Перейти к основному контенту
Политика ,  
0 

$8,2 млрд в воду: зачем Каиру новый Суэцкий канал

В четверг президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси торжественно открыл новую ветку Суэцкого канала стоимостью $8,2 млрд. Масштабная стройка улучшит репутацию правительства Египта внутри и за пределами страны
Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси во время открытия новой ветки Суэцкого канала
Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси во время открытия новой ветки Суэцкого канала (Фото: AP)

​В четверг, 6 августа, президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси в Исмаилии открыл новую ветку Суэцкого канала. В торжественной церемонии приняли участие более десятка глав государств и правительств, в том числе премьер-министр России Дмитрий Медведев и президент Франции Франсуа Олланд.

За места в шатре для VIP-гостей велась борьба: из соображений безопасности египетская сторона выделила делегациям по два места, рассказал РБК источник, близкий к французской делегации. Это не устроило французов, которые были почетными гостями. В результате переговоров Олланду было разрешено привести с собой больше людей. Российская делегация, по данным нескольких СМИ, тоже рассчитывала, что ей удастся вместить в почетную ложу больше десяти человек, но повторить успех французов в вопросе численности ей не удалось.

Для охраны мероприятия были задействованы свыше 10 тыс. полицейских и военных в шести провинциях страны, в том числе в Суэце, Каире, Исмаилии, Порт-Саиде.

Стоимость пышной церемонии, по данным организатора — пиар-компании WPP, составила по меньшей мере $30 млн. Эти расходы не уберегли организаторов от накладок и задержек. Несколько десятков журналистов, в том чиcле из Fortune, Синьхуа, Le Point, несмотря на аккредитацию, так и не смогли попасть на мероприятие.

Успешная модернизация важнейшей в мире судоходной артерии призвана укрепить репутацию нынешнего правительства Египта, которое находится под влиянием военных, как внутри, так и за пределами страны. Администрация Суэцкого канала (Suez Canal Authority; госкомпания, владеющая и управляющая каналом) рассчитывает увеличить прибыль за счет роста числа судов, проходящих по каналу. Но критики предупреждают, что дорогостоящий проект (на его реализацию было собрано около $8,2 млрд) не окупится, а рядовые египтяне предпочли бы вложения в другие инфраструктурные проекты. Была ли реальная необходимость в расширении канала?

Новый путь

Новым Суэцким каналом называют его заново отстроенную 35-километровую ветку, расположенную между 60-м и 95-м км канала. Общая длина канала составляет 193 км. Были также расширены и углублены два участка на протяжении 37 км, у входа в Большое Горькое озеро и поблизости от перехода в Балле. В общей сложности работы проводились на участках совокупной протяженностью 72 км.

Вид на новую ветку Суэцкого канала
 
Вид на новую ветку Суэцкого канала  

После окончания работ двустороннее движение судов станет возможно на 115,5 км, то есть на 60% протяженности канала. Но в самом порядке использования артерии мало что изменится: движение по-прежнему будет строго регулироваться, а суда — проходить согласованными группами. Кроме того, супертанкеры в груженом состоянии по-прежнему не могут использовать Суэцкий канал из-за его относительной мелководности. Глубина канала составляет 24 м, из-за чего этому классу судов приходится проходить через Суэц полупустыми. Для этого супертанкеры на время выгружают нефть в нефтепровод SUMED и забирают ее на выходе из канала.

Зато модернизация должна снизить время ожидания на проход судов из Средиземного в Красное море с 18 до 11 часов. Администрация Суэцкого канала также рассчитывает, что улучшения позволят увеличить количество ежесуточно проходящих по нему судов с 49 до 97, но только к 2023 году. Тогда же выручка от обновленного сооружения должна возрасти с $5,3 млрд до $13,2 млрд.

История вопроса

Суэцкий канал был построен в 1869 году. Он позволил сократить морской путь из Европы в Индию на 7 тыс. км. Канал неоднократно модернизировался. Дополнительные ветки-дублеры на отдельных участках сооружали в 1955-м и 1980-х годах.

По оценке администрации Суэцкого канала, через него проходит до 8% мировой морской торговли. В 2014 году основными пользователями среди европейских государств стали суда Испании, Нидерландов, Италии и Великобритании. Саудовская Аравия, Сингапур и Малайзия стали главными пользователями к югу.

По статистике, в 2014 году чаще других через Суэцкий канал проходили контейнеровозы — свыше 35% от общего количества судов. На втором месте — нефтяные и СПГ-танкеры (27,2% трафика).

Триумф президента

Главным героем вчерашней церемонии стал президент Египта ас-Сиси. Именно он в 2014 году настоял на том, чтобы модернизация канала была осуществлена за 12 месяцев, а не за 36, как планировалась изначально. За год правительству и лично президенту удалось избежать скандалов, связанных с крупной стройкой. Лишь в сентябре прошлого года The Guardian написала о нескольких тысячах жителей, чьи дома были снесены ради строительства. Компенсаций они не получили, утверждало издание.

По словам эксперта Ближневосточного центра Карнеги Амра Адли, правительство Египта воспользуется успешным завершением строительства в сжатые сроки для улучшения собственного имиджа внутри и за пределами страны. «Обновленный Суэцкий канал поможет ас-Сиси и его правительству заручиться доверием. Они показали, что могут выполнять свои обещания точно в срок», — сказал РБК эксперт.

В публичных выступлениях египетские чиновники постоянно подчеркивают, что обновление канала стало возможным только благодаря простым египтянам. Ас-Сиси использует проект для мягкой пропаганды национальной гордости. Реклама превратила популярный в Египте Суэцкий канал в национальное достояние. День открытия был объявлен в Египте выходным.

Кто строил

Строительством новой ветки канала и углублением части его прежнего русла занимались шесть международных компаний — National Marine Dredging Company из ОАЭ, голландские Royal Boskalis Westminster и Van Oord, американская Great Lakes Dredge and Dock Company и бельгийские Jan de Nul Group и DEME Group. Директор по проектам DEME Group в Средиземноморье, Центральной и Южной Америке Пьер Катто рассказал РБК, что самым сложным для его компании было уложиться в очень сжатые сроки. DEME Group использовала на работах свой флагман — «Д’Артаньян», который в другое время занят на проекте по строительству нового порта на Ямале для приема СПГ-танкеров ледового класса.

На деньги простых египтян

После объявления о начале модернизации Суэцкого канала финансирование на нее было получено за восемь рабочих дней. Египетские банки выпустили инвестиционные сертификаты, по сути облигации, на пять лет со ставкой купона в 12% (выплата процентов осуществляется ежеквартально). Гарантом по ним выступило правительство, которое рассчитывает расплатиться с инвесторами за счет будущих прибылей канала. Подавляющим большинством покупателей сертификатов стали рядовые египтяне.

Фото: REUTERS 2015

Использованная правительством схема несовершенна, считает эксперт Ближневосточного центра Карнеги Амр Адли. Рост прибыльности канала рассчитан к 2023 году, а срок годности сертификатов — четыре года. Кроме того, в бюджете администрации Суэцкого канала пока не появились статьи о выплатах по сертификатам.

Окупаемость канала зависит от роста мировой торговли. В начале августа консалтинговая компания Capital Economics опубликовала исследование, в котором усомнилась в реалистичности роста морских перевозок через канал. По подсчетам экспертов, мировая торговля должна расти на 9% в год, чтобы прогноз администрации Суэцкого канала по выручке стал реальностью. «Мягко говоря, это слишком оптимистично», — отмечается в исследовании. Скептики также указывают, что, хотя транспортным компаниям выгодно сокращение каждого часа в пути, разрекламированная модернизация Суэцкого канала на деле не способна фундаментально изменить маршрут торговых путей или увеличить загрузку канала.

В этих условиях Суэцкий канал может рассчитывать лишь на увеличение тоннажа проходящих по нему кораблей. По данным Dcode Economic and Financial Consultancy, которая исследовала экономику канала, с 2009 по 2014 год количество проходящих по нему судов снизилось на 0,4%. Однако за тот же период средний тоннаж вырос на 31%.

Безопасность канала

Но церемонию открытия канала сомнения экспертов не омрачили. Она включала в себя даже демонстрационный полет американских F16 и французских Rafale, состоящих на вооружении египетских ВВС. Участие недавно полученных от США и Франции истребителей было не просто красивым жестом. Основная проблема Египта — рост экстремизма на Синайском полуострове. К недавним терактам причастны исламисты, которые поддерживают связь с группировкой «Исламское государство». В своем выступлении ас-Сиси заявил, что в последнее время властям страны приходилось заниматься не только строительством канала, но и противостоянием с «самой опасной террористической идеологией».

Вопросы безопасности Суэцкого канала были одними из основных, которые интересовали журналистов. Пока у Каира получается ее поддерживать. Свержение во время «арабской весны» 2011 года бывшего тогда президентом Египта Хосни Мубарака, избрание ему на смену исламиста Мохаммеда Мурси и его дальнейшее отстранение от власти генералом ас-Сиси почти не отразились на безопасности сооружения.

Но в будущем из-за роста экстремизма на Синайском полуострове безопасность канала не гарантирована, считает Амр Адли. В июле боевики, поддерживающие ИГ, заявили об уничтожении египетского военного корабля в Средиземном море, и ситуация на полуострове близка к полноценному конфликту.

Новый проект

В то время как основное внимание приковано к Суэцкому каналу, куда меньше говорится о сопутствующем проекте по созданию особой экономической зоны поблизости. В марте правительство Египта заявило, что она должна составить до трети ВВП ($78 млрд при оценке ВВП в $232,86 млрд, по данным Reuters за 2014 год). Пока Каир лишь ведет подготовку к ее запуску. Частью этого проекта может стать российская промышленная зона. Переговоры об этом идут с лета прошлого года, но конкретных договоренностей нет. Накануне визита в Египет премьер-министр Медведев в интервью изданию Al-Ahram подтвердил заинтересованность России в Суэцкой экономической зоне и сообщил о продолжении консультаций.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Рубен Варданян прекратил голодовку в СИЗО после уговоров семьи Политика, 00:56
В Пентагоне назвали возможной целью переданных Киеву ATACMS Крым Политика, 00:44
Число пострадавших при обстреле Токмака выросло до четырех Политика, 00:29
Пентагон исключил отправку военных советников США к фронту на Украине Политика, 00:10
Глава Минфина Украины заявил о «неопределенных перспективах» бюджета Экономика, 00:06
Эксперты предсказали серию перепродаж бизнесов ушедших иностранцев Финансы, 00:00
Тренер ЦСКА заявил о рухнувших на газон игроках «Спартака» после дерби Спорт, 25 апр, 23:47
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Полицейские нашли убитых в Херсонской области в разных местах Политика, 25 апр, 23:35
«Коммерсантъ» назвал причину задержки ареста фигуранта дела Иванова Политика, 25 апр, 23:24
Маршрут «Бессмертного полка» в Кишиневе изменят из-за уступки ЕС Политика, 25 апр, 23:10
«Газпром» сообщил о трех рекордах в России за одну зиму Бизнес, 25 апр, 22:55
Мединский заявил о «трех начальниках» у Украины на переговорах с Россией Политика, 25 апр, 22:38
ЦСКА и «Спартак» сыграли безголевую ничью впервые с 2003 года Спорт, 25 апр, 22:29
Стерлигов объявил о разводе с «еретичкой» и отлучении детей от наследства Бизнес, 25 апр, 22:18