Куда катится российская авиация?

В ходе реализации концепции необходимо четко осознавать, что гражданская авиация обеспечивает потребности экономики, так как это средство коммуникации и перемещении грузов, без которых не может быть нормальной экономической жизни". Касьянов отметил, что "за 10 лет инфрастуктура гражданской авиации пришла в неудовлетворительное состояние, и количество аэропортов сократилось в два раза, а парк воздушных судов уменьшился в три раза", в результате эта отрасль может столкнуться с серьезными проблемами гораздо раньше 2003 года. Определенного многими учеными как срок износа основных производственных и рабочих мощностей в России.
В авиации, действительно проблем достаточно. В последнее время они только усугубились. 4 февраля 2000 года было проведено заседание Совета Безопасности по вопросу "Об определении общей стратегии и неотложных мерах по сохранению и развитию авиации и самолетостроения Российской Федерации". В ходе заседания состояние авиационной деятельности в России было оценено как критическое, а именно: по сравнению с 1990 годом в 4 раза сократился объем авиационных перевозок; на рынке авиационных перевозок работает около 300 авиакомпаний, при этом примерно 50 компаний выполняют почти 98% объема работ, только одна треть компаний работает на регулярной основе; крайне сложная ситуация сложилась в области организации управления воздушным движением; парк воздушных судов морально и физически устарел, при этом свыше 70% пассажирских самолетов имеют срок службы более 10 лет, их технический и эксплуатационный уровень не соответствует мировым стандартам, особенно в области авионики и авиадвигателей; приобретение отечественной авиационной техники авиакомпаниями снизилось до 8-10 единиц в год, что объясняется падением пассажирооборота, отсутствием финансовых возможностей у отечественных авиакомпаний для переоснащения парка воздушных судов, практическим отсутствием в стране системы авиационного лизинга; в ущерб национальным интересам страны на внутренний рынок России активно вторгаются иностранные производители авиационной техники, несмотря на наличие современных конкурентоспособных воздушных судов отечественного производства; экспорт гражданских воздушных судов практически отсутствует.
Для выхода из кризиса была разработана Минтрансом совместно с Минэконмразвития и Росавиакосмосом "Концепция государственного регулирования гражданской авиационной деятельности Российской Федерации". Она устанавливает организационные и экономические основы государственного регулирования авиационной деятельности в области гражданской авиации, разработки и производства гражданской авиационной техники. Государственному регулированию подлежат: развитие и техническое совершенствование авиапромышленной и авиатранспортной инфраструктур; вопросы технологической и экологической безопасности обеспечения гражданской авиационной деятельности; обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности в гражданской авиации; формирование и функционирование рынка внутренних и международных транспортных услуг.
В концепции предусматривается существенное усиление роли государства в вопросах лицензирования, сертификации, регулирования тарифов и сборов, повышении конкурентоспособности национальных авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок, ускорении вывода из эксплуатации воздушных судов, не отвечающих современным международным требованиям, стимулировании процессов ускоренного обновления парка гражданских воздушных судов, на базе отечественных производителей авиационной техники.
Кроме того, намечены пути повышения безопасности полетов, совершенствования системы организации воздушного движения, регулирования имущественных отношений, совершенствования аэропортовой деятельности, а также создания равных условий для доступа эксплуатантов к наземной инфраструктуре.