Эксперты Кудрина включили Крым в зону риска по политической устойчивости
Регионы-«двоечники»
Крым и Севастополь, где в прошлом сентябре впервые прошли выборы в Госдуму, попали в число регионов с самой неблагополучной политической ситуацией за 2016 год. Об этом говорится в докладе экспертов Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина. Авторами доклада стали профессор ВШЭ Николай Петров и доцент ВШЭ Алексей Титков, а также политолог Александр Кынев.
В исследовании регионы оценивались по уровню политической конкуренции (по числу партий, помимо «Единой России», активно выступавших на выборах) и по количеству публичных протестов. Крым и Севастополь попали в список регионов-«двоечников». По данным авторов исследования, оба субъекта находятся в зоне риска из-за нескольких факторов: плохого политического дизайна и большого количества публичных протестов. Эксперты впервые протестировали эти регионы с учетом всех факторов риска, рассказал РБК Петров.
Министр внутренней политики Крыма Дмитрий Полонский заявил РБК, что республика является «самым стабильным и спокойным регионом на территории России с абсолютно четкой, понятной системой власти». «Крымская власть пользуется колоссальным уровнем доверия со стороны населения. И это подтверждается многочисленными опросами», — уверил он. Пресс-секретарь губернатора Севастополя Григорий Буйлов на момент подготовки материала не смог дать комментарии.
Кроме Крыма и Севастополя неблагополучными эксперты назвали Алтайский край, Кемеровскую, Кировскую, Омскую, Самарскую, Саратовскую и Челябинскую области. В целом же политическая ситуация в регионах стабилизировалась «к уровню ниже среднего» по сравнению с 2015 годом, заключили эксперты.
Ухудшение ситуации
По данным экспертов, за 2016 год политическая ситуация в регионах в целом ухудшилась. К примеру, снизилась политическая конкуренция: среднее эффективное число партий на выборах в Госдуму и законодательные собрания регионов за год упало с 3,16 до 3,06. Уровень защиты парламентских прав оппозиции (речь идет о доле представителей политических партий, помимо «Единой России», на постах спикера, вице-спикеров и председателей комитетов региональных парламентов) упал с 14,1 до 11,3%. Оценка местного самоуправления снизилась в среднем с 3,18 до 3,09 балла по пятибалльной шкале.
Кроме того, в регионах стало больше протестных акций по сравнению с 2015 годом. Это, по мнению авторов доклада, может быть связано с думской кампанией в первом полугодии 2016 года, которая спровоцировала протестные выступления во многих регионах.
Большая часть прошлогодних протестов связана с темой выборов, на втором месте — выступления против проблем с транспортом и акции, спровоцированные нарушениями трудовых прав. Повестка протестов за год сильно изменилась: в 2015 году они были в основном связаны с решениями городских властей, экологией и социальными гарантиями.
Значительно — по сравнению с 2015 годом — выросло количество протестов, связанных с гуманитарными темами — свободой и цензурой в интернете (в связи с обсуждением и принятием «пакета Яровой»), насилием в семье, жестоким обращением с животными.
По словам Петрова, регионы распределены в таблице по возможности неблагоприятных политических изменений в ближайшем будущем. «Крым и Севастополь в значительной мере страдают болезнью роста, — пояснил он. — Там в известной мере произошли достаточно большие замены в верхних эшелонах, в одном случае — из-за выборов в Думу, в другом — из-за смены губернатора, поэтому по административной стабильности они получили самый низкий балл». Рассчитывать на то, что в ближайшем будущем ситуация в этих регионах изменится к лучшему, по мнению эксперта, не стоит.
Кто виноват
Общее ухудшение политической ситуации в регионах связано с неудачными решениями местных властей, считают эксперты. Авторы доклада негативно отзываются и о действиях федеральных властей: по их мнению, в 2016 году «действия центра в отношении регионов можно описать как нацеленные скорее на краткосрочную перспективу и реактивные по своей природе».
Среди этих действий — громкие аресты губернаторов (речь идет об уголовных делах в отношении губернатора Кировской области Никиты Белых и главы Коми Вячеслава Гайзера). Среди других проблем, считают в КГИ, ликвидация Крымского федерального округа и замена полпредов в Северо-Западном, Северо-Кавказском и Сибирском федеральных округах. Все это, по мнению экспертов, не могло не повлиять на стабильность политической системы в регионах.
Политическую ситуацию можно улучшить только одним способом — усиливая местное самоуправление, заявил РБК Петров. «Те риски, которые мы оцениваем, имея в виду нынешнюю политическую ситуацию, многократно усилятся, когда страна перейдет от статус-кво к развитию, — добавил он. — Поэтому и нужно дать регионам самостоятельно решать проблемы, с которыми они сталкиваются».
Эксперт предположил, что первым шагом к этой реформе в некоторых регионах может стать возвращение выборов мэра. «Выборность губернаторов тоже надо вернуть, и я думаю, что мы достаточно быстро к этому перейдем, когда увидим, что назначение людей из центра только потому, что они лояльны, не работает», — пояснил эксперт.
Политолог Николай Миронов считает главной проблемой регионов другое — коррумпированность и связанность местных властных кланов. «Поэтому назначение губернаторов-«варягов», вообще людей из федерального центра, не связанных с [местными] элитами, должно стать решением их региональных проблем, это правильная инициатива», — заявил он РБК.