Перейти к основному контенту
Политика ,  
0 

Большой театр: "Хованщина" в стиле гравюры

В Большом театре 7 июня состоится премьера оперы Мусоргского «Хованщина». Спектакль создается в редакции Н.Римского-Корсакова («Хованщина» чаще ставится в редакции Шостаковича). Как считает дирижер-постановщик оперы Александр Ведерников, главный дирижер и музыкальный руководитель Большого, в вопросе выбора редакции «Хованщины» необходимо отталкиваться от того, что авторская партитура отсутствует: «Нельзя говорить, как в случае с "Борисом Годуновым", что предпочтен авторский вариант … при отсутствии авторского текста всякое решение является компромиссным». Выбирая между существующими версиями, создатели постановки решают многовариантную задачу - варианты отличаются не только текстуально, оркестрово, но также идеологически, поскольку авторы версий жили в разное время и расставляли акценты сообразно тому, как это им виделось.
Большой театр: "Хованщина" в стиле гравюры

Сам Мусоргский имел два варианта текста «Хованщины» - расширенный, на котором базировался клавир Ламма, а значит оркестровка Шостаковича, и более поздний, более сжатый, который текстуально близок к редакции Римского-Корсакова. «Мы исходили из того, - рассказал на пресс-конференции Ведерников, - что редакция Римского-Корсакова близка по своим масштабам к восприятию современной публики». Она легко укладывается в один вечер. В ней существует оптимальное количество сюжетных линий, которые позволяют завершить развитие действия в один вечер. Будучи несколько более удаленной от авторского текста, по сравнению с редакцией Шостаковича, версия Римского-Корсакова, с точки зрения оркестрового колорита, ближе сочинению Мусоргского. В редакции Римского-Корсакова, как полагает Ведерников, отсутствуют «некие экспрессионистские наслоения», свойственные XX веку, которые ясно прочитываются в оркестровке Шостаковича. Все это и определило выбор создателей спектакля в пользу редакции Римского-Корсакова.

Говоря о концепции постановки «Хованщины», режиссер-постановщик Юрий Александров сказал на пресс-конференции, что создатели спектакля поставили перед собой задачу попытаться объединить три века русской истории и провести связывающую линию между иллюзорным, изобразительным началом XIX века и машинерией, жестким подходом XXI века. Этим определялась и стилистика сценографии: документальность, суровость, сдержанность, строгость. Постановщики практически отказались от цвета как изобразительного начала. Действует принцип «Раскрась сам». «Красненькие стрельцы, синенькие петровцы, пятнистые бабы - мы отказались от этого, - говорит Александров. - Мы облекли действие в цвет гравюры, черно-белого фильма и построили спектакль …по кино-принципу». Многие сцены разделены на большое количество эпизодов, и есть чисто «киношный» монтаж сцен, в котором главная тема - человек, персонаж в развитии.

По словам художника-постановщика Вячеслава Окунева, в спектакле нет сценографического экстремизма. Уходит жанр большого стиля, и несмотря на то, что главное - люди и очень важен крупный план персонажей, хотелось, чтобы монументальность отдельных сцен сохранилась. Основными движущими ассоциациями были кинематографические - фильмы Эйзенштейна, Тарковского. «Хотелось убрать раскрашенный, лубочный оттенок, к которому мы привыкли в опере, и сосредоточиться на лице. Если все черно-белое, сдержанное, то лица остаются живыми», - говорит Окунев. Принципиальной идеей постановки Александров назвал концентрацию не на расколе между различными группами людей, а на расколе в сердце каждого человека.

Главные партии репетируют: Иван Хованский - Александр Науменко, Владимир Маторин, Валерий Гильманов; Досифей - Вячеслав Почапский, Владимир Маторин, Леонид Зимненко, Тарас Штонда; Марфа - Татьяна Ерастова, Нина Терентьева, Светлана Шилова; Голицын - Лев Кузнецов, Зураб Соткилава, Михаил Губский, Роман Муравицкий; Андрей Хованский - Михаил Урусов, Павел Кудрявченко; Шакловитый - Юрий Нечаев, Владимир Редькин, Владимир Букин.

Премьерные спектакли состоятся 7, 9, 16, 18, 19 и 21 июня.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 14 декабря
EUR ЦБ: 109,01 (-1,47)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
Курс доллара на 14 декабря
USD ЦБ: 103,43 (-0,52)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
В «Азимут» пришли с проверкой после возгорания самолета в АнтальеБизнес, 14:02
Игрока ЦСКА признали лучшим футболистом Узбекистана второй год подрядСпорт, 14:00
Что известно о новом президенте Грузии13:53
Бывший игрок владикавказской «Алании» стал президентом ГрузииПолитика, 13:43
В Москве задержали разыскиваемого Интерполом гражданина СШАОбщество, 13:42
Власти Херсонской области сообщили о сбитом самолете ВСУПолитика, 13:30
Агент Овечкина назвал сроки возвращения хоккеиста после переломаСпорт, 13:25
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Безопасный, современный, мощный: все – о новой Lada Aura для чиновниковРБК и Автоваз, 13:23
Потанин заявил, что «страна может жить» с долларом за ₽100–110Экономика, 13:19
Литовку сняли с ЧМ по фитнесу из-за футболки make Russia small againСпорт, 13:15
Пловец с Каймановых островов побил мировой рекорд на чемпионате мираСпорт, 13:11
Сэм Альтман пожертвует $1 млн в инаугурационный фонд ТрампаПолитика, 13:04
Эффект лизинга: сократить расходы, наладить процессы и получить рекламуРБК и Альфа-Лизинг, 12:55
Потанин посоветовал акционерам «Норникеля» «потерпеть с дивидендами»Инвестиции, 12:42