Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
СМИ узнали детали убийства продававшей на Урале машину девушки Общество, 16:39 Volkswagen заморозил строительство завода в Турции из-за военной операции Политика, 16:35 Компания Артема Чайки получит вагоны группы ИСТ Александра Несиса Бизнес, 16:35 Суд вынес приговор убийцам многодетной матери на Кубани Общество, 16:32 ЦСКА сообщил о полученной перед матчами сборной России травме Фернандеса Спорт, 16:30 Госдума усилила ответственность за пособничество в нелегальной миграции Политика, 16:26 Дума приняла законопроект о компенсациях для членов стройкооперативов Политика, 16:23 СК подтвердил задержание нового фигуранта «дела 27 июля» Общество, 16:21 Зачем в Москве строят очередное транспортное кольцо Недвижимость, 16:19 США подтвердили уход из перешедшего под контроль сил Асада Манбиджа Политика, 16:18 Минюст потребовал ликвидировать движение Пономарева «За права человека» Общество, 16:16 Прощение с возмездием: чем опасна декларация по амнистии капитала Pro, 16:12 Во Франции по запросу России задержали бывшего замглавы Центра связи ФСИН Общество, 16:10 Попавшие под санкции компании и бизнесмены получат специальные законы Экономика, 16:07
Политика ,  
0 
Ответственный за разгон облаков подрядчик объяснил плохую погоду 9 мая
Компания, которая должна была за 98 млн руб. разогнать облака в Москве 9 мая, заявила, что не ставила перед собой задачу обеспечить «безоблачное небо». Плохая погода в день парада Победы повлияла на пролет авиации над столицей
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Задача обеспечить безоблачное небо над Москвой в День Победы не ставилась, заявил РБК замдиректора «Агентства атмосферных технологий» (АТТЕХ) Василий Мартанов. Именно эта компания выиграла конкурс на разгон облаков 9 мая. «Речь не идет об обеспечении безоблачного неба над Москвой, поскольку такая задача современными технологиями может быть достигнута при определенных (наиболее простых) метеоусловиях», — говорится в письменном ответе Мартанова. Чтобы получить оценку выполненных работ, замдиректора АТТЕХ предложил обратиться к заказчику — московскому городскому специализированному управлению по экспертизе, ремонту и содержанию объектов дорожного хозяйства («Экспертавтодор»; подведомствено столичному департаменту ЖКХ). В «Экспертавтодоре» все вопросы переадресовали к столичным властям. РБК отправил запрос в пресс-службу мэрии Москвы.

В этом году парад Победы в Москве прошел без авиации. В качестве причины в Минобороны указали неподходящую погоду в столице и области. «Есть условия безопасности по метеоусловиям, когда военная авиация не может выполнять свои задачи», — отмечал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, добавив, что облачность была почти 150 м, а авиация ниже 500 м облачности лететь не должна. Накануне парада в Министерстве обороны сообщили, что самолеты Ан-12 и Ан-26 военно-транспортной авиации проведут «комплекс работ по разгону облаков» на высотах от 3 тыс. до 8 тыс. м «в районах повышенной облачности, способной вызвать неблагоприятные погодные условия», передавал «Интерфакс».

Контракт на «выполнение работ по метеозащите Москвы» 1 мая, 9 мая и 12 июня был заключен с АТТЕХ 22 марта, следует из данных госзакупок. Его стоимость — почти 293,7 млн руб. На обеспечение благоприятных погодных условий 9 мая отводилось 98 млн руб. Выполнять работу должны были 10 самолетов типа Ан-12, Ан-26 и Як-42Д «Росгидромет». Авансовый платеж за этот этап в размере 30% подрядчик получил 15 апреля. Остальную сумму АТТЕХ должно получить после окончания работ, 31 мая. Прибыль агентства, как указано в контракте, 15%, или по 10,8 млн руб., с каждого этапа, то есть почти 33 млн руб. Мартанов не ответил на вопрос РБК, вернет ли компания аванс заказчику и получит ли остальную сумму за этот этап работ.

Под термином «метеозащита Москвы» подразумевается активное воздействие на погоду, пояснил РБК директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд. По его словам, получить положительный результат можно в том случае, если наблюдается хорошо выраженная конвекция (подъем более нагретых от земной поверхности и менее плотных воздушных масс с одновременным опусканием более холодных и более плотных масс) и формируются кучевые или кучево-дождевые облака.

«На них можно легко воздействовать с помощью специальных реагентов. Либо с земли выстреливаются пиропатроны, либо с воздуха с помощью специальных устройств и самолетов сбрасываются реагенты, — рассказал Вильфанд. — Например, мелкодисперсный цемент или йодистое серебро, сухой лед. Эти аэрозоли становятся ядрами конденсации, вокруг которых наращиваются молекулы воды и формируются капли. Сила сцепления между ними становится меньше, чем сила тяжести, и капли выпадают, но до защищаемой территории. То есть эти реагенты вводятся в облака за 100–150 км от защищаемого объекта». Если через Москву идет хорошо выраженный фронт, то какое бы количество реагентов ни было использовано, повлиять на положение дел невозможно, сказал Вильфанд. Поэтому, прежде чем браться за работу, каждый раз нужно оценивать ситуацию, заключил глава Гидрометцентра.

Фотогалерея 
Военный парад в Москве

АТТЕХ — некоммерческая организация, созданная в 1999 году. Она, как указано на официальном сайте, выполняет работы по искусственному регулированию атмосферных осадков, предотвращению или прерыванию процессов градообразования, а также рассеянию облаков и туманов: «Агентство располагает необходимыми самолетными и наземными техническими средствами активного воздействия, экологически чистыми реагентами и имеет возможность привлекать к проведению работ лучших специалистов ведущих институтов и производственных организаций Росгидромета». АТТЕХ, по данным «СПАРК-Интерфакс», последовательно, через две другие компании, является дочерней структурой госкорпорации «Ростех».