Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Порно и инновации: как король «клубнички» стал цифровым миллиардером

Основатель компании по продаже видео для взрослых DMM.com Кейши Камеяма за 18 лет превратился в одного из богатейших людей Японии. Теперь его корпорация производит роботов, исследует солнечную энергетику и инвестирует в Африку
Кейши Камеяма
Кейши Камеяма (Фото: Kiyoshi Ota / Bloomberg)

На прошлой неделе Bloomberg обнаружил в Японии нового миллиардерa — анализ свежей отчетности холдинга DMM.com и связанных с ним компаний позволил журналистам оценить состояние Кейши Камеямы в $3,5 млрд.​

56-летний предприниматель управляет пулом непубличных компаний в самых разных сферах бизнеса. На работу он ездит на велосипеде и предпочитает держаться в тени — общаться со СМИ начал только пару лет назад, чтобы опровергнуть слухи о своих связях с якудзой. До сих пор у журналистов нет фото его лица, Камеяма позволяет снимать себя только со спины.

Сколотивший первые капиталы на онлайн-торговле порнографией Камеяма никогда не был фанатом секс-видео: просто этот товар хорошо продавался, вот и все. Основа его бизнеса, портал DMM.com, давно уже не только интернет-магазин видео для взрослых: тут есть и трейдинговая платформа для покупки валют, и многочисленные сервисы, позволяющие, например, купить билет в театр или арендовать коляску для ребенка.

Камеяма умеет прогнозировать тренды и захватывать новые ниши. Он одним из первых в Японии освоил интернет-торговлю цифровым контентом и теперь продолжает выходить на самые перспективные технологические рынки — от альтернативной энергетики до робототехники.

Порно и задорно

В 19 лет Кейши отчислили из школы бухучета, и юноша зарабатывал на жизнь чем только мог — полуголым танцевал в гей-клубе и расстраивался, что его не взяли на позицию мойщика трупов в морге. В 1986 году он одолжил у родителей немного денег и открыл сервис видеопроката «для взрослых» в городе Кагаси, префектура Исикава. В каком-то смысле Камеяма продолжил семейный бизнес на взрослых желаниях и грехах: родители предпринимателя владели кабаре-клубом, в котором мужчины платили за возможность повеселиться в компании раскованных официанток c надеждой на всем известное продолжение. Впоследствии Кейши говорил, что бизнес родителей научил его не иметь предубеждений.

Несколько лет подряд дела у юного дельца шли хорошо, ему даже удалось построить небольшую сеть видеопроката, но потом конкуренция выросла настолько, что Кейши пришлось задуматься о спасении бизнеса.

От сдачи в аренду он решил перейти к производству. Обосновался в заброшенном здании супермаркета, нанял операторов и стал снимать порноленты с непрофессиональными актерами на любительские видеокамеры. Свою продукцию Кейши Камеяма тиражировал на бытовых видеомагнитофонах и отдавал на реализацию бывшим конкурентам.

С самого начала Кейши отличала тяга к инновациям. Например, он разработал электронный кассовый аппарат, который вручал продавцам видео совершенно бесплатно, — эти аппараты собирали для Камеямы данные, какие из его фильмов продаются на ура, а какие пылятся на полках. Изучение потребительских предпочтений позволяло бизнесмену оптимизировать тематику и сюжеты «клубнички».

Но главная инновация еще ждала впереди. В конце 1990-х, когда лишь одна из пяти японских семей имела подключение к интернету, Кейши стал одним из первых бизнесменов в стране, кто оценил перспективы Сети. В 1999 году Камеяма создал компанию Digital Media Mart Co. и открыл сайт DMM​.com, который отныне станет основой его бизнеса. На сайте можно было заказывать DVD и получать понравившиеся порноролики в виде отдельного файла (услуга «видео по запросу»).

​Дальновидность, которую Кейши проявил в освоении интернета, стала его конкурентным преимуществом: пока другие производители и продавцы порно разорялись из-за падающих продаж контента на физических носителях, Камеяма учился продавать видео через Сеть, экономя на услугах посредников. Любопытно, что даже в США ни один из крупнейших производителей порно в ранние 2000-е не сумел оперативно перебраться в интернет: когда офлайн-гиганты с запозданием начали осваивать новый канал продаж, там уже были свои востребованные сайты. Сейчас около половины из $1 млрд ежегодных продаж порно в Японии приходится на долю DMM. Камеяма по-прежнему крупнейший производитель контента «для взрослых» в этой стране.

И все же порно было только началом: Камеяма уже осознал, что интернет — лучший канал для продажи цифрового контента. К 2005 году на сайте можно было купить видеоигры, компакт-диски с музыкой, комиксы, электронные книги. В 2007 году Кейши открыл на портале один из первых в Японии электронных гипермаркетов с реальными товарами, год спустя основал свой интернет-телеканал — DMM.TV. А еще через год приобрел терпящую бедствие онлайн-площадку для торговли акциями SVC Securities и, вложив в ее переделку и интеграцию около $100 млн, превратил в самую популярную в Японии платформу для мелких трейдеров, торгующих валютой.

Подобно гигантскому осьминогу, DMM запускала щупальца во все сферы японской жизни: открыла сервис онлайн-аукционов, купонный сервис, службы заказа билетов и доставки питьевой воды... «Чаще всего мы просто шли за трендами — выбирали, что, по нашим расчетам, должно было стать популярным в интернете. Мы не были завязаны на каких-то определенных бизнес-секторах», — скажет впоследствии Камеяма.

Сотрудники ​DMM.com
Сотрудники ​DMM.com

Магнат расправил плечи

К концу 2000-х Япония перестала считаться самой передовой в технологическом отношении страной: американские, европейские и южнокорейские бизнесмены обогнали японские электронные компании. DMM решила выйти на передовую технологического развития: Камеяма собирался задействовать неиспользованный потенциал японских технических предпринимателей, чьими идеями пренебрегли столкнувшиеся с проблемами Sony, Toshiba, Hitachi и другие корпорации.

В 2010 году на сайте DMM.com появилось «окошечко», где любой желающий мог предложить компании свою бизнес-идею или продукт. Все идеи проверяли на перспективность приглашенные компанией эксперты. Этот инструмент дал начало нескольким коммерчески успешным проектам. Благодаря поданной в «окошечко» идее, например, появилась на свет популярная в Японии браузерная игра Kantai Collection: запущенная в 2013 году виртуальная вселенная, где соблазнительные аниме-героини вели в бой парусные корабли, всего за два года привлекла 3 млн пользователей.

Но дальше идей видеоигр и комиксов дело не шло, а Камеяму интересовали более технологичные проекты. В 2014 году корпорация открыла в Токио бизнес-инкубатор DMM.make Akiba для изобретателей и бизнесменов, которые хотели бы монетизировать свои разработки. На возведение и оснащение здания сложным производственным оборудованием ушло $9,5 млн. За небольшую ежемесячную плату питомцы инкубатора могли воспользоваться услугами бизнес-консультантов.​​​

Инкубатор сразу же заявил о себе несколькими громкими разработками. Через несколько месяцев после открытия здесь был изготовлен опытный экземпляр FOVE — первого в мире шлема виртуальной реальности с функцией отслеживания движений глаз. Создатели FOVE, собравшие на Kickstarter $480 тыс., в 2016 году запустили свои устройства в продажу. Среди проектов, выросших в Akiba, было немало социально значимых — например, один из стартапов разработал бионические протезы для инвалидов.

Инкубатор Akiba подыскивает для предпринимателей производственную базу в Китае и предлагает налаженные каналы сбыта в США, Индии и Дубае. При этом стартапы, конечно же, могут размещать свои товары на торговой площадке самой DMM.com, а программа DMM Starter вдобавок помогает им продвигать проекты на зарубежных краудфандинговых площадках. Запуск бизнес-инкубатора благотворно отразился на репутации самой DMM: в рекламе Akiba согласился сняться культовый режиссер Такеши Китано. При этом инкубатор приносит прибыль, а в самых перспективных стартапах Кейши выкупает долю.

Сейчас DMM уже перестали воспринимать как компанию из порноиндустрии. В декабре 2016 года студенты самого элитарного вуза Японии — Университета Кэйо — пригласили Кейши обсудить его работу по поддержке молодых предпринимателей. Общество с удивлением узнало, что порно давно уже не является основным направлением деятельности компании: так, в 2016 году совокупные продажи DMM составили $1,7 млрд, а продажи «клубнички» дали менее трети из них.

Также компания занимается производством домашних роботов, поставляет услуги 3D-печати и облачные решения, владеет голографическим кинотеатром и платформой обучения английскому языку, предлагает онлайн-финансовые услуги, занимается исследованиями в области солнечной энергетики. Из владельца сомнительного бизнеса Камеяма на глазах превращался в гуру инновационной отрасли. В январе 2017 года самый популярный еженедельный журнал Японии Bunshun предложил Кейши написать колонку с советами по романтическим отношениям и родительству: выяснилось, что порнокороль счастлив в браке и воспитывает двоих детей.

Штаб-квартира ​DMM.com в Токио
Штаб-квартира ​DMM.com в Токио

Глобальное мышление

Всеядность оказала DMM.com хорошую услугу: начиная с 2010 года выручка компании ежегодно растет в среднем примерно на 30%. И дело не только в стремлении к диверсификации, Камеяма успешно угадывает технические и бизнес-тренды. Например, солнечная энергетика и робототехника — это ответ на постоянно усиливающиеся, но осознаваемые далеко не всеми предпринимателями проблемы ближайшего будущего Японии — рост цен на электроэнергию, старение населения и сокращение его трудоспособной части.

В том же ключе можно рассматривать и самый неожиданный из инвестиционных проектов компании — запущенный в 2015 году DMM.Africa. «Я съездил в Африку в путешествие, был там около месяца, — рассказывает о рождении этого проекта Камеяма. — Там я пообщался со многими местными жителями, а также японскими предпринимателями, пытающимися делать там разный бизнес. Инстинктивно я почувствовал, что тут множество неиспользованных возможностей. Вернувшись в Японию, я сразу же отправил письмо всем моим сотрудникам, спросив, кто из них хочет поехать в Африку».

Первым десяти согласившимся сотрудникам он вручил по конверту с ¥1 млн (около $9 тыс.) и дал наказ: не кооперируйтесь между собой, а поезжайте в разные страны Африки. Желательно выбирать территории, которые считаются опасными, — там конкуренция ниже и возможностей для бизнеса больше. На эти деньги сотрудники создавали новые «дочки» DMM, которые холдинг поддерживает по мере роста бизнеса. Сам Камеяма подал пример: посетив Руанду, купил долю в крупнейшей в стране компании, занимающейся электронными платежами, AC Group Ltd, а также приобрел одну из ведущих местных компаний — разработчиков ПО.

Сегодня многие азиатские компании, столкнувшиеся с обострением конкуренции на национальном, а также традиционных внешних — европейском и американском — рынках, видят в Африке новый рынок сбыта своих технологических решений. Прямые иностранные инвестиции в экономику африканских стран в 2015 году достигли $66,4 млрд. 11% из этой суммы приходится на долю стран Азии, но это в основном Китай и Индия, от которых Япония отстала почти безнадежно.

План Камеямы — поставлять правительствам и компаниям африканских стран японские хай-тек-решения. «Мы не делаем финансовые вливания в виде кредитов под 5 или 10%, — говорит Камеяма. — Мы посылаем наших людей искать различные рыночные возможности. Это может быть логистика, строительство или сельское хозяйство. Главная идея — сделать что-то новое. Никакой специальной цели нет».

Это действительно так: инициативы DMM в Африке отличаются той же всеядностью, которая с самого начала была главной чертой компании, — наряду с организацией пафосных мероприятий вроде Африканского бизнес-форума и Недели африканских стартапов корпорация, например, открывает в Гане сеть салонов, где местные модницы могут украсить свои ногти рисунками, напечатанными специальным принтером. ​Планируя инвестировать в экономику Африки ¥10 млрд (около $90 млн) в течение пяти лет, Камеяма надеется, что в будущем африканское направление станет одним из главных столпов, поддерживающих его компанию.

Так говорит Кейши Камеяма

«Правительство Японии не знает, как развивать инновационную экономику. Оно общается с электронными гигантами и дает им деньги. А я хочу, чтобы правительство помогало юным изобретателям, потому что будущее Японии — это они».

«Я живу за счет идей, с которыми ко мне приходят другие. После пятидесяти я уже не могу придумать ничего нового. Порой я покупаю идеи, которые сам до конца не понимаю».

«Мне приятно сознавать, что сегодня я чуточку лучше, чем был вчера».

«Новые технологии быстрее распространяются в бедных регионах, чем в индустриально развитых странах, таких как Япония. Даже мобильные телефоны активнее продаются в тех странах, где была проблема со стационарными».

«Мне нечем похвалиться — кроме того, что я действовал, пробовал разное, был активным и исследовал идеи, которые можно было применить на практике».

Источники: Би-би-си, Toyokeizai.net, Bloomberg

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
НХЛ одобрила переезд одного их худших клубов лиги в новый город Спорт, 09:08
МТС Банк объявил ценовой диапазон IPO Инвестиции, 09:05
Россия стала поставлять больше товаров в Африку, чем в обе Америки Экономика, 09:00
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить Pro, 08:59
Двух летчиков упавшего в Ставрополье Ту-22М3 доставили в больницы Общество, 08:45
Дедолларизация на паузе: почему центробанки покупают доллары, а не юани Pro, 08:36
Шойгу посетил выпускающий танки омский завод Политика, 08:33
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
На Запорожской АЭС назвали атаки дронов угрозой ядерной безопасности Политика, 08:23
Польша подняла истребители из-за «активности дальней авиации России» Политика, 08:19
Кольцо сжимается сильнее: как Евросоюз осложнил перевозку грузов в Россию Pro, 08:13
Россиянин Никита Кучеров стал лучшим бомбардиром сезона в НХЛ Спорт, 08:06
Экспорт российского газа в ЕС по «Турецкому потоку» остался рекордным Бизнес, 08:00
Минобороны назвало возможную причину падения Ту-22М3 на Ставрополье Политика, 07:47
Глава Ставрополья рассказал о состоянии летчиков после крушения самолета Общество, 07:34