Оперный дебют Някрошюса на сцене Большого театра

Джузеппе Верди закончил оперу "Макбет" в 1847 году, и сразу же началась работа над постановкой спектакля. Композитор принимал самое непосредственное участие в создании постановки: консультировался с историками, интересовался техническим оснащением, декорациями, костюмами. Мировая премьера "Макбета" состоялась в том же году во Флоренции. Почти через 20 лет Верди написал новую редакцию "Макбета", получив предложение поставить оперу в Париже. В России "Макбет" впервые был поставлен на сцене Московского Большого театра в 1861 году и с тех пор не ставился в Большом. Нынешний спектакль создан уже во второй, парижской, редакции.
"Макбет" стал дебютом Някрошюса в опере. Постановочным центром драматических спектаклей Някрошюса часто становится цепочка метафор, разгадывание которых представляется очень увлекательным занятием. Метафорическая основа прослеживается и в опере "Макбет", где знаковой становится "трещина", через которую виден "мир тьмы". Она появляется с самого начала спектакля, когда из узкой горизонтальной прорези в огромном во всю сцену черном полотнище выглядывают ведьмы, и присутствует практически в каждом эпизоде спектакля. И чем сильнее силы ада овладевают душами главных героев, тем шире "пропасть", в которой виден дым, а иногда яркий желтый цвет, отсылающий к огню преисподней. Первая же мизансцена вызвала бурные аплодисменты, которые и впоследствии часто прерывали действие.
В символическом ключе решена сцена убийства Дункана. Свита несет за королем рамку для картины, в которую вставлена черная ткань. Черная ткань становится как бы фоном для портрета Дункана, а вся "картина" - символом короля. Убийца вспарывает кинжалом черную ткань, под ней оказывается красная ткань - король убит. В спектакле много запоминающихся режиссерских находок: и в сцене убийства Банко и в сценах, где появляются призраки. Интересные мизансцены помогают создать и наклонные плоскости, установленные на сцене, хотя они и затрудняют передвижения актеров.
В целом постановка выдержана в аскетических тонах. Преобладающие цвета - черный и белый, минимум декораций.
Работая над спектаклем, Някрошюс опасался, что итальянский зритель, привыкший к воссозданию на сцене реалистической среды, не поймет его. Однако спектакль оказался очень успешным. Автор декораций спектакля - сын Эймунтаса Някрошюса Мариус, художник по костюмам - жена режиссера Надежда Гультяева.
Для певцов вердиевская опера - сложное произведение. Партию Макбета должен исполнять сильный баритон, способный передавать сложные противоречивые чувства. Роль леди Макбет в значительной степени осложнена эпизодами, когда героина погружена в сомнамбулическое состояние. Исполнительский состав справился с трудной задачей. В партии Макбета выступил Владимир Редькин, леди Макбет - Елена Зеленская. Оркестру под управлением итальянского режиссера Марчелло Панни удавалось передавать тонкие динамические оттенки. Удачно были исполнены и сложные сцены, например, убийства Дункана и последующий дуэт Макбета и леди Макбет, когда и оркестр и голоса солистов звучат очень тихо. В целом постановка получилась гармоничной, яркой, позволяющей по-новому взглянуть на известную оперу, которую Верди называл самым милым его сердцу ребенком.
Премьерные показы оперы "Макбет" состоятся 10, 12 и 14 октября.