Создание госкорпорации по образованию признали противоречащим Конституции
Профильные министерства раскритиковали идею создания госкорпорации по развитию образования. С этим предложением к президенту Владимиру Путину обращался руководитель холдинговой компании «Издательство «Просвещение» Владимир Узун. РБК удалось ознакомиться с отзывами ведомств, направленными в правительство.
Нецелесообразно и противоречит Конституции
Президент поручил до 17 сентября «проработать» этот вопрос и доложить об итогах вице-премьеру Ольге Голодец. Свои замечания должны были написать министерства образования и науки, экономики и развития, финансов, строительства и ЖКХ, а также промышленности и торговли.
Минэкономразвития в своем отзыве отмечает, что на данном этапе невозможно поддержать идею создать госкорпорации и объективно оценить целесообразность ее создания из-за непроработанности основных положений. Авторы предложения, говорится в отзыве, не провели анализа проблем, обусловливающих необходимость создания корпорации, и основных задач в области развития образования, не предоставили проекта стратегии работы корпорации, а также финансово-экономического обоснования и проекта закона о создании корпорации. Министерство также обращает внимание, что желание руководителя «Просвещения» обеспечить «идеологическую эффективность» противоречит Конституции, признающей идеологическое многообразие в России.
В замечаниях Минфина говорится, что «локализация усилий», предлагаемая Узуном, уже существует. Согласно отзыву, в стране уже работает программа «Наша новая школа», которая финансируется через нацпроект «Образование», ФЦП развития образования, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», госпрограмму «Доступная среда», госпрограмму «Развитие образования». В 2010–2014 годы на «Нашу новую школу» было потрачено 180 млрд руб. Поэтому создание госкорпорации «для аналогичных целей, по мнению Минфина, нецелесообразно». В заключении выражается сомнение, что у Российской Федерации есть возможность наделить «государственную корпорацию имуществом для производства мебели, одежды и др. в масштабе всей страны». По мнению Минфина, это может привести к монополизации в сферах, где существует конкуренция, поддержка которой гарантируется Конституцией.
Минпромторг в кратком отзыве «в части своей компетенции предложений и замечаний не имеет». Минстрой считает возможным поддержать общую концепцию образовательной госкорпорации, но при условии, что она не будет обладать функциями заказчика при строительстве объектов образования.
Минобрнауки свой отзыв пока не подготовило — министр Дмитрий Ливанов отложил этот вопрос до обсуждения идеи госкорпорации в общественном совете при министерстве. Заседание совета с участием Ливанова состоится 16 сентября. «Тема непростая, я пока не буду выражать свою позицию», — сказал РБК сопредседатель совета Евгений Ямбург.
«Это комплексный вопрос, поэтому возможны различные точки зрения», — прокомментировали РБК отзывы правительства в издательстве «Просвещение». «Создание госкорпораций в стратегически важных отраслях — существующая практика не только в нашей стране, но и в мире. Предложения были подготовлены с учетом многолетнего опыта работы издательства в сфере образования, с региональными органами образования, педагогическим сообществом», — отметили в пресс-службе издательства.
По итогам рассмотрения отзывов министерств до конца месяца президенту будет составлен доклад, в котором идея создания госкорпорации будет признана нецелесообразной, рассказал РБК источник в аппарате правительства. Представитель Голодец отказался от комментариев.
На чем собирается зарабатывать образовательная госкорпорация
14,3 млн человек числились учащимися в российских общеобразовательных организациях в 2014/15 учебном году
44,1 тыс. школ работают в России
55,7 тыс. ученических мест было введено в эксплуатацию в 2014 году (для сравнения: в 1990-м было введено 514,6 тыс. мест). В среднем в российских школах учатся от 250 до 1 тыс. человек
В 18–20 млрд руб. оценивается ежегодный объем рынка производства российских школьных учебников
Около 60 млрд руб. в год составляет потенциальный объем рынка школьной формы
Примерно 5,6 млн кв. м школьных помещений, согласно существующим нормативам, должно вводиться в эксплуатацию ежегодно
Источник: Росстат, оценки издательства «Эксмо», ФСК «Лидер», Национальный союз производителей школьной формы
Предложение президенту
О том, что Узун предложил президенту создать государственную корпорацию по развитию образования, стало известно в августе. Автор предлагает президенту сделать новую структуру монополией на производство продукции и инфраструктуры для образования.
В своем письме от 31 мая на имя главы государства (есть у РБК) Узун пишет, что такая структура нужна, чтобы использовать «типовые проектные решения при строительстве школ, что в условиях демографического роста и ограниченности финансовых возможностей бюджетов всех уровней позволит не только решить проблему нехватки школ, но и адекватно вызовам времени по-новому организовать учебное пространство». Также Узун предлагает «наделить новую госкорпорацию монополией» на производство мебели, учебников, учебных и методических пособий, форменной одежды и т.п., чтобы придать «импульс развитию отечественного производства товаров» и «ликвидировать отставание системы образования на всех его этапах от требований, предъявляемых к качеству и содержанию образования со стороны потребителей этих услуг». Таким образом, по мнению Узуна, будет обеспечена «идеологическая эффективность преобразований» и экономия 10–12% расходов федерального бюджета на образование.
Блокирующий пакет издательства «Просвещение» может принадлежать бизнесмену Аркадию Ротенбергу, сообщал РБК в апреле этого года. Председателем совета директоров ОАО «Издательство «Просвещение» он стал в сентябре 2013 года, а в годовой бухгалтерской отчетности издательства за 2014 год было указано, что Ротенберг «имеет право распоряжаться <…> более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции акционерного общества. Однако источник РБК, работающий в системе государственный заказов, слышал, что ему принадлежит 25% «Просвещения», что косвенно подтверждают данные из кипрского регистра компаний.
На что может претендовать госкорпорация
Потенциальная госкорпорация могла бы контролировать рынок объемом до 90 млрд руб. в год, следует из оценок экспертов, опрошенных РБК.
Объем рынка производства школьных учебников составляет примерно 18–20 млрд руб. в год, говорит генеральный директор издательства «Эксмо» Олег Новиков (в «Эксмо» входит один из конкурентов «Просвещения» на рынке школьных учебников — издательство «Дрофа»). По его оценке, «Просвещение» контролирует около половины этого рынка. Создания образовательной госкорпорации Новиков не комментирует.
По оценке национального союза производителей школьной формы, потенциальный объем рынка школьной формы составляет около 60 млрд руб., говорит президент союза Евгений Томак. Он сообщил, что к участникам союза и в сам союз не было обращений за консультациями по созданию подобной госкорпорации, но они готовы поучаствовать в общественных слушаниях, так как заинтересованы в повсеместном внедрении школьной формы.
По действующим нормативам ежегодно в России должно строиться около 5,6 млн кв. м новых школьных помещений, подсчитывает коммерческий директор ФСК «Лидер» Григорий Алтухов. Общую сумму средств, которые могла бы получить госкорпорация он назвать затруднился. Стоимость проектирования квадратного метра социального объекта сильно различается в различных регионах, но в целом ежегодные траты на проектирование школ можно оценить в несколько миллиардов рублей в год. Не всегда эти траты приходятся на бюджет, уточняет он: зачастую крупные девелоперы сами заказывают проектировку и строительство социальных объектов.
«Ни в одной крупной стране в сфере образования не существует таких механизмов, как госкорпорация, — говорит научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. — И экономическая наука, и просто опыт показывают, что в длительной перспективе монополия ведет к снижению эффективности и повышению стоимости. Само появление этой просьбы свидетельствует о том, что в сферу принятия решений проникли мысли о том, что в XXI веке в решении сложных вопросов возможно опираться на простые модели».