Первой зарубежной точкой турне стала Япония. Пребывание на территории союзника Трамп начал с выступления перед военнослужащими американской базы Йокото, расположенной в Токио. Одетый в летную кожаную куртку Трамп напомнил о ключевой роли, которую играет база для обеспечения безопасности союзников США в регионе, и вспомнил, что именно с этой базы осуществлялась американская спасательная операция в 2011 году, когда на берега Японии обрушилось цунами. Как отмечает The New York Times, несмотря на «милитаристский» характер речи, Трамп ни разу не упомянул Пхеньян прямо — только косвенно. «Никто, ни один диктатор, режим и нация не должны недооценивать американскую решимость», — сказал президент 5 ноября.
На следующий день Трамп был более категоричен. После переговоров с переизбранным в октябре Синдзо Абэ президент США на пресс-конференции провозгласил: «Эпоха стратегического терпения закончилась, обе страны работают над противодействием опасной агрессии северокорейского режима». Как следует из заявлений лидеров двух стран, они не исключают военных действий. Абэ на пресс-конференции рассказал о намерениях Японии закупить у США дополнительные вооружения: не конкретизировав, какие именно, он указал, что они должны быть способны сбивать северокорейские ракеты. Ранее сообщалось о намерении Японии купить у США новейшие противоракетные системы Aegis Ashore.
«Я скажу так: они смогут сбивать их, когда завершат приобретение нового вооружения у США», — прорекламировал американские системы Трамп. Он привел в пример Саудовскую Аравию, которая 4 ноября сбила баллистическую ракету, запущенную йеменскими повстанцами. На днях газета Kyodo со ссылкой на источники в дипломатических кругах сообщила, что Трамп был недоволен тем, что Япония не сбила корейские ракеты, когда те пролетали над территорией страны (последний раз это было в сентябре этого года).
Однако, выступая на следующий день, 7 ноября, в Сеуле, Трамп снова допустил возможность переговоров с Пхеньяном. Американский президент и его окружение и ранее указывали на такую возможность, не исключая и военного решения вопроса. Северокорейский режим не может угрожать миру ядерным разрушением — так сформулирована официальная позиция Вашингтона в превью к визиту президента в регион.
Дональд Трамп и Синдзо Абэ кормят карпов
(Фото: Toru Hanai / Reuters)
В гостях у соперника
Находясь в Японии, как заметила The New York Times, президент Трамп отошел от традиции пребывания американского президента за рубежом: не ограничился внешней повесткой и говорил о внутренних делах США, в частности о состоянии рынка труда, рассказав американским военнослужащим на базе Йокото о том, что в США за минувший год было создано 2 млн новых рабочих мест. Экономическая тема будет продолжена в Китае.
Президент Трамп на переговорах с председателем КНР Си Цзиньпином подчеркнет несправедливость торговых практик Китая, которые создали большой дефицит в двусторонней торговле. По данным Bloomberg, в 2016 году дефицит составил $347 млрд. Вашингтон последовательно указывает на нарушение Китаем прав на американскую интеллектуальную собственность (торговый представитель США Роберт Лайтхайзер инициировал расследование по делам о предполагаемых кражах). Американские компании также жалуются на дискриминацию в промышленном секторе: согласно китайскому правительственному плану «Сделано в Китае 2025» приоритет при закупках оборудования для внутреннего рынка должен отдаваться китайским компаниям. К тому же, как напоминает Reuters, иностранным компаниям в Китае запрещено инвестировать в стратегические отрасли экономики, такие как автотранспорт и здравоохранение.
Во время предвыборной кампании торговые отношения США с Китаем были одним из главных объектов критики тогда еще кандидата Дональда Трампа. Например, он называл торговую политику КНР «самой большой кражей за всю историю человечества». Трамп обещал жесткие меры в отношении КНР и назначил на должность директора Национального торгового совета при Белом доме Питера Наварро — профессора Калифорнийского университета, автора десятков книг, в том числе одной под заглавием «Смерть от Китая», в которой он утверждает, что Китай ведет экономическую войну, субсидируя экспорт в США и противодействуя импорту. Однако после вступления в должность Трамп отказался от жестких мер, так как поддержка Пекина, главного союзника КНДР, необходима Вашингтону для решения ядерной проблемы Пхеньяна. На должность нового посла США в Китае Трамп назначил Терри Бранстеда, давнего друга Си. Посол Бранстед назвал предстоящий визит «историческим».
По мнению Антона Цветова, в расписании Трампа Китай — скорее «одна из стран», чем цель всей поездки. Все азиатское турне носит скорее демонстративный характер, ждать прорывных соглашений не стоит, уверен эксперт. «Не съездить в Китай, посетив американских союзников, было бы неверно и не отвечало бы логике поездки», — говорит Цветов.
Прорывных соглашений, которые снимут все проблемные вопросы между странами, ожидать вряд ли стоит, но Китай может заявить о готовности пустить на свой рынок американскую продукцию, связанную с высокими технологиями, телекоммуникациями, а также банки и страховые компании, говорит Андрей Карнеев, заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ. Си и Трамп заинтересованы в том, чтобы диалог прошел в позитивном ключе.
Трампу, находящемуся в конфликте с конгрессом и элитами США, важно показать, что он серьезный лидер, который способен договориться, выполнить предвыборные обещания, указывает Карнеев. Он также обращает внимание на то, что отношения с европейскими лидерами у Трампа складываются непросто, а в Азии его все еще воспринимают как «лидера свободного мира». «Эта поездка нужна ему, чтобы показать себя сильным лидером, который уверенно ведет государственный корабль», — добавляет Карнеев.