1. Партии-фантомы
Блеск и крах "Правого дела"
Партия "Правое дело" сейчас в аутсайдерах и не может похвастаться какими-то успехами, кроме громких внутренних скандалов. Гораздо более амбициозные планы на будущее строил миллиардер Михаил Прохоров, возглавлявший партию в ее недолгий "золотой век". Начинающий политик ставил цель не только провести правую партию в Думу, но и набрать не менее 15% голосов на выборах.
Начало истории не предвещало катастрофы: избранный на внеочередном съезде партии в июне этого года М.Прохоров собирался потратить на избирательную кампанию 100 млн долл., в партию стали вступать известные люди, улицы города заполонили плакаты в стиле фильма "Брат".
"Когда подняли бренд "Правого дела", я вдруг увидел, сколько нормальных сильных людей хотели поддержать, вступить, поучаствовать в процессе. Меня это порадовало. Это не "Справедливая Россия", куда пошли обиженные, униженные и оскорбленные. Здесь пошли совершенно другие люди", - вспоминает президент фонда "Город без наркотиков" Евгений Ройзман, вступивший в партию по приглашению М.Прохорова. Предполагалось, что он войдет в федеральный список этой партии на выборах в Государственную думу.
Однако скандал и раскол партии на сентябрьском съезде заставил М.Прохорова выйти из партии. Свой уход он сопроводил громким заявлением. "Я вас призываю к тому, чтобы выйти из этой кукольной кремлевской партии. Нам с ними не по пути. За этот короткий период я на своей шкуре ощутил, что такое политическая монополия. Когда тебе звонят каждый день, дают указания, пытаются внести в списки неизвестных людей, давят на региональные отделения, встречают у поезда региональных руководителей и везут их в администрацию президента давать указания", - объявил М.Прохоров своим соратникам 15 сентября. Значительная их часть последовала за лидером.
"Это очень печально, потому что уничтожение партии "Правое дело" привело к тому, что у демократически ориентированных граждан нет и не будет своего представительства в Государственной думе", - выразил свое отношение к случившемуся экс-сопредседатель старого "Правого дела" Леонид Гозман.
"Мы бы набирали очень прилично, мы бы набирали до 30%. Это была бы самая здравая, разумная и новая партия. Люди сейчас оказались в очень сложной ситуации. Каждый день шквал звонков: за кого голосовать, кого поддерживать, а кого ты поддерживаешь? Некого. "Правое дело" сработало бы очень сильно", - предполагает Е.Ройзман.
"Особенно обидно, что в ситуации с "Правым делом", то, что случилось, когда М.Прохоров возглавлял партию, не было предопределено. Это было следствием ошибок, безответственности конкретных людей с обеих сторон конфликта, а не неизбежность, вытекающая из системы, которая далека от идеала", - заметил Л.Гозман.
"И еще один очень серьезный плюс для меня, для Саши Любимова, для М.Прохорова, для Александра Попова и еще многих добрых людей, что мы не успели замазаться, что мы не стали играть по этим правилам, остались сами собой. Мы никуда не пошли, но мы остались людьми, и нас окружают, слава богу, достойные люди", - по-человечески подвел итог Е.Ройзман.
С сентября партию возглавляет Андрей Дунаев. Помимо него в федеральную тройку входят бывший руководитель Демократической партии России, скандально известный масон и бывший кандидат в президенты Андрей Богданов и теннисистка Анна Чекветадзе.
Патриоты-призраки
Еще одна странная партия - это "Патриоты России". В ее рядах нет ни звезд, ни известных персон, агитация за партию также отличается ненавязчивостью.
"У меня складывается такое впечатление, что это фантомная партия. Тем более, я на прошлых выборах активно общался с ее лидером, и еще тогда мне показалось, что перед Геннадием Семигиным не стоит задача пройти в Госдуму, как это ни странно, а стоит задача, чтобы его заметили за кремлевской стеной и каким-то образом использовали: неважно, против кого - КПРФ, "Справедливой России", ЛДПР, главное, чтобы использовали", - поясняет гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.