаже, был приговорен к семи годам), и другие.
Все освобожденные находятся в безопасности и за переделами Белоруссии, заявил советник основательницы Координационного совета Светланы Тихановской Денис Кучинский.
За несколько часов до того, как стало известно о помиловании заключенных, спецпосланник США в Белоруссии Джон Коул на переговорах с Лукашенко сообщил о снятии санкций против белорусского калия. «По мере нормализации отношений между двумя странами все больше санкций будет сниматься», — сказал он.
Адвокат Михаил Бирюков, который защищал интересы бывшего муниципального депутата Москвы Ильи Яшина (признан иноагентом) пояснил РБК, что ни заключенных, ни их защитников заранее не информируют об обмене: люди узнают о нем уже по факту вывоза, а возвращение в страну после обмена считается небезопасным.
«Человека увозят из колонии, где он отбывает, наказание. Он не знает, зачем его ведут, куда его везут. Понимание того, что он подлежит обмену, наступает только тогда, когда его сажают в самолет», — сказал он.
Читайте РБК в Telegram.
Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе



