7 ноября государственный министр Саудовской Аравии по делам Персидского залива Самер Аль-Сабхан заявил, что Эр-Рияд будет рассматривать Ливан как государство, которое объявило королевству войну, сообщал телеканал Al Arabiya. Он обвинил Ливан в том, что правительство страны закрывает глаза на действия «Хезболлы», которая ведет террористическую пропаганду среди молодежи и стоит за незаконной торговлей наркотиками.
Заявление Аль-Сабхана последовало после того, как 4 ноября повстанцы-хуситы запустили с территории Йемена баллистическую ракету по международному аэропорту в Эр-Рияде. Ракета была сбита саудовской ПРО. Ливанская группировка «Хезболла» уже несколько лет участвует в конфликте в Йемене на стороне шиитов-хуситов, которых также поддерживает Иран. Саудовская Аравия в конфликте поддерживает суннитские правительственные силы Йемена.
Протесты сторонников «Хезболлы» в Бейруте, Ливан
(Фото: Hussein Malla / AP)
Эр-Рияд не ограничился заявлениями о враждебном характере действий Бейрута и 9 ноября призвал всех своих граждан, находящихся в Ливане, покинуть страну. Вслед за королевством с аналогичным призывом к своим гражданам обратились ОАЭ, Кувейт и Бахрейн.
История «Хезболлы»
В 1975–1990 годах в Ливане шла гражданская война, в которой также принимали участие другие государства региона — Сирия, Израиль, Иран. Конфликт унес жизни по меньшей мере 144 тыс. человек. В 1982 году Израиль оккупировал территории на юге Ливана. В том же году при поддержке Корпуса стражей Исламской революции (элитное подразделение иранской армии) была создана группировка «Хезболла». Целью своей борьбы «Хезболла» в 1985 году назвала выдворение иностранных сил из страны и установление исламского режима. У «Хезболлы» есть и политическое крыло — одноименная партия, участвующая в парламентских выборах в Ливане с 1992 года.
Группировка контролирует территории на юге страны и границу с Израилем, депутаты «Хезболлы» занимают 12 из 128 мест в парламенте Ливана. С 2011 года «Хезболла» участвует в сирийской войне на стороне правительства Башара Асада, несмотря на официальный нейтралитет Бейрута. Боевики «Хезболлы», как пишет Jerusalem Post, хорошо вооружены, армия группировки насчитывает несколько тысяч человек и располагает тяжелым вооружением.
Ливан — один из центров многолетнего противостояния Саудовской Аравии и Ирана, указывал в обзоре отношений двух стран Брюс Ридль из Брукингского института. В последнее время Саудовская Аравия, Израиль и США все активнее говорят о недопустимости расширения влияния Ирана в регионе, указывая на значительное присутствие проиранских вооруженных группировок в Сирии, Йемене и Ливане. 3 ноября во время выступления в Королевском институте международных отношений в Лондоне премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху заявил, что не допустит, чтобы Иран закрепился в Сирии, как он сделал это в Ливане.
«Ни у кого не вызывает сомнений, что Иран выстраивает непрерывную линию влияния до Средиземного моря через Сирию и Ливан. И очень мощным военным подразделением Ирана в этом регионе является «Хезболла», — сказал РБК экс-советник Нетаньяху Бенни Брискин. Учитывая общность интересов, сотрудничество между Тель-Авивом и Эр-Риядом в вопросе противостояния «Хезболле» выглядит вполне объяснимо. По словам Брискина, правительство Израиля уже на многих уровнях сотрудничает с королевством, однако саудовские руководители не могут официально признать его «из-за общеарабской солидарности».
Ситуация с ливанским премьер-министром является продолжением экспансионистской, в меру агрессивной внешней политики Саудовской Аравии после того, как новым наследным принцем стал Мухаммед бен Салман аль-Сауд, говорит эксперт Российского совета по международным делам Юрий Бармин. Стремясь повысить роль страны в мире, он делает ходы, которые не всегда просчитывает, указывает Бармин. Эксперты называют принца вдохновителем саудовского вмешательства в гражданскую войну в Йемене в 2015 году.
В конфликте с Ливаном до войны, об опасности которой предупреждали европейские министры иностранных дел, может не дойти. По мнению Бармина, сейчас сложно прогнозировать развитие ситуации, многое будет зависеть от того, вернется ли Харири в Ливан. По словам Брискина, никому в регионе, в том числе ослабленной сирийским конфликтом «Хезболле», война сейчас не нужна. Однако эксперт не исключает военную развязку кризиса: «Как это всегда происходит на Ближнем Востоке, военные действия может спровоцировать маленькая искра».
Учитывая последнее интервью Харири о его готовности вернуться в Ливан и то, что Израиль, Египет и другие региональные игроки не показали готовности к активным действиям на ливанском фронте, ситуация может разрешиться мирно — Саудовская Аравия, осознав, что ее расчет на поддержку региональных игроков не оправдался, отступится, и Харири сможет вернуться в Ливан, прогнозирует Руслан Мамедов, программный координатор Российского совета по международным делам.
Как устроена власть в Ливане
По Конституции Ливан является парламентской республикой. При назначениях на высшие государственные посты применяется конфессиональный принцип: пост президента должен занимать католик-маронит, премьер-министра — суннит, председателя парламента — шиит, заместителей премьер-министра и председателя парламента — православные.
Саад Харири — лидер суннитского «Движения за будущее», которое входит в правящую «Коалицию 14 марта». По итогам парламентских выборов 2009 года она занимает 72 из 128 мест в парламенте. «Хезболла» входит в другую коалицию — «Коалицию 8 марта», но поддерживает действующее правительство, писал Reuters. Лидер «Хезболлы» Хасан Насрулла заявил 12 ноября, что его партия не требовала отставки Харири.
Саад Харири — сын премьер-министра Ливана Рафика Харири, возглавлявшего правительство страны в течение 12 лет (с 1992 по 2004 год с перерывами). Харири-старший был убит в 2005 году в результате теракта. Специальный трибунал по Ливану при ООН установил, что в атаке на Харири участвовали четверо активистов «Хезболлы», а в числе главных организаторов названы два высокопоставленных члена группировки.