Большой открыл новую сцену экспериментальной «Снегурочкой»
Самой известной версией «Снегурочки» стал спектакль 1911 года, дирижером которого был Сук, режиссером - Лосский, художником - Коровин, а балетмейстером - Горский. Постановка пережила возобновление в 1922 году и просуществовала на сцене дольше других - до 1943 года. Лосский поставил символическую сказку, где дневной свет разрушал порожденную сознанием реальность, подобно тому как Снегурочка таяла в лучах солнца. Иная тенденция была задана в спектакле Покровского 1954 года - на первый план были выдвинуты реалистические элементы в сказке.
Режиссер-постановщик нынешней «Снегурочки» Дмитрий Белов, апеллируя к Проппу, декларировал свою задачу как создание сказки в истинном смысле слова, создание волшебной сказки. Причем изначально предполагалось, что при создании спектакля будут использоваться эскизы Рериха для «Снегурочки» в парижской Opera Comique 1908 года. И здесь, как рассказала художник-постановщик Алена Пикалова, также возникла сложность - в масштабе деталей, на которые обращают внимание Рерих и Римский-Корсаков. Для Рериха актуален масштаб каменной глыбы, горы, тогда как Римскому-Корсакову важен мельчайший фрагмент объекта. Противоречие было разрешено через мозаику, которой одно время занимался Рерих, и которая позволила раздробить картину реальности Рериха. Отсюда многочисленные мелкие квадратики, заполнившие пространство сцены: и декорации, и костюмы.
Необходимо было перевести живопись Рериха на язык мозаики. В этом моменте как раз и был сделан акцент на новые технологии. Как пояснила Пикалова, поскольку в современном театре невозможно сделать настоящую мозаику на сцене, картины Рериха были переведены в цифровое изображение, которое, как считает Пикалова, «само по себе мозаично, поскольку метод передачи - пиксельный». Получилось интересно, правда, видеоряд существовал несколько обособленно от общей канвы действия. Кроме того, оцифрованные картины в движении, проецировавшиеся на экраны, расположенные на заднем плане сцены, лишь отдаленно напоминали о Рерихе.
Для дирижера-постановщика Николая Алексеева, который привык работать с симфоническим оркестром, это была первая работа в новой должности в Большом - в качестве главного приглашенного дирижера. В целом дирижеру удалось добиться согласованного звучания оркестра, солистов и хора. Поскольку опера длинная, она, конечно же, была поставлена с купюрами. Правда, как рассказал Алексеев, было использовано дореволюционное издание клавира. Обо всех купюрах, которые есть в этом издании, Римский-Корсаков знал.
Главные партии в спектакле исполнили Елена Брылева (Снегурочка), Михаил Губский (Берендей), Елена Зеленская (Купава), Ирина Долженко (Лель), Андрей Григорьев (Мизгирь). Безусловно, на общем фоне выделялся Губский.
Что касается работы на Новой сцене, то здесь все было на уровне: акустика в зале прекрасная, механизмы сцены функционировали исправно. Председатель правительства РФ Михаил Касьянов, выступая перед началом спектакля, выразил мнение, что «новая, оснащенная по последнему слову техники сцена даст возможность театру, его молодому поколению творить, выдумывать, пробовать».