Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Зеленский рассказал о «долгом и насыщенном» разговоре с Макроном Политика, 21:03
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 20:58
Даниил Медведев проиграл в первом матче после операции Спорт, 20:55
Белгородский губернатор сообщил о новом обстреле села со стороны Украины Политика, 20:49
Bloomberg узнал о намерениях США заблокировать выплаты по госдолгу России Экономика, 20:44
Болезненные решения: как облегчить жизнь родственникам с инвалидностью Партнерский проект, 20:36
Комитет Госдумы предложил вернуть авторам законопроект о выходе из ВТО Политика, 20:33
Канцлер Австрии назвал неактуальным вопрос о членстве страны в НАТО Политика, 20:33
Клуб НХЛ «Сент-Луис» подписал контракт с седьмым российским хоккеистом Спорт, 20:31
Военная операция на Украине. Главное Политика, 20:26
Пранкеры Вован и Лексус анонсировали видео с Джорджем Бушем об Украине Политика, 20:22
Минэкономразвития заложило в сценарий по экономике двухлетнюю рецессию Экономика, 20:08
Бержерон побил рекорд Гретцки по номинациям на награды НХЛ Спорт, 20:08
Мантуров отказался считать национализацией передачу завода Renault Москве Бизнес, 19:52
Политика ,  
0 

Госдума поддержала отмену выборов по спискам в заксобрания регионов

Госдума приняла в основном чтении законопроект об отмене выборов в заксобрания по спискам
Госдума приняла во втором, основном чтении законопроект о публичной власти в России. РБК разбирался, как он изменился по сравнению с первой редакцией и какие из наиболее важных поправок поддержали депутаты
Фото: Владислав Шатило / РБК
Фото: Владислав Шатило / РБК

О чем идет речь в законе

9 декабря Дума во втором чтении приняла законопроект о публичной власти. Законопроект в первоначальном виде вызвал бурное обсуждение в нижней палате парламенте. В итоге в него были внесены 164 поправки из 418 предложенных.

В первом чтении законопроект, внесенный главами конституционных комитетов обеих палат Федерального собрания Андреем Клишасом и Павлом Крашенинниковым (оба — «Единая Россия»), был принят месяц назад. Цель законопроекта, как говорилось в пояснительной записке, — согласовать действия «различных уровней власти как единого целого, во благо граждан».

Законопроект затрагивает огромное количество вопросов, в частности снятие губернаторов, принципы выборов в заксобрания и названия должностей глав регионов. Предполагается, что с принятием законопроекта прежний федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» утратит силу.

Новые нормы позволят главам регионов избираться более двух раз подряд, что на данный момент запрещено, а также установят точный срок их полномочий — пять лет (сейчас решение об этом принимает каждый регион, но срок не может превышать этого срока). Если его примут окончательно, снова участвовать в выборах смогут мэр Москвы Сергей Собянин, глава Подмосковья Андрей Воробьев и президент Татарстана Рустам Минниханов. По действующему законодательству они не могут этого делать, указывали эксперты.

Кроме того, законопроект закрепляет за президентом право снимать глав регионов в связи с утратой доверия. При этом в отличие от действующего закона основанием для снятия с должности может быть сам факт утраты доверия. Сейчас таким основанием может быть выявление фактов коррупции или конфликта интересов.

Почему второе чтение законопроекта важно

Именно перед вторым чтением в законопроект вносятся (или не вносятся) содержательные поправки. Третье чтение закрепляет уже внесенные изменения. Законопроект о публичной власти с первого чтения значительно изменился. Ранее критические отзывы на инициативу направили парламенты семи субъектов, поправки также внесли представители всех политических партий.

Pro
Работодатель должен вернуть работнику «избыточный» НДФЛ: как это сделать
Pro
Что поменять в договоре, даже если санкции вас не коснулись
Pro
Фото: Sean Gallup / Getty Images Принципы цифрового маркетинга Филипа Котлера: как работать с клиентом
Pro
Фото: Justin Sullivan / Getty Images Четыре примера реверсивной логистики и какие преимущества можно упустить
Pro
Марафон для бразильянок: на чем россияне зарабатывают в Латинской Америке
Pro
Сотрудник переехал за границу: 4 варианта, как оформить работу
Pro
Фото: Александр Артеменков / ТАСС Как не ошибиться, создавая собственную торговую марку
Pro
Фото: Spencer Platt / Getty Images Что-то новое: как перевести работника в другую компанию на время простоя

Какие изменения появились во втором чтении

Ко второму чтению в законе появилась правка, которая позволит регионам полностью отказаться от голосования по партийным спискам на выборах в региональные парламенты.

Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов в беседе с РБК назвал эту поправку способом «ослабить оппозиционные партии — КПРФ, ЛДПР, СРЗП, — лишив их фактически гарантированного представительства по спискам хотя бы на уровне одного-двух мандатов». Сейчас по закону не менее 25% мандатов в законодательных органах регионов должны распределяться по партийным спискам. Исключением являются законодательные ветви Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — городов федерального значения, где парламенты могут полностью формироваться из одномандатников.

Города федерального значения, согласно поправкам, также смогут устанавливать свои «особенности формирования законодательного органа», приняв соответствующий региональный закон.

Кроме того, в новой редакции изменилось положение о сроках рассылки законопроектов совместного ведения в регионы. Первоначальная версия предлагала сократить регионам время для подготовки отзывов на законодательные инициативы вдвое — с 30 до 15 дней, что стало самой распространенной претензией регионов. Это могло сильно затруднить возможность региональной власти сформировать отличную от федеральной власти позицию, указывал политолог Константин Калачев. С учетом поступивших замечаний от регионов Госдума теперь предлагает предусмотреть общий срок 30 дней, который может быть сокращен до 15 дней в соответствии с регламентом.

Во втором чтении регионы также вернули себе право называть региональные правительства по собственному усмотрению (администрация, кабинет министров и т.д.). «С учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации может устанавливаться другое наименование высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации», — указывается в отредактированной версии закона.

Была одобрена и поправка о регионах-«матрешках» (субъектах, в состав которых входят другие субъекты, — это Тюменская область, в состав которой входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, и Архангельская область с Ненецким округом), которая предлагала учитывать ранее заключенные соглашения о разграничении полномочий таких субъектов.

В то же время из законопроекта исчезла норма об отзыве главы субъектов избирателями. Как пояснил Павел Крашенинников во время голосования по поправке, у нормы не было «реального воплощения».

Какие поправки не были приняты

Была отклонена поправка заксобрания Татарстана о праве именовать главу этой республики президентом. Таким образом, Рустам Минниханов, если закон вступит в силу, станет последним президентом Татарстана. Сейчас он единственный глава республики в Российской Федерации, кто носит это звание (в соответствии с договором России и Татарстана, срок действия которого закончился еще в 2017 году).

Депутатам от КПРФ не удалось оспорить норму о праве президента снять главу региона на основании только утраты доверия. Не нашли поддержки также такие инициативы, как отмена муниципального фильтра на выборах, право депутатов всех уровней проводить встречи с гражданами в уведомительном порядке, правило дистанционной работы парламента только в случае режима чрезвычайной ситуации, а также установление сроков работы депутатов региональных парламентов не более пяти лет.

За что критикуют законопроект

В первом и втором чтении за законопроект о публичной власти голосовали депутаты от «Единой России» и ЛДПР. Коммунисты, напротив, выступили с критикой документа. Первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев, к примеру, заявлял, что инициатива «делает еще более централизованной нашу власть и зачастую не очень обоснованно».

Унификация названия и единственно возможных сроков нахождения главы субъекта у власти нарушает принципы федеративного государства, указывали в отзыве депутаты Госсовета Татарстана.

Законопроект может привести к снижению субъектности губернаторов, считает Михаил Виноградов. «Потенциально это девальвирует их статус и может снизить их роль — и как арбитра в региональной политике, и как драйвера изменений и преобразований. При этом центр такую роль на себя брать не готов, а в случае социальных обострений проблема может проявиться остро», — отметил он.

Материалы к статье
Авторы
Теги