В.Путин определил задачи по бюджету на 2002-2003 года
В целях эффективного решения долговой проблемы в среднесрочной перспективе необходимо сформировать единую систему управления государственным долгом, для чего в кратчайшие сроки подготовить необходимые организационные решения. Предстоит принять и ввести в действие с 1 января 2003 г. главы Налогового кодекса, регулирующие порядок уплаты государственной пошлины, таможенных пошлин и сборов, налогов и платежей, связанных с использованием природных ресурсов.
Необходима законодательная отмена с 1 января 2003 г. налога на покупку иностранных денежных знаков. Предстоит принять главы НК, регулирующие порядок применения специальных режимов налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, а также в отношении субъектов малого предпринимательства, отмечается в послании. В документе также подчеркивается необходимость отказа от практики направления доходов от использования государственного имущества на расходы субъектов сектора государственного управления, распоряжающихся этим имуществом, минуя федеральный бюджет. Требуется определить принципы дивидендной политики государства по отношению к находящимся в его собственности долям в капиталах акционерных обществ, а также принципы распределения прибыли государственных предприятий. Необходимо рационализировать государственное участие в коммерческих организациях. Приоритетной задачей является продажа долей участия в капиталах большинства банков, инвестиционных, фондовых и финансовых компаний, в особенности мелких пакетов акций, говорится в послании.
В целом, существующая в России система межбюджетных отношений нуждается в глубоких преобразованиях. В связи с этим, отмечается в документе, в 2003 году необходимо, в частности, завершить разграничение расходных обязательств между федеральными, региональными и местными органами власти. Следует четко определить полномочия органов власти каждого уровня по нормативно-правовому регулированию, обеспечению финансовыми средствами и финансированию бюджетных расходов.
Следует отказаться от принятия на федеральном уровне решений, налагающих на территориальные бюджеты расходные обязательства без определения источников их финансирования. Основные функции по определению размера, структуры и порядка осуществления расходов, финансируемых из этих бюджетов, должны быть переданы региональным и местным органам власти.
Региональным и местным органам власти следует провести дополнительную мобилизацию доходов (за счет сокращения налоговых льгот и более эффективного использования собственности), а также оптимизацию расходов, сконцентрировав имеющиеся ресурсы на безусловном выполнении принятых на себя обязательств. Необходимо привести условия оплаты труда работников бюджетной сферы, государственных служащих субъектов РФ, муниципальных служащих в соответствие с федеральным законодательством. Стратегической задачей является отказ от обязательности использования Единой тарифной сетки для работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из региональных и местных бюджетов. К ее решению полагаю возможным приступить с 2004 года, отмечает глава государства.
Необходимо завершить разделение финансовой помощи на инвестиционную и текущую, обеспечив при этом максимальную формализацию и прозрачность механизма распределения средств. Следует также ввести механизмы ответственности региональных и местных органов власти за проводимую бюджетную политику, выполнение финансовых обязательств перед населением, бюджетными учреждениями, кредиторами, подчеркивается в послании.