Память отказала: потребители помнят мало советских продуктовых брендов
Анна Левинская
В апреле Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с агентством "Социальные сети" попросил потребителей вспомнить известные им советские бренды продуктов различных категорий. Опрашивали 1600 россиян старше 18 лет в 42 регионах. Оказалось, что, хотя большинство соотечественников слышали о советских торговых марках (более 66% опрошенных), конкретных названий из них помнит не более половины. Самые популярные кондитерские и мясные бренды - "Докторская" колбаса, печенье "Юбилейное" и шоколад "Аленка", алкогольные - "Жигулевское" и "Столичная". А вот конфеты "Мишка косолапый", колбаса "Сервелат" и "Пшеничная" без подсказки вспомнили всего 1,8, 2,8 и 3,1% респондентов соответственно. Из тех, кто постоянно покупает продукцию под советскими брендами, только 5% в своем выборе руководствуются ностальгическими воспоминаниями, в большей степени их привлекают высокое качество (30% поклонников) и хороший вкус (24%) продукции.
"Докторская"
"Докторская" колбаса - пожалуй, самый известный бренд продукта на постсоветском пространстве. И сегодня потребители называют его первым среди марок советской пищевой промышленности. "Докторскую" колбасу вспомнило наибольшее количество участников исследования ВЦИОМ: 31,2% респондентов хорошо знают эту марку, а 27,3% из них покупают ее. Создателями этого сорта вареной колбасы были научные сотрудники и технологи ВНИИ мясной промышленности, а первым производителем стал Московский мясоперерабатывающий комбинат им. Анастаса Микояна.
"Аленка"
Шоколад и конфеты под маркой "Аленка" производятся в России уже почти полвека. "Аленку" потребители вспоминают среди советских брендов одной из первых. Правда, у такой популярности есть и обратная сторона. Рецепт этого шоколада был разработан на фабрике "Красный Октябрь", но производили его и на других фабриках. И хотя сегодня торговый знак и изображение пухлощекой девочки в платке принадлежат компании "Объединенные кондитеры", сразу несколько производителей, пытающихся восстановить историческую справедливость, отстаивают в суде свое право на производство "Аленки".
"Юбилейное"
За 100 лет существования марка печенья "Юбилейное" не раз передавалась из рук в руки. Изначально это печенье делал завод "Большевик". Сейчас завод вместе с правом на торговый знак принадлежит американской группе Kraft Foods.
"Мишка на севере"
Шоколадные конфеты "Мишка на севере" выпускаются на кондитерской фабрике им.Н. Крупской с 1939г. Как и в случае со многими советскими марками, они изготавливались на различных заводах СССР. Такая возможность сохранялась и после прекращения существования Советского Союза - до 1995г. В этот год права на марку окончательно закрепились за фабрикой им.Н.Крупской, которая сегодня принадлежит норвежскому пищевому концерну Orkla.
"Рот Фронт"
Кондитерский комбинат "Рот Фронт" начинался с небольшой мастерской по производству карамели и помадки купцов Леновых в Замоскворечье. Современное название предприятие получило в 1931г. Сегодня производитель знаменитой халвы в шоколаде входит в состав компании "Объединенные кондитеры".
"Бабаевский"
Фабрика кондитерского концерна "Бабаевский", принадлежащего компании "Объединенные кондитеры", - одна из немногих, оставшихся в пределах Москвы. "Бабаевский" наряду с другими кондитерскими производителями, входящими в состав "Объединенных кондитеров", помимо прочей продукции, производит знаменитый шоколад "Вдохновение".
"Красный Октябрь"
Производителя ирисок "Кис-Кис", шоколадных конфет "Мишка косолапый" и сливочной помадки потребители легко вспоминают, когда их просят назвать известные им советские кондитерские бренды (наряду с другими производителями, входящими сегодня в состав концерна "Объединенные кондитеры"). Хотя производство было выведено из исторического здания на Берсеневской набережной семь лет назад, завод получил вторую жизнь благодаря медийным и творческим компаниям, которые арендуют офисы на его территории.
"Жигулевское"
Сегодня "Жигулевское" производят не только несколько десятков российских заводов, но и предприятия Украины, Белоруссии и Литвы. Хотя в 1992г. ОАО "Жигулевское пиво" зарегистрировало товарный знак на себя, Союз российских производителей пивобезалкогольной продукции сумел оспорить эту регистрацию. Суд учел исторический опыт производства на многих заводах.
"Столичная"
Один из немногих всемирно известных советских брендов был разработан еще в 1938г. Марка принадлежит российскому государству, управлением занимается казенное предприятие "Союзплодоимпорт". В 1996г. права на бренд приобрел предприниматель Юрий Шефлер, перенесший производство в Латвию. С тех пор Россия безуспешно судится с Шефлером, оспаривая права на товарный знак в разных странах мира. В прошлом году "Столичную" как самый известный российский продукт бойкотировали гей-бары США, Великобритании, Канады и других стран в связи с принятием закона о "пропаганде гомосексуализма".