Генсек НАТО напомнил о сохранении угрозы со стороны России
Западный мир сейчас стоит перед самыми серьезными вызовами со времен холодной войны. В этих условиях военному альянсу НАТО удалось переломить тенденцию на сокращение военных расходов, продолжая не только укреплять обороноспособность своих участников, но и диверсифицировать свои действия. Такие выводы содержатся в докладе НАТО за 2016 год, опубликованном в понедельник, 13 марта.
«НАТО остается сильным, потому что мы продолжаем адаптироваться», — подчеркнул на пресс-конференции, посвященной выходу доклада, генсек альянса Йенс Столтенберг. По его словам, публикация ежегодных докладов о деятельности организации — хороший способ демонстрировать прозрачность для почти 1 млрд жителей стран — членов НАТО.
Решительный сосед
Поворотным моментом для альянса в докладе назван 2014 год, а именно действия России в начале украинского кризиса и резкое расширение территории под контролем «Исламского государства» (ИГИЛ, запрещенная в России террористическая группировка). «На юге сохраняются нестабильность и насилие, на востоке Россия продолжает решительные действия», — отметил Столтенберг. По его словам, своими действиями Россия «подрывает суверенитет других государств» (цитата по ТАСС). Однако, добавил генсек, сопоставлять Россию и ИГИЛ нельзя: «ИГИЛ — это террористы, тогда как Россия — наш сосед, с которым нужен диалог».
В документе отмечается, что НАТО намерено строить свои отношения с Москвой на основе регулярного диалога «во избежание недопонимания» и с целью повысить взаимную прозрачность и предсказуемость. «На предыдущем Совете Россия — НАТО в декабре 2016 года мы уже обсуждали, как возможно превратить это мероприятие в форум по взаимному оповещению о предстоящих учениях», — подчеркнул на пресс-конференции Столтенберг. Генсек рассчитывает принять участие как наблюдатель в российско-белорусских военных учениях «Запад-2017».
На восточном направлении НАТО продолжает развертывать четыре многонациональные операционно-тактические группы, в каждой из которых будут от 1 тыс. до 1,5 тыс. военных. По словам Столтенберга, их размещение должно завершиться в июне 2017 года. Группы будут базироваться в Эстонии, Латвии, Литве и Польше. Россия выступала против размещения новых групп вблизи ее границ.
Столтенберг дал понять, что руководство НАТО в курсе предположений о возможном участии России в попытке государственного переворота в Черногории. «Это как раз повод для страны вступить в наш союз, а не отказываться от этого», — уверен генсек. По его словам, соглашение о вступлении Черногории подписано уже 25 из 28 стран альянса (кроме Испании, Нидерландов и США), поэтому присоединение бывшей югославской республики к альянсу лишь дело времени.
Неспокойный юг
На южном направлении альянс намерен продолжить борьбу с терроризмом. Инструкторы продолжают подготовку вооруженных сил Афганистана, а с апреля 2016 года начались тренировки армии Ирака. По признанию Столтенберга, работу «на местах» следовало начать гораздо раньше, однако он выразил удовлетворение проводимой Ираком при поддержке Запада операции по освобождению Мосула от исламистов.
Работа по противодействию терроризму со стороны НАТО включает сбор разведданных, стратегический анализ и проведение консультаций с национальными властями. В авангарде борьбы с терроризмом сейчас, по словам Столтенберга, находится Турция, которая при поддержке НАТО проводит модернизацию своей ПВО.
Говоря о Турции, генсек обратил внимание на дипломатический кризис между Нидерландами и Турцией — двумя членами НАТО. «Демократия — это не только дискуссии, но и взаимоуважение. Призываю стороны прекратить эскалацию и не зацикливаться на тех вопросах, что разделяют нас», — заявил Столтенберг. По его словам, НАТО как организация будет уважать результаты конституционного референдума в Турции 16 апреля, оставляя их оценку на совести стран — членов альянса.
Денежный вопрос
Альянс раскрыл данные своего бюджета за 2016 год. Военные расходы составили €1,2 млрд (из них 48% — расходы на структурные подразделения и программы). Гражданские расходы составили €184,6 млн (из них 64% — оклад персонала).
Рост же оборонных трат национальными властями в докладе иллюстрируется увеличением медианных показателей. Например, в 2016 году медианное значение оборонных расходов составило 1,21% ВВП (1,18% — в 2015 году) при целевом показателе в 2%. Из этой суммы не менее 20% должно идти на боевую технику (медианное значение в 2015 году — 14,6%, в 2016 году — уже 15,23%). «Я сам возглавлял национальное правительство и знаю, как трудно найти деньги на оборону: все хотят вкладываться в образование и инфраструктуру, — признался Столтенберг на пресс-конференции. — Но с ростом напряженности в мире должны расти и военные расходы».
Представители администрации Дональда Трампа и сам президент США неоднократно критиковали НАТО за то, что расходы на коллективную безопасность стран альянса фактически лежат на плечах Вашингтона. На встрече министров обороны стран НАТО в феврале позицию Штатов поддержал и Столтенберг. В ходе пресс-конференции 13 марта генсек НАТО с удовлетворением констатировал, что в течение 2017–2018 годов целевого показателя оборонных расходов в 2% ВВП достигнут Румыния, Латвия и Литва, ранее этого показателя добились Великобритания, Греция, Польша, США и Эстония. «Вызовов перед альянсом немало, и рост инвестиций в оборону необходим, чтобы им противостоять», — отмечается в докладе за 2016 год.