Перейти к основному контенту
Политика⁠,
0

Большой театр: "Хованщина" в стиле гравюры

В Большом театре 7 июня состоится премьера оперы Мусоргского «Хованщина». Спектакль создается в редакции Н.Римского-Корсакова («Хованщина» чаще ставится в редакции Шостаковича). Как считает дирижер-постановщик оперы Александр Ведерников, главный дирижер и музыкальный руководитель Большого, в вопросе выбора редакции «Хованщины» необходимо отталкиваться от того, что авторская партитура отсутствует: «Нельзя говорить, как в случае с "Борисом Годуновым", что предпочтен авторский вариант … при отсутствии авторского текста всякое решение является компромиссным». Выбирая между существующими версиями, создатели постановки решают многовариантную задачу - варианты отличаются не только текстуально, оркестрово, но также идеологически, поскольку авторы версий жили в разное время и расставляли акценты сообразно тому, как это им виделось.
Большой театр: "Хованщина" в стиле гравюры

Сам Мусоргский имел два варианта текста «Хованщины» - расширенный, на котором базировался клавир Ламма, а значит оркестровка Шостаковича, и более поздний, более сжатый, который текстуально близок к редакции Римского-Корсакова. «Мы исходили из того, - рассказал на пресс-конференции Ведерников, - что редакция Римского-Корсакова близка по своим масштабам к восприятию современной публики». Она легко укладывается в один вечер. В ней существует оптимальное количество сюжетных линий, которые позволяют завершить развитие действия в один вечер. Будучи несколько более удаленной от авторского текста, по сравнению с редакцией Шостаковича, версия Римского-Корсакова, с точки зрения оркестрового колорита, ближе сочинению Мусоргского. В редакции Римского-Корсакова, как полагает Ведерников, отсутствуют «некие экспрессионистские наслоения», свойственные XX веку, которые ясно прочитываются в оркестровке Шостаковича. Все это и определило выбор создателей спектакля в пользу редакции Римского-Корсакова.

Говоря о концепции постановки «Хованщины», режиссер-постановщик Юрий Александров сказал на пресс-конференции, что создатели спектакля поставили перед собой задачу попытаться объединить три века русской истории и провести связывающую линию между иллюзорным, изобразительным началом XIX века и машинерией, жестким подходом XXI века. Этим определялась и стилистика сценографии: документальность, суровость, сдержанность, строгость. Постановщики практически отказались от цвета как изобразительного начала. Действует принцип «Раскрась сам». «Красненькие стрельцы, синенькие петровцы, пятнистые бабы - мы отказались от этого, - говорит Александров. - Мы облекли действие в цвет гравюры, черно-белого фильма и построили спектакль …по кино-принципу». Многие сцены разделены на большое количество эпизодов, и есть чисто «киношный» монтаж сцен, в котором главная тема - человек, персонаж в развитии.

По словам художника-постановщика Вячеслава Окунева, в спектакле нет сценографического экстремизма. Уходит жанр большого стиля, и несмотря на то, что главное - люди и очень важен крупный план персонажей, хотелось, чтобы монументальность отдельных сцен сохранилась. Основными движущими ассоциациями были кинематографические - фильмы Эйзенштейна, Тарковского. «Хотелось убрать раскрашенный, лубочный оттенок, к которому мы привыкли в опере, и сосредоточиться на лице. Если все черно-белое, сдержанное, то лица остаются живыми», - говорит Окунев. Принципиальной идеей постановки Александров назвал концентрацию не на расколе между различными группами людей, а на расколе в сердце каждого человека.

Главные партии репетируют: Иван Хованский - Александр Науменко, Владимир Маторин, Валерий Гильманов; Досифей - Вячеслав Почапский, Владимир Маторин, Леонид Зимненко, Тарас Штонда; Марфа - Татьяна Ерастова, Нина Терентьева, Светлана Шилова; Голицын - Лев Кузнецов, Зураб Соткилава, Михаил Губский, Роман Муравицкий; Андрей Хованский - Михаил Урусов, Павел Кудрявченко; Шакловитый - Юрий Нечаев, Владимир Редькин, Владимир Букин.

Премьерные спектакли состоятся 7, 9, 16, 18, 19 и 21 июня.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 10 декабря
EUR ЦБ: 89,43 (-0,28)
Инвестиции, 17:57
Курс доллара на 10 декабря
USD ЦБ: 76,81 (-0,47)
Инвестиции, 17:57
Пять стратегий инвестора в недвижимость: как устроены и какую выбрать РБК и ПИК, 18:12
Зампреда «Яблока» Шлосберга внесли в перечень террористов Политика, 18:06
Путин предупредил о риске потерять «все, что дорого» из-за ИИ Технологии и медиа, 18:02
Моноцентричность не в тренде: три района Москвы с особыми домами РБК и ГАЛС, 17:59
Жену Макрона раскритиковали за оскорбление протестующих феминисток Политика, 17:57
Путина попросили провести новогоднюю амнистию женщин с детьми и инвалидов Политика, 17:53
Ключ к Африке: какие возможности открывает сотрудничество с Египтом РБК и РЭЦ, 17:49
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Подчиненные меня не слышат: как ставить задачи, чтобы их выполняли Образование, 17:48
Ozon ограничил доступ несовершеннолетним к покупке конфет с алкоголем Бизнес, 17:46
ЦБ снова опустил официальный курс доллара ниже ₽77 Инвестиции, 17:45
Как экзосомальная терапия восстанавливает и омолаживает кожу РБК и КИТ МЕД, 17:42
Минфин Японии опроверг отказ конфисковать активы России по плану ЕС Политика, 17:41
Биткоин по $100 тыс. в конце года. Каковы шансы Крипто, 17:40
Госдума приняла закон о сплошных рубках на Байкале Политика, 17:39