Лента новостей
Никаких отговорок: почему вы боитесь открыть свой бизнес. Тест РБК и «Билайн» Бизнес, 18:29 Партия Зеленского сменит председателя перед выборами в Раду Политика, 18:24 Экс-глава «Калашникова» стал самым богатым сотрудником Минобороны Общество, 18:21 Минск передал Москве агреман на назначение посла России Политика, 18:04 Вылетевший в Симферополь самолет вернулся в Москву из-за дебошира Общество, 18:01 Что такое точка безубыточности и как ее рассчитать РБК и ВТБ, 17:50 В Ярославле разбили установленную в память о Немцове табличку Общество, 17:39 Суд продлил арест экс-министру Абызову Общество, 17:39 На УАЗе сменился генеральный директор Общество, 17:35 Как полюбить овощи и питаться правильнее РБК и Philips, 17:33 Росстат допустил санкции к сотрудникам за ошибку в данных Общество, 17:30 Поправки в газовую директиву ЕС вступили в силу Экономика, 17:27 7 коттеджей на Рублевке стоимостью выше 1 млрд рублей Недвижимость, 17:27 РФС допустил расширение числа участников чемпионата России по футболу Спорт, 17:16
Украинский кризис ,  
0 
Так не договаривались: чем Москве не нравится новая Конституция Украины
Москва считает предложение президента Украины Петра Порошенко по изменению Конституции нарушающим минские соглашения. Ответные меры ДНР и ЛНР могут поставить на минских договоренностях крест, считает эксперт
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров (Фото: ТАСС)

​Претензии Москвы

Москва недовольна предложенным президентом Украины Петром Порошенко проектом изменений Конституции страны. «Вызывает озабоченность то, что в проекте Конституции, который подготовили без участия представителей ДНР и ЛНР, ни одно требование минских договоренностей в отношении этого документа не выполнено», — заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров в Москве после переговоров с коллегой из Люксембурга Жаном Ассельборном. По словам Лаврова, в представленном документе не отражены задачи по обеспечению особого статуса ДНР и ЛНР, децентрализации полномочий в соответствии с тем перечнем, который был приведен в Минском соглашении от 12 февраля.

Ассельборн указал на то, что проект изменений получил одобрение Венецианской комиссии Совета Европы. По словам Лаврова, Конституция должна разрабатываться в сотрудничестве не только с Венецианской комиссией, но и по согласованию с Донецком и Луганском. «Ключ к успеху в урегулировании украинского кризиса лежит в прямом диалоге между Киевом и Донецком и Луганском», — напомнил постоянное российское требование министр (цитаты по Интерфаксу).​

Пункт о ДНР и ЛНР

Упоминание об особых районах Донецкой и Луганской областей содержится в последнем пункте представленного Порошенко документа. В нем сказано, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом. «Проект изменений в Конституцию не предусматривает никакого особенного статуса Донбасса. Все эти мысли — от лукавого. Проект допускает возможность специфического порядка осуществления местного самоуправления в отдельных административно-территориальных единицах Донецкой и Луганской областей, которые определяются отдельным законом. Именно так это сейчас и урегулировано», — объяснил Порошенко 1 июля (цитата по сайту президента Украины). Эта норма в переходных положениях четко соответствует минским соглашениям и не была навязана извне, указал он.

В минских соглашениях записана необходимость проведения конституционный реформы к концу 2015 года. Реформа должна предполагать децентрализацию с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов, а также принятие постоянного законодательства об особом статусе этих районов, говорится в тексте минского документа. К работе над Конституцией представители ДНР и ЛНР приглашены не были. В составе комиссии работали избранные на предыдущих всеукраинских выборах представители Донецкой и Луганской областей. При этом представители ДНР и ЛНР сообщали о том, что направили свои предложения в конституционную комиссию.

Проект изменений в Конституцию не был согласован с ДНР и ЛНР и в этой части нарушает положения минских соглашений, говорит замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. Также, по его словам, закон об особом статусе, принятый украинским парламентом весной, не соответствует договоренностям: в нем отсутствует ряд требований, к тому же указано, что сначала надо провести выборы по украинскому законодательству, а потом только он вступит в силу, хотя сначала был согласован обратный порядок действий.

Ответные меры ДНР и ЛНР

Представители самопровозглашенных ДНР и ЛНР раскритиковали предложения Киева. В четверг они заявили, что проведут на своей территории 18 октября местные выборы по собственным правилам. «Вопрос проведения выборов и участия ОБСЕ нужно поднимать в политической подгруппе (контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе)», — заявил в пятницу представитель ДНР на переговорах Денис Пушилин.

Киев и США это намерение осудили. Вице-президент США Джозеф Байден в телефонном разговоре с премьером Украины Арсением Яценюком заявил, что намерение провести выборы «является прямым противоречием минским соглашениям и украинскому закону».

«Вице-президент США, скорее всего, просто не вник как следует. Сомневаюсь, что он вообще читал Минский комплекс мер. А Порошенко, как обычно, сознательно извращает факты», — говорится в заявлении главы самопровозглашенной ДНР Александра Захарченко, размещенном на сайте Донецкого агентства новостей.

По мнению украинского политолога Владимира Фесенко, выборы, которые собираются провести ДНР и ЛНР, поставят точку на вторых минских соглашениях, как ранее они поставили точку на первых минских договоренностях, проведя выборы в ноябре по собственным правилам, без согласования с Киевом.

Что предложил Порошенко

Проект изменений в Конституцию страны Порошенко внес в парламент 2 июля. Эти изменения направлены на децентрализацию власти. Проект подготовила работавшая с начала марта конституционная комиссия во главе с председателем Верховной рады Владимиром Гройсманом. Целью предложенных изменений является уход от централизованной модели управления, обеспечение способности местного самоуправления и построение эффективной системы территориальной организации власти в Украине, говорится на сайте президента Украины. 24 июня проект получил положительное заключение Венецианской комиссии.

Проект предполагает трехуровневую организацию местного самоуправления и введение института префекта, назначаемого президентом и следящего за соответствием Конституции действий местных властей. В системе административно-территориального устройства Украины предполагается выделение общины, района и региона.

Территориальная община будет осуществлять местное самоуправление как непосредственно, так и через органы местного самоуправления путем самостоятельного регулирования общественных дел местного значения и управления. Формировать территориальную общину будут жители поселения или общины. Жители смогут избирать главу общины, депутатов совета общины, районных и областных​ советов сроком на четыре года. Председатели районных и областных советов будут избираться из состава советов.

Государство, говорится в проекте изменений, должно обеспечить соизмеримость финансовых ресурсов и полномочий органов местного самоуправления. Разграничение полномочий между органами местного самоуправления общин, районов, областей должно быть определено на основе принципа субсидиарности, при котором центральная власть играет, скорее, вспомогательную роль.

В тексте указано, что назначение первых префектов президентом по представлению правительства возможно после создания районными и областными советами исполнительных комитетов, но не позднее 1 марта 2018 года.

Президент Порошенко выразил надежду, что депутаты поддержат эти предложения. Однако предложенный текст изменений Конституции оставляет много вопросов, говорит эксперт украинского Международного центра перспективных исследований Анатолий Октисюк: непонятна процедура назначения выборов органов местного самоуправления и назначения префектов, эта часть описана в тексте туманно и неясно. По его мнению, сначала в октябре этого года на Украине пройдут местные выборы по существующему законодательству, после этого вступят в силу поправки к Конституции, после чего могут быть назначены новые выборы местного самоуправления, которые пройдут уже по новому закону о выборах и после проведения которых и можно будет применять новые конституционные нормы. Однако власть, по мнению эксперта, в случае успеха на октябрьских выборах может не захотеть проводить в ближайшее время новые местные выборы, но в случае плохого результата, наоборот, провести их как можно скорее и, не исключено, что их могут совместить с досрочными парламентскими.​