Армения и Азербайджан активизировали переговоры о мире
Что обсуждают стороны перед встречей их лидеров в БрюсселеШанс на мирный договор
Впервые после окончания в ноябре 2020 года второй карабахской войны Армения и Азербайджан начали обсуждать конкретные предложения по возможному мирному договору на бумаге. В процессе участвуют как Москва, так и международные посредники — ОБСЕ и руководство Евросоюза. В пятницу, 1 апреля, в Ереване переговоры по этому вопросу провел действующий председатель ОБСЕ Збигнев Рау (в Армению он прибыл из Азербайджана). А 6 апреля в Брюсселе при посредничестве председателя Европейского совета Шарля Мишеля состоится личная встреча лидеров двух стран — премьера Никола Пашиняна и президента Ильхама Алиева. 8 апреля в Москву приедет глава МИД Армении Арарат Мирзоян, а во второй половине месяца Россию посетит армянский премьер-министр. Сейчас Ереван и Баку обсуждают два документа — предложенный Азербайджаном проект мирного договора и армянский ответ на него. Баку передал Еревану предложения на бумаге 10 марта. И почти сразу обнародовал их.
Они включают в себя пять пунктов.
- Взаимное признание суверенитета, территориальной целостности, нерушимости международных границ и политической независимости друг друга.
- Взаимное подтверждение отсутствия территориальных претензий государств друг к другу и юридическое обязательство не предъявлять такие претензии в будущем.
- Обязательство воздерживаться от угрозы безопасности в отношении друг друга в межгосударственных отношениях, от применения силы и угрозы силой против политической независимости и территориальной целостности, а также от иных обстоятельств, несовместимых с целями Устава ООН.
- Делимитация и демаркация государственной границы, установление дипломатических отношений.
- Открытие транспортных коммуникаций, установление иных коммуникаций и сотрудничество в других областях, представляющих взаимный интерес.
31 марта Никол Пашинян заявил, что Армения не отвергает условия Азербайджана, но обращает внимание на нюансы. По его словам, 14 марта Ереван через Минскую группу ОБСЕ передал встречные предложения. «В представленных Азербайджаном 10 марта предложениях нет ничего для нас неприемлемого. Другое дело, что эти предложения затрагивают не все вопросы армяно-азербайджанской повестки комплексного мира, — пояснил армянский премьер. — Республика Армения в своих публичных и дипломатических ответах констатировала, что существует проблема Нагорного Карабаха и вопрос о правах армян Нагорного Карабаха должен быть зафиксирован в контексте армяно-азербайджанского всеобъемлющего урегулирования. Позиция Азербайджана заключается в том, что проблемы Нагорного Карабаха нет, она уже решена».
Главное, что хотела бы видеть армянская сторона в будущем мирном соглашении, — защиту интересов армянского населения Нагорного Карабаха (НКР), сказал РБК армянский дипломат. За основу и источник этих прав предлагается взять три документа — Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт и Международный пакт о политических и гражданских правах, который среди прочего гарантирует право народов на самоопределение, говорит он.
Активизация переговоров происходит на фоне обострения в пограничной зоне. На прошлой неделе в Нагорном Карабахе произошел один из самых серьезных после окончания войны инцидентов: азербайджанские военные зашли в зону ответственности российских миротворцев, что вызвало возмущение у армянской стороны, поскольку это нарушение условий так называемого трехстороннего заявления, остановившего конфликт. Минобороны России пришлось публично обратиться к Баку с требованием вывести войска, и азербайджанские военные в итоге покинули село Парух, но остались на стратегической высоте над ним. 31 марта Владимир Путин провел телефонный разговор с Алиевым и Пашиняном, в ходе которого последний заявил, что «ситуация не только не нормализовалась, но, по некоторым данным, возможны новые провокации со стороны азербайджанских подразделений в зоне ответственности миротворческих сил РФ в Нагорном Карабахе».
В Карабахе по-прежнему не решен вопрос с энергоснабжением — газ не поступает в непризнанную республику с 8 марта. В Ереване считают, что Баку намеренно оставил армянскую часть Нагорного Карабаха без газа (часть газопровода проходит через азербайджанскую территорию), чтобы иметь дополнительный рычаг давления: обострение в регионе совпало с передачей Азербайджаном своих предложений по окончательному урегулированию конфликта с Арменией.
Встречные предложения Армении
Ереван предлагает зафиксировать в мирном договоре, что территориальная целостность признается в границах 1991 года, когда страны подписывали соглашение о создании СНГ, рассказали РБК два собеседника, знакомые с ходом переговоров. Смысл этого уточнения в том, что в 1991 году Азербайджан не полностью контролировал Нагорный Карабах, отмечает один из них. Ранее армянская сторона постоянно настаивала на отдельном обсуждении статуса Нагорного Карабаха, и поэтому признание территориальной целостности было неприемлемым для Еревана. Сейчас подход изменился, отмечают собеседники РБК. «На первое место вышли права населения, а это уже изменение акцентов сильное», — говорит один из них и добавляет, что можно обсуждать права и тех армян, которые будут жить на территории Азербайджана.
Разница в подходах Армении и Азербайджана заключается также в том, как должен быть заключен мирный договор. Баку хотел бы подписать двустороннее соглашение: публично он заявляет о том, что конфликт как таковой решен, тема статуса Нагорного Карабаха закрыта и, следовательно, посредники вроде Минской группы ОБСЕ не нужны. «Они (Минская группа. — РБК) не должны заниматься нагорнокарабахским конфликтом, потому что он решен. Мы вместо них решили эту проблему», — заявил президент Алиев в конце января. Тем не менее он сказал на недавней встрече с председателем ОБСЕ Рау, что мирный договор между Баку и Ереваном должен быть подписан как можно скорее, выразив надежду на плодотворность предстоящей встречи с Пашиняном в Брюсселе.
Ереван же по-прежнему хочет видеть сопредседателей Минской группы (США, Франция, Россия) посредниками на переговорах и при заключении соглашения. Но в феврале возникла новая проблема: США и Франция из-за конфликта на Украине не хотят быть с Россией за одним столом переговоров, отмечают собеседники РБК. «Она (Минская группа ОБСЕ. — РБК) фактически не работает. Взаимодействие [сопредседателей] приостановлено», — говорит один из них.
До войны 2020 года Ереван всегда утверждал, что Нагорно-Карабахская Республика не может быть в составе Азербайджана, после войны такие заявления звучат только из Степанакерта, отметил в разговоре с РБК армянский политолог Бениамин Погосян. Сейчас правительство Армении стало больше говорить о правах армян в НКР, упоминается и проблема статуса этой республики, но теперь, предполагает эксперт, он может означать и автономию в составе Азербайджана. «Поскольку нет четкого заявления, что НКР не должен быть в составе Азербайджана, то теоретически, если Баку скажет, что готов гарантировать права армянского населения, что у него будут паспорта азербайджанские, что их никто не будет убивать и т.д. и что они, например, смогут учиться в школах на армянском языке, я не исключаю, что правительство Армении может на это согласиться», — говорит Погосян.
В таком случае, продолжает эксперт, Ереван мог бы заявить, что это максимум, которого можно добиться в нынешней ситуации. «Армянской общественности скажут: да, это тяжело, это разрушает все наши мечты более чем за 30 лет, но это максимум, что мы можем взять. А если мы отвергнем данное предложение, это может означать еще одну войну и в Нагорном Карабахе, и даже против Армении», — резюмирует он.
Баку мог бы согласиться на предоставление культурной автономии армянам Карабаха, допустил в беседе с РБК азербайджанский политолог Фархад Маммадов. Он также напоминает, что это предлагалось и до войны. «И до войны, и во время, и после президент Азербайджана говорил, что мы готовы на мирное сосуществование — обеспечить безопасность, защитить культурную идентичность армянского населения и т.д., — отмечает он. — На территории Азербайджана проживают и другие этнические группы, и там есть преподавание на родных языках в школе, издание СМИ на родном языке». При этом, добавляет Маммадов, Баку не согласится на автономию региона, потому что «зачем тогда была нужна война». По его мнению, автономия карабахских армян может стать для Азербайджана «бомбой замедленного действия», но возможно самоуправление на уровне муниципалитетов, то есть в сфере «социально-экономических механизмов, а не политических».