Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Сотрудники с доставкой: как заработать на сдаче чужих автобусов в аренду

Программисты из Екатеринбурга создали большой транспортный холдинг, у которого нет ни единой машины. Годовой оборот их компании Avtobus1 достиг 350 млн руб., с ней сотрудничают более 3 тыс. собственников автобусов по всей России
Антон Назмиев и Андрей Калашников (слева направо)
 
Антон Назмиев и Андрей Калашников (слева направо)   (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Кубок мира по прыжкам на лыжах с трамплина: арендованный у компании Avtobus1 транспорт везет российских спортсменов из Нижнего Тагила в екатеринбургский аэропорт Кольцово — им предстоит перелет на второй этап соревнований в Казахстан. Из-за пробок на дорогах автобус опаздывает на рейс. «Мы очень боялись, что из-за нас может произойти срыв Кубка мира, — вспоминает один из основателей сервиса Avtobus1, Андрей Калашников. — Наши сотрудники из екатеринбургского офиса поехали в аэропорт и убедили его сотрудников задержать самолет».

Рынок аренды автобусов — это, с одной стороны, множество небольших перевозчиков с автопарком не более пяти—десяти машин, с другой — крупные корпоративные клиенты. Екатеринбургским программистам Андрею Калашникову и Антону Назмиеву пришла идея создать посредника — автобусный онлайн-агрегатор. «Владельцы автопарков — это чаще всего бывшие водители, которые взяли несколько автобусов в лизинг. Это простые люди, заказ у них не подразумевает какой-то документации, помощи в случае форс-мажора, не говоря уже о бизнес-этикете, — рассказывает Калашников. — Мы решили сделать сервис, через который было бы удобно арендовать пассажирский транспорт, где можно было бы получить все документы и не волноваться, что водитель автобуса может не приехать или опоздать».

Запустив такой сервис в Екатеринбурге в 2010 году, партнеры в первый же месяц вышли на прибыль. К 2018-му компания Avtobus1 открыла филиалы в Москве и Санкт-Петербурге и дистанционно начала работать в 72 городах России. Годовой оборот в 2017 году составил 350 млн руб. при прибыли 80 млн руб. (с учетом дебиторской задолженности).

Подружиться с водителем

31-летний Андрей Калашников получил диплом инженера в Уральском федеральном университете, а затем там же выучился на экономиста. Затем несколько лет разрабатывал программное обеспечение для российских компаний «ДатаЦентр», «Аптека-Урал» и для американской Prologic.

Андрей Калашников
Андрей Калашников

В 2009 году сокурсники Калашникова Антон Назмиев, Сергей Скоробогатов и Александр Куликов позвали его в новый бизнес-проект — агрегатор типографий «ЕКБ Принт» в Екатеринбурге. Идея казалась простой: собрать в базу все местные типографии и предоставлять им заказы, за которые можно бороться на онлайн-аукционе. Калашников согласился и взялся за создание платформы. Спустя несколько месяцев ему поступило неожиданное предложение — компания Prologic хотела, чтобы он переехал в США и стал ее штатным программистом. «Это был сложный жизненный выбор между запуском в России бизнеса, который мог не взлететь, и переездом в Америку с рабочей визой и зарплатой $10 тыс., — признается предприниматель. — Поколебавшись, я выбрал бизнес».

На протяжении года Калашников с партнерами пытался развивать «ЕКБ Принт». В конечном счете проект провалился. «Вместо того чтобы ходить по типографиям и общаться с владельцами вживую, объяснять им модель сотрудничества, мы сразу же сняли офис, начали разрабатывать сайт, дизайн — в общем, занялись тем, что нравится, а не тем, что нужно», — признает Калашников.

Бизнес работал вхолостую, и вскоре Скоробогатов и Куликов ушли. «Все типографии повально отвечали нам, что у них и так все хорошо и в заказах от нас они не нуждаются», — объясняет Калашников. Понимая, что перспектив роста у проекта нет, он вместе с Назмиевым стал перебирать новые идеи. Назмиев еще со студенческих времен был руководителем профсоюза университета и занимался организацией выездов студентов на турбазы, поэтому первой в голову пришла «автобусная» тема. «Антон не понаслышке знал о коммуникации с консервативными поставщиками автобусов, — рассказывает Калашников. — Мы придумали избавить клиентов от общения с ними, чтобы заказать автобус было не сложнее, чем вызвать такси с помощью Uber».

Калашников взялся за разработку платформы и системы управления, а Назмиев — за составление базы екатеринбургских владельцев автобусов и налаживание договоренностей о сотрудничестве. «Он стал ездить по парковкам, пить кофе с водителями, которые являлись владельцами своих мини-автопарков, чтобы войти к ним в доверие», — объясняет предприниматель.

На запуск бизнеса ушло два-три месяца и около 100 тыс. руб., которые пошли на создание сайта и рекламу. «Насмотрелись фильма «Социальная сеть» и организовали первый офис в моей квартире. Было тесно, но зато весело и драйвово», — вспоминает Калашников.

В 2010 году проект запустился. Первыми клиентами стали частные заказчики, которые арендовали автобусы с водителем для свадеб, корпоративов, школьных выездов и т.д. Они узнавали о Avtobus1 через интернет: около 10–15 тыс. руб. в месяц предприниматели тратили на рекламу в «Яндекс.Директ». «Специфика рынка состоит в том, что клиенты заказывают автобус редко, они не привязаны к конкретному поставщику услуг, — рассуждает Калашников. — К нам приходили люди, которые просто набрали в поисковике фразу «заказать автобус».

Калашников и Назмиев заключали договоры с владельцами автобусов и находили заказы, которые передавали тем или иным перевозчикам. При этом компания брала на себя ответственность за опоздание более чем на 20 минут, обязуясь в подобных случаях возвращать клиентам оплату. С каждого заказа Avtobus1 получал комиссию 25–27%. В первый же месяц сервис вышел в небольшой плюс — 15–20 тыс. руб.

Первым крупным клиентом компании в 2011 году стало ООО «ТД «Сима-ленд», сотрудников которого 40 автобусов Avtobus1 ежедневно возили на склад в Екатеринбурге. Этот заказ приносил компании около 2 млн руб. выручки ежемесячно на протяжении четырех лет. Калашников и Назмиев сняли офис в Екатеринбурге и наняли первых сотрудников — двух менеджеров и двух программистов. «Мне хотелось отойти от написания кода и начать заниматься стратегическими вещами: управлением, масштабированием, — говорит Калашников. — Два менеджера стали принимать заказы корпоративных клиентов, а программисты — дорабатывать софт».

Антон Назмиев
Антон Назмиев

Партнеры разработали ERP-систему — облачную платформу, на которой в режиме реального времени появляются все заказы, отображаются совершаемые поездки и имена водителей, отправившихся по маршрутам. Своевременный выезд сейчас контролируют роботы: программа звонит водителям, напоминая о заказе, и если те, например, не снимают трубку, то отправляет оповещения сотрудникам Avtobus1, чтобы срочно найти замену.

Стихийный рынок

Российский рынок пассажирских автобусных перевозок, по оценке Bus-club.ru, составляет 80–100 млрд руб. в год, а сегмент аренды компания Avtobus1 оценивает в 50 млрд руб. Как замечает Лада Кцоева, руководитель направления инициативных исследований и бизнес-планирования группы Step by Step, развивается этот рынок по аналогии с рынком аренды легковых автомобилей, но с некоторыми особенностями: во-первых, прокат автобусов ориентирован в большей степени на b2b-сегмент, а во-вторых, транспорт обычно арендуется с водителем.

По словам Кцоевой, «автобусный» рынок в Москве и регионах развивается неравномерно. «В регионах с арендой автобусов все стихийно: этим занимаются в основном неспециализированные компании, имеющие минимальные технические возможности, — говорит она. — В столице уже сформировался пул компаний, специализирующихся на аренде именно автобусов. Эти компании создали качественную материально-техническую базу — парк автобусов, штат квалифицированного персонала. Но они недостаточно используют маркетинговые инструменты и рекламу для поиска клиентов». Лидерами столичного рынка являются компании Bbus и KLAvto со своими автопарками.

В отличие от рынка такси онлайн-агрегаторов автобусов мало, в частности проекты Teleportos и Bus4us. Первый продает билеты на регулярные маршруты и помогает людям в складчину арендовать автобусы, а Bus4us пока находится на стадии тестирования и планирует официальный запуск на октябрь 2018 года. «Компаний с такой же моделью работы, как у нас, в России практически нет, а те, что есть, — слишком маленькие, — уверяет Калашников. — Основные конкуренты — владельцы автопарков: часть из них, что поменьше и не имеет маркетинговых мощностей, сотрудничают с нами, а часть, что крупнее, пока просто наблюдают».

Покатились по стране

Если на старте основную часть дохода Avtobus1 составляли частные разовые заказы, то теперь 60% выручки приносят контракты на доставку сотрудников до места работы, еще 20% — заказы автобусов под крупные мероприятия, такие как парад Победы, эстафета олимпийского и параолимпийского огня и др. «Корпоративные заказы стали для нас приоритетными: они помогают планировать входящий поток средств заранее и позволяют компании расти», — объясняет Калашников.

К 2014 году Avtobus1 удалось заключить около 20 договоров с крупными екатеринбургскими клиентами (Завод им. Калинина, ОКБ «Новатор», «Озон», «ТрубоПласт») и выйти на годовой оборот 130 млн руб. при прибыли 30 млн руб. Почему они предпочитали работать с агрегатором, а не владельцами автобусов напрямую? «Наверное, у нас был просто свежий взгляд на отрасль, — рассуждает Калашников. — Люди сидели и ждали звонки от клиентов, а мы начали обзванивать их сами, составляли первые коммерческие предложения, верстали крутые презентации».

Сотрудники с доставкой: как заработать на сдаче чужих автобусов в аренду

Чтобы расти дальше, нужно идти в регионы, решили предприниматели. Первой зоной для экспансии выбрали Урал. Составив базу местных автовладельцев и договорившись с ними о предоставлении заказов, в конце 2015 года Avtobus1 смогла дистанционно предложить услуги аренды автобуса с водителем в Челябинске, Перми и Тюмени.

«Мы неуверенно начали тестировать модель дистанционного запуска в других городах, но вскоре поняли, что она работает, и смело пошли по России, — рассказывает Калашников. — Правда, в Москву и Питер пока заходить не торопились». Сразу после успешного старта в Уральском регионе они также дистанционно запустились еще почти в 70 городах России.

В конце 2016 года предприниматели все-таки решились стартовать в столице, а в середине 2017-го — в Санкт-Петербурге. «Мы приехали в Москву на тренинг. Посмотрели на город, пообщались с людьми и поняли, что запуск офиса тут позволит бизнесу выйти на новый уровень», — говорит Калашников.

Он оказался прав. Сейчас в Москве с Avtobus1 работают «Дикси», МТС, «Леруа Мерлен», «Орифлейм», чьим сотрудникам Avtobus1 помогает добраться до работы. Самым крупным клиентом стала «дочка» «Росатома», с которой Avtobus1 заключила контракт на 36 млн руб. в прошлом году. Сейчас около 40% выручки компании приносит столичный рынок.

Автобусная экономика

Некоторые крупные компании не соглашаются сотрудничать с Avtobus1, не имеющей собственный транспорт. Именно поэтому от ее услуг отказались, например, «РусВинил», «Доширак рус», Hilti, Danone и др., и сейчас основатели Avtobus1 собираются все-таки приобрести несколько автобусов.

Другая проблема — кассовые разрывы: оплату от крупных клиентов Avtobus1 чаще всего получает спустя 30–90 дней, а с перевозчиками рассчитывается сразу. «Мы не можем отсрочить платежи владельцам автобусов, потому что чаще всего это совсем некрупные игроки, которые не справятся с таким ударом, — объясняет Калашников. — В результате мы сами оказываемся в ситуации кассового разрыва. Это усугубляется и сезонностью: в январе и феврале по частным заказам у нас полное затишье».

Андрей Калашников и Антон Назмиев (слева направо)
Андрей Калашников и Антон Назмиев (слева направо)

Самый крупный кассовый разрыв компания пережила в 2017 году после обслуживания заказа Минобороны России — развоз военных на парад Победы. «Мы начали возить военных на репетиции с апреля, а деньги получили только в середине июня», — вспоминает предприниматель.

Банкам компания не очень интересна — заложить ей нечего, так что Калашников и Назмиев занимали деньги под 2–3% в месяц на три—шесть месяцев у участников «Бизнес Среды» (сообщество предпринимателей Екатеринбурга), а также бизнес-клуба «Эквиум». «В начале 2018 года мы поняли, что метод займов не самый управляемый: могут дать, а могут не дать. Поэтому стали привлекать инвестиции через краудфандинговую платформу StartTrack», — рассказывает Калашников. С помощью платформы за несколько месяцев партнерам удалось привлечь 15 млн руб.

Сейчас предприниматели хотят масштабировать бизнес за рубежом — для этих целей уже куплен домен bus1.com. Начать мировую экспансию планируют с Казахстана и Украины: запуститься там проще и дешевле. «Мы очень хотим к Евро-2020 запустить сервис во всех городах-участниках, среди которых Санкт-Петербург, Баку, Будапешт, Бухарест и Амстердам. Я думаю, объем логистики для таких мероприятий составит более €1 млрд», — говорит Калашников.

Взгляд со стороны:

«Водители Avtobus1 идут на уступки»

Ирина Пачина, руководитель группы организации перевозок компании «Дикси»

«Мы начали работать с Avtobus1 с сентября 2017 года. Компания возит наших сотрудников на склад из Малоярославца и Можайска. Выбрали их мы потому, что они являются одной из самых крупных транспортных компаний. Отвечают нашим требованиям: предлагают хорошие микроавтобусы и туристические автобусы разной вместимости, причем по привлекательной цене — на 15–20% ниже конкурентов. Бывают моменты, когда наши сотрудники опаздывают, водители Avtobus1 всегда идут на уступки и ждут их. В случае поломки автобуса замена предоставляется быстро».

«Мы собираемся предоставить полностью автоматизированный продукт»

Андрей Ежов, CEO сервиса заказа автобусов Bus4us

«Рынок заказных перевозок в России пока совершенно не сформирован. Он непрозрачен, непонятен для потребителя. Клиентоориентированный подход хоть и развивается, но пока он на низком уровне. Поэтому и появляются такие агрегаторы, которые позволяют упорядочить рынок, создать эффективную коммуникацию между потребителем и компанией-перевозчиком, выйти перевозчикам из тени. В отличие от России за рубежом есть сильные транспортные компании — Open Tour (Франция), Big bus (Франция), Delta Express (USA), Eurolines (Испания) и многие другие. Стартовать там будет куда сложнее.

Я знаю о компании Avtobus1, но прямыми конкурентами их не считаю. Наше отличие в том, что мы собираемся предоставить полностью автоматизированный продукт — мобильное приложение и для перевозчиков, и для конечного потребителя. Ориентироваться будем в первую очередь на частных клиентов».

«Интересная ниша»

Константин Синюшин, сооснователь фонда The Untitled venture

«В целом это очень интересная ниша, единственное, как мне кажется, она недостаточно большая. Агрегаторы хорошо работают в двух областях. Первая — когда вам постоянно нужно пользоваться услугой и эта услуга в силу ее специфики не может быть оказана одним и тем же провайдером. Яркий пример — такси. Вторая область — когда услуга, наоборот, нужна вам редко и на рынке нет узнаваемых брендов. Агрегатор для аренды автобусов относится как раз ко второму случаю. Я вижу, что у Avtobus1 довольно большая комиссия и достаточно большая средняя сумма чека. Я думаю, там все будет хорошо и с востребованностью, и с юнит-экономикой».

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Такси"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
США выведут часть воинского контингента из Чада Политика, 02:32
США подготовили контракты на оружие для Украины на $6 млрд Политика, 02:28
«Большей бестолковщины в сезоне не видел». Что говорят о дерби «Спартака» Спорт, 02:10
В Белгороде и окрестностях объявили ракетную опасность Политика, 02:09
По делу замглавы Минобороны Иванова провели обыски по нескольким адресам Политика, 01:45
Шохин назвал темы закрытой встречи Путина с бизнесом в рамках съезда РСПП Бизнес, 01:36
Число фигурантов по делу о хищении ₽2,8 млрд в Дагестане достигло 31 Политика, 01:17
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
МАГАТЭ назвало непредсказуемой ситуацию на Запорожской АЭС Политика, 01:16
Рубен Варданян прекратил голодовку в СИЗО после уговоров семьи Политика, 00:56
В Пентагоне назвали возможной целью переданных Киеву ATACMS Крым Политика, 00:44
Число пострадавших при обстреле Токмака выросло до четырех Политика, 00:29
Пентагон исключил отправку военных советников США к фронту на Украине Политика, 00:10
Глава Минфина Украины заявил о «неопределенных перспективах» бюджета Экономика, 00:06
Эксперты предсказали серию перепродаж бизнесов ушедших иностранцев Финансы, 00:00