Кейс «Трансаэро»: можно ли заработать на акциях предбанкротных компаний
Финансисты и аналитики советуют непрофессиональным инвесторам держаться подальше от акций тех фирм, которые находятся в процедуре банкротства или оказались в сложном финансовом положении. Но потенциальные доходы, которые могли бы принести спекуляции на обвалившихся ценных бумагах крупных компаний и корпораций, будоражат сознание. Например, спустя год после краха Lehman Brothers, находившегося в процедуре банкротства, его акции в один из дней росли на 200%. История потерянных возможностей компаний и спекулянтов — в галерее РБК.
Lehman Brothers
Максимальный рост за день: 313,65%
Максимальное падение за день: -94,25%
О проблемах Lehman Brothers было известно задолго до его банкротства, послужившего причиной обвала финансовых рынков в 2008 году. Еще в середине марта 2007 года ходили слухи о том, что у банка неприятности. Из-за ипотечного кризиса в США Lehman Brothers понес беспрецедентные потери. Только за I полугодие 2008 года стоимость его акций упала на 73%. 15 сентября 2008 года Lehman Brothers подал иск о собственном банкротстве. Стоимость акций в этот день обвалилась на 94,25% – до $0,21. В следующие несколько дней котировки бумаг сильно колебались, то падая на 60%, то поднимаясь на 313,65%. Следующий резкий скачок курса наблюдался 28 августа 2009 года: тогда акции выросли на 200%. Так спекулянты могли реагировать на новость о том, что один из кредиторов банка – Citadel Investment Group – продал свой иск на сумму $423 млн Credit Suisse Group. Торги акциями Lehman Brothers прекратились 5 марта 2012 года на уровне $0,0265 за акцию.
«Трансаэро»
Максимальный рост за день: 186,76%
Максимальное падение за день: -46,67%
«Трансаэро» столкнулась с трудностями в конце 2014 года. К осени текущего года задолженность компании составила около 250 млрд руб. В сентябре 75% плюс одна акция «Трансаэро» собирался приобрести за символический 1 руб. «Аэрофлот», однако сделка так и не состоялась. 1 октября на совещании у премьера Дмитрия Медведева было принято решение о банкротстве авиакомпании. На этой новости стоимость акций упала на 42,31%. 20 октября совладелец S7 Владислав Филев подписал соглашение о покупке не менее 51% акций компании у Александра Плешакова, основного акционера «Трансаэро». На следующий день Росавиация признала невозможным продолжение деятельности перевозчика, объявив, что сертификат эксплуатанта авиакомпании будет отозван 26 октября. Несмотря на это, акции авиакомпании подорожали тогда на 186,76% за день. Бумаги продолжают резкие колебания на бирже. Новость об отказе совладельца S7 от сделки обрушила их на 80% – до 3,28 руб.General Motors
Максимальный рост за день: 69,53%
Максимальное падение за день: -52,17%
Проблемы General Motors стали следствием кризиса, разразившегося после банкротства Lehman Brothers в 2008 году. Из-за тяжелой финансовой обстановки крупнейшие американские автопроизводители попросили у государства поддержку на $50 млрд. К 1 июня 2009 года государство обязало GM подготовить план выхода из кризиса, чтобы получить дополнительное финансирование, однако компании не удалось выполнить все процедуры, и она была объявлена банкротом. Сильные дневные колебания, более 30%, начались за несколько недель до этой даты. 21 мая акции выросли на 32%, а 29 мая, после того как стало известно, что GM не смог реализовать все необходимые меры, котировки рухнули на 33%. Однако 8 июня бумаги выросли почти на 40%, а 10 июля — на 37%. Через несколько дней компанию ждало самое сильное падение: 15 июля котировки обрушились на 52%, после того как она была преобразована в Motors Liquidation Company, которая занималась реорганизацией компании. Бумаги торговались вплоть до конца марта 2011 года наряду с новыми акциями возрожденной General Motors, IPO которой состоялось 18 ноября 2010 года. Вскоре после ее размещения «старые» акции 1 декабря выросли сразу на 69,53%.
«Мечел»
Максимальный рост за день: 56,49%
Максимальное падение за день: -40,63%
В конце 2013 года акции «Мечела» неожиданно резко подешевели: 13 ноября их стоимость снизилась на 40,63%. Рыночная капитализация упала до $830 млн (для сравнения, в мае 2008 года она составляла $24 млрд), долги достигли $9,5 млрд. Никаких публичных событий, которые могли бы спровоцировать такое падение, не произошло. Аналитики и управляющие высказывали мнение, что обвал мог случиться на слухах о возможном дефолте «Мечела» по долгам. В течение 2014 года и 2015 года на «Мечел» и его «дочки» неоднократно подавались иски о банкротстве и велись переговоры о реструктуризации долга компании. Максимальный рост за день за этот период наблюдался 19 декабря 2014 года. Тогда стоимость акций выросла на 56,49% на ожиданиях решения давней проблемы с погашением долговой нагрузки. К концу октября «Мечелу» удалось договориться о реструктуризации долга со всеми тремя крупнейшими кредиторами: ВТБ, Газпромбанком и Сбербанком.
UTair
Максимальный рост за день: 39,36%
Максимальное падение за день: -19,42%
Во второй половине 2014 года компания попала в сложное финансовое положение. Причинами послужили сокращение спроса на авиаперевозки и девальвация рубля. Ее долг к середине декабря достиг 167 млрд руб. Первое заявление о банкротстве UTair было подано 8 декабря 2014 года ИФК «Авиализинг», но в январе суд отказал в его удовлетворении.
Максимальное падение цены акций за день с начала проблем у компании было зафиксировано 16 декабря 2014 года. Тогда стоимость акций снизилась на 19,42% на новости о наложении ареста на имущество «дочки» UTair по иску Альфа-банка. А максимальный рост бумаг пришелся на 9 февраля 2015 года. Цена акций тогда повысилась почти на 40%. Причиной послужила хорошая отчетность: в 2014 году увеличились перевозки пассажиров на 7% – до 11,2 млн. Последние несколько месяцев авиакомпания работает, находясь под непрерывной атакой со стороны кредиторов. Самый активный из них – Альфа-банк.
ЮКОС
Максимальный рост за день: 36,60%
Максимальное падение за день: -44,32%
В 2003 году были арестованы основной акционер ЮКОСа Михаил Ходорковский и его деловой партнер Платон Лебедев. Их обвинили в хищении имущества и уклонении от уплаты налогов. На компанию были наложены крупнейшие в истории России штрафы и пени. Налоговые претензии за 2004 год, по данным ЮКОСа, значительно превысили выручку компании, а акции компании рухнули. В июне 2004 года Владимир Путин заявил, что государство не намерено банкротить ЮКОС. На этой новости стоимость акций за один день выросла на 36%. Однако впоследствии арбитражные суды всех инстанций признали претензии налоговых органов правомерными. 28 марта 2006 года Арбитражный суд Москвы принял решение о начале процедуры банкротства компании. Но даже после этого акции компании показывали сильный рост: 27 июля 2006 года их стоимость поднялась на 36,60% на новости о появлении инвестора, который готов взять на себя спасение компании от ликвидации. 21 ноября 2007 года ЮКОС был ликвидирован, и на следующий день торги акциями прекратились на уровне 17,712 руб.