Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Микс от «Дискотеки Авария»: как скрестить химчистки и кофейни

Пожар и непорядочность партнеров не помешали шоумену и предпринимателю Алексею Серову создать масштабную сеть химчисток в Москве. Теперь он реализует давнюю мечту — открыть при них кофейни с «альтернативным» кофе
Алексей Серов (слева) и Игорь Грязев
Алексей Серов (слева) и Игорь Грязев (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Солисты «Дискотеки Авария» Алексей Серов и Алексей Рыжов — страстные кофеманы, они пьют кофе по нескольку раз в день. «Рыжову все равно что пить, — посмеивается Серов. — Но для меня правильный эспрессо — это букет». В российской глубинке, где проходит большая часть гастролей «Дискотеки», «настоящий букет» попадается редко, хотя и в столице качество кофе устраивает Серова далеко не всегда. В прошлом году он решил это исправить, благо была подходящая база — сеть химчисток.

Первая кофейня поп-вокалистов под брендом «Кофе & Moloko» открылась полтора года назад на Кутузовском проспекте, в приемном пункте «Химчистки № 1». Сегодня кофеен уже четыре. За первый неполный год работы выручка «Кофе & Moloko» превысила 6 млн руб., сейчас она у каждой кофейни составляет около 600 тыс. руб. в месяц. Прибыль колеблется около нуля. Совместить химчистки и премиальные кофейни оказалось не так-то просто.

Крах суперлюбовников

Алексей Серов — юрист по образованию, и первый его бизнес-опыт был связан с юриспруденцией. В 1997 году вместе с однокурсниками он учредил в Иваново «Юридическое бюро «Константа». Серов совмещал работу там с музыкальной карьерой: за год до создания бюро он стал вокалистом только что созданной его знакомыми группы «Дискотека Авария».

В 2004 году судьба свела Серова с компанией Contex. Это произошло на съемках клипа «Суровый рэп». «Если всмотреться, то можно заметить, что мы там рекламировали черный презерватив — в рамках product placement», — вспоминает Алексей. Тогда Серов как раз запустил сайт знакомств superlovers.ru. Разработку заказал программистам из родного Иваново, а в качестве стратегического партнера позвал Contex, договорившись о том, что впоследствии superlovers.ru станет частью социальной сети производителя презервативов. «Но в 2009 году случился кризис, и у нас все накрылось. Мне сказали: «Алексей, извините, так бывает!» — вспоминает Серов. Сколько он на этом потерял, предприниматель не уточняет, но говорит, что инвестировал немало.

Позже Серов пробовал торговать недвижимостью в Эстонии, но тоже без особого успеха. Однако предпринимательская жилка так и не давала ему сосредоточиться на одной только сцене. И вскоре Алексей решил вложить средства в проект премиальной химчистки. В те годы в столице их выбор был невелик, и Серов решил рискнуть — в будущую «Химчистку № 1» он вложил $1 млн.

«Коллеги два года надо мной смеялись. Все знали про историю с презервативами и к моему следующему проекту относились скептически», — говорит Серов. Коллеги почти не прогадали: с самого начала бизнес чуть было не пошел ко дну — нанятый Серовым управляющий присвоил часть денег. Когда это выяснилось, певец обнаружил долги перед контрагентами, отсутствие техники и лишь наполовину законченный ремонт.

Положение спасла юридическая подкованность Серова. За семь лет юридической практики, в том числе судебной, он научился договариваться и искать компромиссы. С собственником здания, где располагался сервис, — известным ресторатором Аркадием Новиковым — он подписал новый трехлетний договор аренды, нанял опытного технического директора, приобрел недостающее оборудование и набрал необходимый персонал.

Первая химчистка, открывшаяся в 2009 году, быстро разрослась до сети из четырех приемных пунктов. Их годовая совокупная выручка через три года превысила 120 млн руб. Но тут дело вновь оказалось на грани краха: здание, где располагалась одна из фабрик, снес собственник, в одном из арендованных помещений случился пожар. «Прибыльными химчистки стали только в 2015 году», — резюмирует певец.

Алексей Серов (слева) и Игорь Грязев
Алексей Серов (слева) и Игорь Грязев

Однако проект приобрел масштаб: количество приемных пунктов, включая работающие по модели франшизы, превысило 30, в компании свыше 200 сотрудников, а суммарная выручка по итогам 2016 года составила более 350 млн руб. Услугами «Химчистки № 1» пользуются многие подшучивавшие поначалу коллеги Серова по сцене, ведь в ней можно чистить и сложные концертные вещи, и дорогие шубы.

Сдать и выпить

О кофейнях при химчистках Серов всерьез задумался после того, как окупились вложения в «Химчистку № 1»: «Представьте, вы стоите в очереди, вроде бы ничего интересного не происходит. А тут рядом кофе, печенье, гранола там разная...».

На этот раз коллеги по сцене над музыкантом не потешались. И даже напротив — основатель «Дискотеки Авария» Алексей Рыжов решил стать соинвестором проекта.

В апреле 2016 года Рыжов и Серов зарегистрировали новую компанию «Да Кофе», которая получила в субаренду 20 кв. м в помещении самой первой серовской химчистки на Кутузовском проспекте. Арендную плату сам себе Серов определил в 100 тыс. руб. в месяц.

Открытие первой кофейни обошлось партнерам более чем в 3 млн руб. Большая часть средств ушла на возведение капитальной летней веранды и покупку оборудования (стоимость только одной кофейной машины — порядка 500 тыс. руб.). Немалых вложений потребовали строительство отдельного санузла со всеми инженерными коммуникациями, а также закупка зерен из Коста-Рики, Руанды и Кении, шоколада, сиропов, какао и множества других ингредиентов (сегодня на это идет до 30% от выручки). Обжаркой кофейных зерен для «Кофе & Moloko» занимается компания «Лаборатория кофе», а вся десертная карта — печенье, маффины, гранола, сухофрукты — отдана на аутсорсинг.

При этом Серов называет строительство капитальной веранды ошибкой: «Это неоправданное решение, такие вложения сложно окупить».

Последующие точки обошлись в два раза дешевле: если не замахиваться на веранды, то на каждую (а партнеры открыли еще три) уходит по 1,5 млн руб. Затрат на маркетинг при этом нет — Серов и Рыжов используют только «сарафанное радио».

Оборот первой кофейни за неполный 2016 год составил 6 млн руб. Сейчас каждая точка приносит в месяц не менее 600 тыс. руб., говорит гендиректор сети Игорь Грязев. Окупить инвестиции партнеры рассчитывают к концу 2019 года.

«Альтернативная» заварка

«Разбираться в кофе по-настоящему я начал только с запуском собственных кофеен», — признается Серов. Изначально он мечтал продавать не только традиционные латте, капучино и эспрессо, но и другие напитки на основе кофе. Кемекс, аэропресс, пуровер, кофейные коктейли и т.п. стали главной фишкой кофейного проекта «Дискотеки Авария».

Алексей Серов (слева) и Игорь Грязев
Алексей Серов (слева) и Игорь Грязев

Бариста кофейни «Кофе & Moloko» на Красной Пресне Алиса Пуякина говорит, что в последнее время такие напитки пользуются все большим спросом. В особенности ближе к выходным — в будни клиенты торопятся и предпочитают классические эспрессо и капучино.

Как готовится «альтернативный» кофе

Аэропресс похож на френч-пресс и представляет собой колбу с большим поршнем.

Кемекс — это тоже колба, сверху у нее нечто вроде стеклянной воронки с бумажным фильтром. Они соединены при помощи ободка из дерева и кожи. Кофе методом пуровер заваривается в том же кемексе, но проходит через большее количество фильтраций.

Стоимость чашечки любого альтернативного кофе в «Кофе & Moloko» — 200 руб., как 250 мл капучино.

В день в каждую из кофеен заходит порядка 40 человек. Такие показатели позволяют лишь покрывать издержки. «Трафик невысокий», — признает Серов.

Возможно, виноваты цены: порция капучино объемом 250 мл обойдется в 200 руб., а за 350 мл придется заплатить 300 руб. «Чтобы генерировать трафик, нужно продавать дешевый кофе или иметь сильный бренд, — уверена основатель Like4Like Foodservice Consulting Ирина Авруцкая. — И здесь у владельцев стратегический просчет — в кофейнях «Кофе & Moloko» ценовая политика высокая, а об узнаваемости бренда пока говорить рано». По ее мнению, логичнее было бы сосредоточиться на дешевом кофе, а не экспериментировать с сортами и методами заварки.

Повысить интерес к кофейням Серов рассчитывает, увеличив выбор кофейных смесей. Пока для приготовления разных видов кофе в сети используют одну смесь, но к концу года рассчитывают варить кофе из трех-четырех разных. «История про будущие премиальные сорта, обжарки и смеси — не для химчистки. Химчистка — «опускающее» слово, оно заведомо предполагает дешевый кофе на бегу», — считает управляющий партнер маркетингового агентства Ebitda Marketing Андрей Рукавишников. — Если с кофе из Starbucks можно прийти в офис, показывая, что вы в тренде, то со стаканчиком из «Химчистки № 1» — никогда. Какой бы премиальной ни была химчистка, это история про дешевый кофе и хот-доги».

Однако открывать дешевые заведения Серов не хочет принципиально: «Самое страшное для меня — это услышать «Господи, какой же у вас ужасный кофе!» Пока, к счастью, мы этого не слышали». Он считает, что «своего клиента нужно просвещать и воспитывать в нем вкус к кофейной культуре», причем делать это необязательно в столице — Серов готовится масштабировать свой проект в регионах по модели франшизы.

Алексей Серов (слева) и Игорь Грязев
Алексей Серов (слева) и Игорь Грязев

«Франшиза такого формата должна быть лаконичной и недорогой, меню предельно ограниченным, — полагает управляющий партнера новосибирской сети кондитерских Kuzina (в 2015 году открылись и в Москве) Евгения Головкова. — А сама концепция — функциональной, утилитарной, чтобы не приходилось объяснять гостю, зачем он сюда пришел». Покупка франшизы «Кофе & Moloko» может быть интересной владельцам бизнесов, связанных с автосалонами, автомойками, сервисными службами или спортзалами, считает она.

И действительно, первая нехимчисточная «Кофе & Moloko» открылась в 2017 году в имидж-лаборатории «Персона» на Красной Пресне. Успешность сотрудничества Серов предпочитает не комментировать, говорит лишь, что если в первые пару месяцев трафика почти не было, то сейчас ситуация заметно улучшилась. А «быстрые деньги» бывают только в шоу-бизнесе, уверен Серов.

Взгляд со стороны

«Адепты кофейной культуры не пойдут в кофейню при химчистке»

Алексей Савин, владелец кофейни по франшизе «Даблби» на Бауманской

«Мне кажется, что в нашей стране люди плохо понимают, что такое «альтернативный кофе», зерно speciality, зачем в кофе ягодная кислотность и прочие специфические характеристики. Несмотря на большое развитие кофейной культуры за последние шесть лет, мы до сих пор встречаем гостей, людей современных и обеспеченных, которые впервые про все это слышат. И вряд ли адепты кофейной культуры пойдут за «альтернативным кофе» в кофейню при химчистке.

Конкурентным этот бизнес может быть при четком разделении форматов: здесь у нас — химчистка, а здесь — хороший кофе. И желательно за разными стенами. В целом ребята делают хорошее дело как для себя, так и для индустрии. Пока хороший кофе не начнет появляться повсеместно, а будет только в специализированных заведениях, доля его потребления не будет высокой».

«Дискотеку Авария» ждет авария»

Андрей Рукавишников, управляющий партнер маркетингового агентства Ebitda Marketing

«Кофейня-сателлит — как рыба-прилипала, садится на трафикообразующий поток. Однозначно, что у химчисток такой есть. Но в данном случае получается, что люди «сели» на поток, но концепт абсолютно не продумали. Люди, что приходят в химчистку, хотят не с девушками там знакомиться или проводить деловые встречи, а как можно быстрее оттуда выйти. Поэтому в данном случае мог бы сработать принцип «все по 99 рублей», он бы обеспечил поток и маржу. Не удивлюсь, если «Дискотеку Авария» ждет авария и в итоге им все-таки придется переформатироваться в более бюджетное заведение».

«Могут заменить формат хипстерских кофеен»

Ростислав Панкратов, управляющий питанием «Кремлевской школы верховой езды»

«В Москве уже достаточно много мест для кофейных гурманов. А вот желающим выпить кофе «вкусно, необычно и недорого» податься особенно некуда. В последние три-четыре года в обеих столицах появилось много хипстерских кофеен, но они быстро испортились: там много пиара и мало профессионализма. Возможно, формат кофеен, что развивает «Дискотека Авария», вполне способен их заменить».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
«Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза Политика, 02:10
Над Тульской областью сбили дрон Политика, 02:08
КНДР испытала новую зенитную ракету Политика, 02:00
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46
Два человека погибли при атаке дронов на белгородское село Пороз Политика, 01:39
Власти Украины сообщили о повреждениях в порту Южный под Одессой Политика, 01:31
МВД назвало причины задержания латвийского рэпера Платины в Томске Общество, 01:11
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Украинские военные назвали два тяжелых для ВСУ места боев Политика, 01:05
Дрон взорвался возле электроподстанции в Калужской области Политика, 00:52
Дрон атаковал село Истобное в Белгородской области Политика, 00:36
Белый дом выразил готовность немедленно возобновить поставки оружия Киеву Политика, 00:26
Американца осудили за помощь в обходе санкций против украинского олигарха Общество, 00:08
ПВО уничтожила пять беспилотников над Курской областью Политика, 00:06
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Спорт, 00:00