Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

«Разливайка на районе»: как экс-банкир создал идеальную пивную в Москве

Бывший менеджер банка открыл бар-магазин крафтового пива в спальном районе, который приносит до 660 тыс. руб. чистой прибыли в месяц
Владельцы пивоварни «Пивотека 465» Андрей Фиалкин (слева) и Александр Гончаров
Владельцы пивоварни «Пивотека 465» Андрей Фиалкин (слева) и Александр Гончаров (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Все друзья

В хорошую погоду у бара-магазина «Пивотека 465» рядом с метро «Молодежная» всегда толпится народ. Заведение занимает всего 22 кв. м и не вмещает всех желающих выпить крафтового пива, так что они берут стаканы и выходят на улицу.

«Людям нужно где-то собираться и по интересам общаться. Раньше все сидели во дворах, на лавках, по подъездам, а теперь у нас, — говорит совладелец и гендиректор «Пивотеки 465» Андрей Фиалкин. — Помещение небольшое; кто-то что-то сказал, завязался разговор, и сейчас каждый вечер приходят пообщаться люди, которые изначально друг друга не знали».

Фиалкин около десяти лет работал в банках: продавал корпоративные кредитные продукты, факторинговые услуги. По его признанию, работа в банке никогда не приносила радости — работал от отпуска до отпуска, от звонка до звонка. К 2014 году Андрею это надоело. Он ушел с должности вице-президента департамента корпоративного бизнеса в банке «Восточный», продал квартиру, купил новую в строящемся доме, а на разницу уехал путешествовать в Индию.

Вернувшись, Фиалкин искал для себя новое занятие. Пока он путешествовал, его друг детства Александр Малеев открыл один из первых в Москве крафтовых пивных пабов «Все твои друзья» в центре города. И вдохновил идеей Андрея.

«Малеев сказал: «Слушай, есть такая тема — открыть «разливайку» с крафтовым пивом, и чтобы это было на районе, и чтобы можно было не просто купить, а еще и попить на месте», — рассказывает Фиалкин. Он вместе с другом Александром Гончаровым начал искать помещение на Сian.ru. Подходящее нашлось в подвале бывшего кинотеатра «Брест» у метро «Молодежная». Малеев выбор одобрил, а Гончаров с Фиалкиным придумали для нового бара название: «Пивотека 465» (партнеры вместе учились в школе №465).

Фиалкин рассчитывал на помощь Малеева, но тот с головой погрузился в открытие своего нового бара. «Мы не понимали, что делать: то ли перестать этим заниматься, то ли делать все самим», — вспоминает Фиалкин. При этом ни у кого из партнеров нужного опыта не было: Гончаров тогда владел ветеринарной клиникой и агентством ритуальных услуг для животных, а весь опыт Фиалкина ограничивался потребительским знанием пары сортов пива.

В итоге на Аvito.ru партнеры нашли объявление, предлагающее за 150 тыс. руб. сделать магазин разливного пива «под ключ». Автор объявления Илья Модла был владельцем нескольких таких магазинов, и при его помощи Гончаров с Фиалкиным за десять дней сделали ремонт, нашли поставщиков оборудования, техников и строителей.

На открытие первой «Пивотеки» в апреле 2015 года ушло две недели и 1,5 млн руб. Этих денег хватило на первый и последний месяцы аренды, оборудование, гонорар Модле, закупку пива. А лицензия на продажу пива не нужна. С ассортиментом Фиалкину помог Антон Валиев — еще один друг детства, с которым до 2012 года он пел в панк-группе КАЛеССЫ. Валиев занимался ассортиментом в баре Малеева «Все твои друзья».

Крафтовая доля

Крафтовым называют пиво, сваренное «вручную», то есть небольшими партиями, нередко с разными натуральными добавками — ягодами, кофе, травами, специями. «На Западе есть юридическое определение крафтового пивоварения: например, крупные компании не могут владеть более определенной доли в крафтовой пивоварне, — говорит Вадим Дробиз, директор Центра исследований федеральных и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА). — В России это маркетинговый термин, юридического определения нет». По его оценкам, сейчас крафтовое пивоварение в России занимает не больше 1% рынка и потолок для этого сегмента не более 5%.

Бизнес для алкоголиков

Для рекламы нового районного заведения Фиалкин с партнером использовал «ВКонтакте», Facebook, Instagram — подписывались на людей, живущих поблизости. Кроме того, были рекламные листовки и штендер в ближайшей аллее. Фиалкин сам работал барменом: рассказывал, чем крафтовое пиво отличается от обычного, рекомендовал новые сорта. «Как только новое пиво приходит, сразу это все пьешь, иначе не поймешь, что к чему. Откровенно говоря, нужно быть алкоголиком, чтобы заниматься таким делом», — говорит Андрей.

Персональный подход сработал: выручка нового бара постоянно росла — с 700 тыс. руб. в апреле до 900 тыс. руб. в мае и 1,3 млн руб. в августе. С первого же месяца проект показал операционную окупаемость, вложения удалось вернуть через 4–5 месяцев.

Пивная эйфория продлилась недолго. Уже в августе возникли сложности с арендой: изначально вместо договора аренды «Пивотека» подписывала некий «договор совместной деятельности», потому что арендодатель сам снимал помещение у города и не имел права сдавать его в субаренду, рассказывает Фиалкин. Затем арендодатель проиграл суды, и все арендаторы были вынуждены съехать в течение недели.

«Разливайка на районе»: как экс-банкир создал идеальную пивную в Москве

Метро имеет значение

Лишившись бара, Фиалкин стал консультировать знакомых и управлять чужими заведениями за процент от продаж. В августе 2015 года открылась «Пивотека» в районе метро «Каховская», а в апреле 2016 — у метро «Беляево». За работу с этими заведениями Фиалкин получает от 1,5 до 3% выручки в зависимости от выполнения плана.

Оба новых заведения по площади больше первой «Пивотеки» — около 100 кв. м и потребовали бóльших инвестиций. В бар у «Каховской» было вложено около 2,5 млн руб., у «Беляево» — около 2 млн руб. При этом оба заведения были расположены примерно в десяти минутах ходьбы от станции. Это резко сократило аудиторию: теперь в бар заходили в основном только те, кто жил поблизости. «Люди, которым от метро идти в другую сторону, уже просто так за пивком не зайдут, — говорит Фиалкин. — Поэтому в этих заведениях основная выручка идет только в пятницу, субботу и воскресенье». Если же помещение находится рядом с метро, то бар-магазин может рассчитывать на импульсные покупки: люди выходят из метро, видят вывеску и решают купить пива.

Из-за этого увеличились сроки выхода на операционную окупаемости — до 4–5 месяцев. Сезонный фактор влияет на продажи, но не очень сильно. «Пивотека» у «Каховской» — единственная, которая пережила зиму, — показала небольшую просадку в январе, на 5–10%, — рассказывает Фиалкин. — В остальное время выручка стабильно росла».

Чтобы увеличить выручку и приблизить окупаемость вложений, приходится изменять формат. «Если оставить бары в таком виде, как мы изначально сделали, на окупаемость уйдет порядка двух лет, — говорит Фиалкин. — Мы просто взяли подвал, сделали самый простой ремонт, поставили пиво и больше людям не дали ничего. Сейчас все переделываем: наняли дизайнера, хотим создать уют, сделали кухню. То есть раньше у «Беляево» и на «Каховской» были магазины разливного пива с возможностью посидеть. Теперь мы это позиционируем как бары, где можно купить пиво домой».

Несмотря на затянувшуюся окупаемость и изменения формата, владелец «Пивотеки» у метро «Беляево» Дмитрий Нестеренко вложением доволен, рассказал он РБК. Сам же Фиалкин решил, что развивать нужно все-таки небольшие магазины-бары — площадью около 30 кв. м и только рядом с метро.

Владельцы пивоварни «Пивотека 465» Андрей Фиалкин (слева) и Александр Гончаров
Владельцы пивоварни «Пивотека 465» Андрей Фиалкин (слева) и Александр Гончаров

Новая формула

Весной 2016 года партнер Фиалкина нашел новое помещение у метро «Молодежная». «Я был на высоте 2,5 тыс. м в Индии, — вспоминает Фиалкин. — Саша прислал мне фото, я из веточек разложил план этого помещения, прикинул, где поставить барную стойку, и написал: все, берем».

На ремонт снова ушло около двух недель. Практически все поставщики пива дали отсрочку, потому что знали Фиалкина по двум работающим «Пивотекам». Фиалкин разослал письма всем постоянным клиентам, ходившим еще в первую «Пивотеку» — в кинотеатр «Брест», и 2 апреля 2016 года новый магазин-бар открылся.

В первый же месяц работы выручка превысила показатели закрытой в «Бресте» «Пивотеки» и достигла 1,7 млн руб. Рекордным стал месяц июль, когда выручка достигла ​2,6 млн руб., а чистая прибыль — 660 тыс. руб. В среднем бар приносит около 400 тыс. руб. прибыли на двоих в месяц. Сам Фиалкин за стойкой уже не стоит — нанял четырех барменов. Их он отбирает долго и придирчиво: человек должен быть увлечен пивом, уметь посоветовать посетителю то, что ему понравится.

Сейчас основной ассортимент «Пивотеки» состоит из разливного крафтового пива. «На кранах» в «Пивотеке» продается 15 сортов крафтового пива, пять классических сортов и два сорта сидра. Пиво в основном отечественное, например из пивоварен Salden's (Тула), Victory Art Brew (Ивантеевка), Plan B (Ярославль) и др. Литр обходится в среднем в 350–400 руб. Самое дорогое, импортный крафт Lindemans на диких дрожжах с базиликом, стоит 1,6 тыс. за бутылку 0,75 л.

«На «Молодежной» 60–70% выручки приносят продажи «на вынос» и только 30–40% барные продажи», — говорит Фиалкин. Продажи «на вынос» очень выгодны. «Человек пришел, купил 2 л пива, подождал три минуты, пока оно наливается, заплатил 1,5 тыс. руб. и ушел. Если говорить про бар в центре, то сколько нужно человеку провести времени в помещении, чтобы принести в кассу те же 1,5 тыс. руб.?» — рассуждает Фиалкин.

Тем не менее сосредоточиться только на продажах пива «на вынос» нельзя: по данным 2ГИС, в Москве более 4 тыс. магазинов разливного пива, конкуренция зашкаливает. В сентябре Фиалкин и Гончаров приобрели магазин разливного пива «Крафтхаус» у метро «Строгино», чтобы сделать из него еще одну «Пивотеку».

По словам Фиалкина, магазин работал «в ноль», принося около 1 млн руб. выручки в месяц. «Там было категорически запрещено пить внутри, — говорит предприниматель. — Пиво продается только «на вынос», барной стойки нет. На мой взгляд, они лишили себя 30–40% выручки, потому что там не было атмосферы. Если даже человек пришел просто купить пивка домой, то он себя неуютно чувствует: музыки нет, телевизора нет. Только холодильники трещат».

Атмосфера обходится не так уж дорого. Дополнительные лицензии не нужны. Ремонт в «Пивотеке» на «Молодежной» Андрей называет «районным»: стены, выкрашенные в зеленый цвет, полки с коллекцией пивных бутылок с наклейками самых разных дизайнов, музыкальный автомат. «Посетители, как выпьют, начинают соревноваться, кто круче песню зарядит», — говорит Андрей. Дом жилой, и жильцы периодически жалуются в управу на шум, но к серьезным последствиям это пока не привело.

Чтобы в баре-магазине появилась жизнь, люди должны там выпивать и общаться. Фиалкин рассчитывает, что за счет «атмосферы» ему удастся увеличить выручку «Крафтхауса» вдвое — до 2 млн руб., а прибыль — до 400 тыс. руб. Вложения в этот проект — около 800 тыс. руб. (200 тыс. — магазин с клиентской базой, 300 тыс. — первый и последний месяц аренды, еще 300 тыс. — ремонт). Кроме того, до конца года Фиалкин планирует открыть еще три «Пивотеки» в формате магазина-бара у метро.

Открыть точку «под ключ» стоит всего около 1 млн руб. плюс закупки, по которым у «Пивотеки» есть отсрочка две недели. «Эти деньги отбиваются очень быстро», — уверен бывший банковский служащий.

Кроме этого Фиалкин с партнером и пивоварами из Hitchcock Brew планируют вложить около 500 тыс. руб. в изготовление собственного крафтового пива на арендованном производстве: проект будет называться DIY Brew. «Для начала мы планируем варить по 1 т в неделю — одна варка обойдется примерно в 130 тыс. руб., соответственно, весь этот эксперимент в месяц будет стоить чуть больше 500 тыс. руб. Для того чтобы этот объем продавать, нам как раз нужно открыть еще несколько «Пивотек», — подсчитал Фиалкин. Открывать «Пивотеки» он планирует в том числе по франшизе: сейчас партнеры ведут переговоры с несколькими потенциальными франчайзи. Предполагаемые условия: 300 тыс. руб. — паушальный взнос, роялти — 3% от выручки (если она больше 1 млн руб.).

«Крафтовое пивоварение набирает популярность во всем мире, ежегодно отъедая по 3–5% у масс-маркета, — считает Дмитрий Левицкий, ресторатор, владелец Hurma Management Group. — В России сейчас появляется много магазинов разливного пива, но ниша районных крафтовых пабов пока мало заполнена».

Александр Малеев, владелец пивного бара «Все твои друзья», считает, что бары в спальных районах будут пользоваться спросом. «В центре таких мест уже перебор», — говорит он. К тому же вложения в районный бар примерно в два раза меньше, чем в заведение сопоставимой площади в центре.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 16:51
В фуре с мебелью таможня нашла почти 700 кг устриц, лобстеров и сельди Общество, 19:01
Forbes назвал самые дорогие бойцовские промоушены мира Спорт, 18:58
«Пикник «Афиши» пройдет в Москве после пятилетнего перерыва Общество, 18:48
Умер «мебельный король» Сергей Зуев Общество, 18:46
Рэпера Платину задержал ОМОН во время концерта в Томске. Видео Общество, 18:29
Всем нужны логопеды: сеть «Разноцветные цыплята» подвела итоги 2023 года РБК Франшизы, 18:26
НКР изменило прогноз рейтинга Совкомбанка AA-.ru на позитивный Кредитные рейтинги, 18:19
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Соболенко проиграла чемпионке Уимблдона в 1/4 финала турнира в Штутгарте Спорт, 18:18
Где расширить бизнес: топ-11 лучших мировых выставок франшиз в 2024 году РБК Франшизы, 18:16
«Биннофарм Групп» получила четыре награды конкурса «Платиновая унция» Пресс-релиз, 18:14
«Деловые Линии» расширили географию автоперевозок в Казахстан Пресс-релиз, 18:06
Армения и Азербайджан договорились начать делимитацию границ Политика, 18:03
Три продукта, которые нужно есть для густых и блестящих волос РБК и Мистраль, 18:03
G7 заявила о способности России завершить конфликт на Украине «сегодня» Политика, 18:02