Перейти к основному контенту
Политика ,  
0 

Японский премьер защитит свою экономическую политику на выборах

14 декабря в Японии пройдут внеочередные парламентские выборы. На их проведении настоял действующий премьер-министр Синдзо Абэ. Он считается безальтернативным фаворитом. Голосование необходимо политику для поддержки его экономических преобразований, которые пока не принесли результатов.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ (Фото: REUTERS 2014)

Премьер объявил о проведении досрочных выборов сразу после того, как ​правительство сообщило результаты пересмотренных данных по росту ВВП. Оказалось, что в третьем квартале ВВП просел на 1,6% по сравнению с предыдущими тремя месяцами. Это свидетельствовало о наступлении в стране технической рецессии – по меньшей мере пятой за последние десять лет.

Несмотря на экономическую нестабильность, фаворитом гонки является правящая Либерально-демократическая партия во главе с премьер-министром Абэ. Глава правительства происходит из влиятельной политической семьи: его дед в 1950-е возглавлял правительство Японии, а отец в 1980-е руководил МИД страны. Сам Абэ сформировал свой первый кабинет в сентябре 2006 года и стал самым молодым премьер-министром Японии с начала Второй мировой войны (тогда ему только исполнилось 52 года).

Преемник харизматичного Дзюнъитиро Коидзуми на посту главы партии и правительства, поначалу Абэ обладал невысокой популярностью из-за противоречивых действий и ряда скандалов. Крупнейшим из них стало самоубийство министра сельского хозяйства Тошикацу Мацуока. Министр был обвинен в чрезмерной трате средств на аренду помещения для своего офиса, перед началом парламентских слушаний по поводу своей отставки он покончил с собой.

Назначенный вскоре новый глава Минсельхоза уволился два месяца спустя: его тоже заподозрили в растрате казенных денег на аренду помещения. Наконец, третий за три месяца руководитель ведомства уже через неделю уволился из-за скандала с неправомерным субсидированием властями фонда, который он возглавлял. Вскоре в отставку подал сам Абэ. К тому моменту рейтинг одобрения его кабинета, по данным Jiji Press, составлял около 30%.

Второе пришествие

Сейчас ситуация иная: весь 2013 год рейтинг Абэ не опускался ниже 60%, в последние месяцы он колеблется в районе 50–60%. Ежемесячные опросы социологов медиакомпании NHK показывают, что для либерал-демократов расклад с прошедших выборов не изменится. На 7 декабря п​ри 34,5% не определившихся партия Абэ может набрать не менее 38% голосов. Два года назад, когда либерал-демократы выиграли парламентские выборы после трех лет в оппозиции, последние предвыборные опросы Kyodo News отдавали им 23% при 40% «молчунов».

По мнению экспертов The Japan Times, большое число не определившихся не помешает успеху правящей партии, даже учитывая ожидания рекордно низкой явки (около 48–52%). Издания Nikkei и Yomiuri едины во мнении: по итогам выборов либерал-демократы слегка упрочат свои позиции, заняв около 300 мест в парламенте (против 295 мандатов два года назад). В процентном соотношении это означает рост с 61 до 63% депутатских кресел.

По Конституции Мэйдзи 1889 года в Японской империи создавался двухпалатный парламент, нижняя палата которого состояла из 300 депутатов, избранных частично по одномандатным округам, частично – по двумандатным. Смешанная система сохраняется в парламенте до сих пор, но уже в другом виде: 300 представителей избираются по мажоритарной системе в одномандатных округах, еще 180 – по партийным спискам.

В 2013 году правительство пересмотрело принцип деления округов, в итоге количество депутатов в нижней палате уменьшилось на пять человек, до 475 мест, за счет «одномандатников». Выборы 2014 года станут первыми по новой системе.

Примечательно, что абсолютное большинство в две трети голосов позволяет депутатам отменять решения верхней палаты парламента – Палаты советников.


Сохранить достижения может и партнер либерал-демократов по коалиции, правоцентристская «Комэйто». «Партия сохранит свои девять одномандатных депутатов и, вероятнее всего, усилит позиции в округах с пропорциональной системой, – пишет Nikkei. – В содружестве с либерал-демократами 317 мест конституционного большинства им обеспечено».

У Коммунистической партии Японии есть шанс удвоить количество депутатов до как минимум 16 человек, считает издание. Это может стать лучшим результатом для движения с 2000 года. Напротив, серьезное поражение может ожидать Демократическую партию – главное оппозиционное движение, в 2009–2012 годах руководившее правительством. По прогнозам Nikkei, демократы могут потерять некоторые из 62 мандатов, которыми она сейчас обладает. По опросам NHK, партия может рассчитывать не более чем на 12% голосов.

Как отмечает газета Asahi, потеря демократами своего электората может быть вызвана умеренной позицией партии по вопросу атомной энергетики. Наравне с ремилитаризацией восстановление работы АЭС является важным и, пожалуй, самым спорным моментом политики Абэ. Отказ демократов от критики прямого конкурента Asahi объясняет поддержкой, которую партия получает от профсоюза энергетиков. Последние же заинтересованы в возобновлении работы АЭС по всей стране.

В отличие от демократов «третьи партии» не стесняются своего отношения к программе правительства. И если националистическая Партия инноваций (Japan Innovation Party) предлагает лишь отсрочить ввод в эксплуатацию АЭС до завершения постройки всех хранилищ ядерных отходов, то коммунисты, социал-демократы, «зеленые» из Партии жизни (Life Party) и неолибералы из Партии возрождения (The New Renaissance Party) жестко критикуют атомную энергетику в целом.

Букскующая «абэномика»

Основной темой выборов все же станет экономика. Абэ необходимо заручиться народной поддержкой, чтобы продолжать свой радикальный курс по оздоровлению экономики. Прежде всего, политику потребуется легитимность для повышения налога с продаж в с 8 до 10%, которое было в итоге перенесено с октября 2015 на 2017 год.

Даже незначительное повышение налога в японских условиях чревато масштабными последствиями. Дело в том, что он стал одним из ключевых факторов, приведших к нынешней рецессии. В апреле и впервые за последние 17 лет он был повышен с 5 до 8%, а уже за период с июля по сентябрь ВВП страны снизился, по уточненным данным, на 1,9%.

Налог с продаж является вынужденной мерой – поступления от него должны пойти на сокращение бюджетного дефицита и обслуживание государственного долга. Последний превысил 220% ВВП, а в абсолютных цифрах – более квадриллиона иен (свыше $11 трлн).

Являясь вынужденной мерой, он вступает в противоречие со всей экономической программой Абэ, с которой он и пришел к власти в 2012 году – «абэномикой». Она призвана побороть исконную проблему японской экономики последних десятилетий – дефляцию, то есть снижение цен. Дефляция мешает местным компаниям зарабатывать на внутреннем рынке, что, в свою очередь, негативно сказывается на их конкурентоспособности на мировой арене.

Для борьбы с дефляцией два года назад Абэ предложил запустить «три стрелы» – во-первых, проводить ультрамягкую монетарную политику, залив японский рынок ликвидностью. Ее затем можно потратить на модернизацию производства. Кроме того, избыток денежных средств должен был стимулировать инфляцию. Во-вторых, премьер намеревался провести структурные реформы, призванные помочь японским предприятиям вернуть часть их конкурентных преимуществ. Для этого Абэ снизил корпоративные налоги и увеличил государственные расходы. Наконец, третьей стрелой «абэномики» должна была стать фискальная консолидация.

В теории эти «три стрелы» должны были вывести инфляцию на уровень в 2% и помочь японскому бизнесу. В реальности пока этих целей добиться не удалось. Например, инфляция не дотягивает даже до 1%. Некоторые аналитики уже предупреждают, что закачка денег в экономику Японии и увеличение госдолга могут угрожать катастрофическими последствиями не только для самой страны, но и для всего мира.

1 декабря Moody’s понизило кредитный рейтинг Японии на одну ступень – с Aa3 до A1 со «стабильным» прогнозом. Формально это по-прежнему инвестиционная категория, однако для Токио унизительно другое. Сейчас кредитная надежность Японии оценивается ниже, чем у Китая (Aa3), и находится на одном уровне с Чехией при несравнимом влиянии на мировую экономику.

Некоторым утешением для премьера может стать собранная Bloomberg статистика. Оказалось, что в 2014 году IPO в Японии проведут 80 компаний – наибольшее количество с 2007 года​.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 мая
EUR ЦБ: 98,56 (-0,08)
Инвестиции, 03 мая, 16:44
Курс доллара на 4 мая
USD ЦБ: 91,69 (-0,36)
Инвестиции, 03 мая, 16:44
Италия после слов Макрона об Украине призвала «плести паутину дипломатии» Политика, 20:49
Российская олимпийская чемпионка по борьбе Воробьева завершила карьеру Спорт, 20:40
Садик Хан в третий раз выиграл выборы мэра Лондона Политика, 20:20
Ферстаппен выиграл спринт на Гран-при Майами «Формулы-1» Спорт, 20:11
Глава Оренбургской области пообещал выплаты всем пострадавшим от паводка Политика, 19:43
Россиянку обвинили в организации деятельности запрещенной китайской секты Общество, 19:42
Стала известна дата матча «Спартака» и «Балтики» за выход в финал Кубка Спорт, 19:37
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
В Германии заявили о привлекательности Украины для бизнеса Бизнес, 19:23
«Реал» разгромил «Кадис» и оказался в шаге от чемпионства в Испании Спорт, 19:13
Задорнов сравнил проблемы расчетов с другими странами с тромбозом Финансы, 19:05
«Крылья Советов» проиграли аутсайдеру чемпионата России Спорт, 18:56
МВД объявило в розыск бывшего врио министра обороны Украины Политика, 18:42
«Бавария» впервые за шесть лет проиграла «Штутгарту» Спорт, 18:28
Синоптики объяснили, что происходит с погодой в России Общество, 18:26