Перейти к основному контенту
Фото: РБК-ТВ
Видео: РБК-ТВ
Свое дело ,  
0 

«Нужно учиться тратить деньги» : главное из встречи с «Героями РБК»

27 апреля состоялась встреча с «Героями РБК» — Андреем Трубниковым и Максимом Белоноговым. Основатели компаний Natura Siberica и такси «Максим» ответили на вопросы о бизнесе, жизни и своей мечте. Главное из встречи — в видео РБК.

О том, сложно ли бизнесу в сегодняшней России

Андрей Трубников: Мне кажется, везде сложно. Почему только тут сложно? Проблема была одна только — в курсе доллара. Я в бизнесе с 1989 года. И я видел разные ситуации. Сейчас идеальные условия для бизнеса по сравнению с тем, через что я прошел раньше. Поэтому я в принципе очень доволен ситуацией в стране. И я вижу, что она становится все лучше и лучше для бизнеса. Я вообще не вижу никаких особенных препятствий для бизнеса в России.

Максим Белоногов: Наверное, у желания тысяча возможностей, а у нежелания — тысяча причин. Можно говорить, что да — это плохо, это мешает. Но на самом деле раньше было хуже. Но все меняется.

О начале бизнеса

А.Т.: Началось все с того, что я разорился. Осталось у меня около $10 тыс. Жена только что родила, квартиру я свою продал, и жили мы в хрущевке, денег не было. Пытался устроиться на работу. Никто меня не брал, потому что у меня в книжке было написано «генеральный директор» и все боялись меня брать. И я хотел курицами торговать — покупать на птицефабрике, на «Газелях» возить и продавать их. А жена как-то мыла посуду и говорит: «Вот я мою посуду Fairy, и очень нам дорого покупать эту жидкость. Кто-нибудь придумал бы жидкость недорогую, чтобы она стоила 5 руб., было бы хорошо». Я и придумал. С этой жидкости все и началось. Так что женщины всегда стоят где-то сзади и надо к ним прислушиваться.

М.Б.: Я, наверное, инженер больше по складу, но был вынужден барыжить — торговать газовым оборудованием, телефонами, а хотелось чего-то большего. И мы открыли пейджинговую компанию. Взяли франшизу «Мобил Телеком», московскую, и открыли пейджинговую компанию в Шадринске. Остальные города были заняты, а там ничего не было. И сделали мы это очень «удачно» — пейджинг как раз закончился. Появились сотовые операторы, пришли в нашу жизнь внезапно. Есть хотелось, и было понимание, что скоро есть будет нечего. На пейджинге мы не успели заработать. Решение внезапно пришло. Операторы сидят, которые принимают звонки для передачи на пейджер, есть офис, есть бухгалтер — худо-бедно инфраструктура есть, и что-то надо сделать. Мы просто взяли эти пейджеры, таксистам раздали и начали работать. Понятно, что мы сразу знали — нас не интересовала таксовка как таковая. Мы сразу подняли технологический уровень. В Шадринске все это начиналось, там было много отставных военных, у которых есть свой личный автомобиль и которые уже на пенсии, и мы им предложили возможность подработать. Таксисты пришли к нам в последнюю очередь, когда им уже ничего не оставалось.

Как сделать бизнес успешным

А.Т.: Полтора года мы только придумывали шампуни и кремы. Надо было очень изучить все эти растения, их народные названия, как они все смешиваются друг с другом. Мы подходили очень серьезно к самому продукту, к воздействию на потребителя. На эту подготовку мы потратили очень много времени. И потом она быстро выстрелила. Создавая любой продукт, я стараюсь потратить очень скрупулезно время, чтобы его создать. Тогда он выстреливает быстрее.

Это какая-то мистическая история, честно говоря. Вы, наверное, не поверите, я недавно увидел портрет Ксении Петербургской. И я посмотрел, и там эта бабушка. Я вообще-то не верующий человек, и мне никогда Ксения Петербургская не снилась. Но она настолько похожа на эту бабушку. В этом лице что-то есть. Я не могу понять. Как и в Natura Siberica тоже — в этом щите каком-то что-то есть магическое. Люди на него клюют почему-то.

М.Б.: Было четкое понимание, как должно быть. Мы в технологическом плане всегда шли вперед, и у нас была проблема с маркетингом. А в такси как-то получилось так, что мы не рекламировали даже ничего. То есть все фишки, которые мы у себя внутри делали, они расходились, ложились и увеличивали аудиторию. Вот как-то так. То есть сарафанное радио нас рекламировало. Мы реально делали полезные вещи.

О том, что первично — проект или команда

А.Т.: 10–12 человек — это моя команда, которые работают уже со мной по 20, по 19 лет. Если я начну, например, другим бизнесом заниматься — модой или шоколадки делать, — я эту команду буду с собой тащить.

М.Б.: На этапе, когда мы торговали телефонами в розницу, нас было двое. На этапе пейджинга команды не было как таковой — я сам в офисе сидел, у меня еще бухгалтер был. Операторы — это не команда, это солдаты. Конечно, я сейчас в зоне комфорта — у меня есть команда. Конечно, я буду если тащить в другой бизнес людей, то опять же команду. Но такой истории не было.

Как привлечь аудиторию

А.Т.: Это само собой происходит. Стоит тебе сконцентрироваться на производстве примочек, с любовью относиться к этикетке, она сама начинает работать. В интернете люди начинают писать. Раньше мы пытались продавать Natura Siberica, ее никто не брал. А сейчас просят нас магазины открыть. И мы открыли магазин на Рублевке, продавали Natura Siberica. Люди приходили и покупали, но говорили: «Только не подумайте, пожалуйста, что это мы для себя покупаем вот эту вашу дрянь всякую. Это мы для кучера купили, для домработницы и все остальное. А нам вот дайте крем за 9 тыс. руб.». На самом деле я потом увидел, что у них в ванной все стоит: и «Бабушка Агафья», и все остальное. Секрет «Бабушки Агафьи» в рецептуре. Потому что я, когда ее делал, я посмотрел рецептуру международных шампуней. И там куча была веществ, непонятных мне. И я стал выбрасывать все эти вещества, сделал чистую формулу, где были там нужные вещества и экстракты, больше ничего. И люди мне писали: «Спасибо, что вы придумали «Бабушку Агафью».

М.Б.: Мы когда в Москву зашли, у нас не хватило денег на рекламу. И мы сконцентрировались на России. А когда мы вернулись в Москву, тут уже были «Яндекс», Gett и так далее. Поэтому, конечно, кто живет в Москве, такси «Максим» вряд ли пользуется. Хотя мы здесь есть и даже вывозим какое-то количество людей. А вот насчет как раз маркетинга, почему выстрелило. Мы делали хороший продукт в плане услуги перевозки. И сарафанное радио начинает работать. Делаешь то, что людьми востребовано, и начинают рассказывать друг другу.

Как работать с негативными отзывами

М.Б.: У нас два порядка клиентов — это водители и пассажиры. С водителями много работаем. Просим их осматривать автомобили, пригонять, показывать. По несчастным случаям и прочим историям мы создали фонд свой. Мы не страхуем пассажира за счет страховой компании. Посчитали заработок страховой компании. Решили, что мы сами себе страховая компания. Просто сделали фонд. И в итоге люди получают больше выплат по всяким несчастным случаям.

А.Т.: Не помню, чтобы какой-то скандал был. Последний раз был такой случай, что я выпускал шампунь в бутылке из-под пива, он назывался «Пивной шампунь». И муж одной женщины с утра опохмелился им. И она написала гневное письмо, чтобы я прекратил это безобразие.

О деньгах

М.Б.: То, что мне на еду хватает, это я давно понял. А что такое состояние? Что с ним делать-то — непонятно. Нужно учиться деньги тратить теперь. Я пиджак новый купил. Знаете, как мне это тяжело далось? У меня старый пиджак классный, еще отец носил. Но ботинки и штаны старые. Это в голове проблема. Но она, наверное, со временем решится.

А.Т.: Трачу деньги, потому что я все время думаю о том, как сделать что-то новое или сделать бизнес. Мне надо как-то расслабляться, чтобы не думать об этом. И тут либо пить водку, либо тратить деньги. Вот ты пошел в магазин, что-то примеряешь, покупаешь. И в это время не думаешь о бизнесе. Это как отдушина такая. Все эти пары обуви, которые у меня лежат, я их не ношу. Но они лежат, потому что я когда-то пошел в магазин, купил зачем-то. Мне все равно что покупать. Я езжу на Измайловский рынок и покупаю там какие-то старые вещи. Сейчас наличники покупаю. Старые русские наличники. Мне нравится сам процесс шопинга. Все равно что покупать: наличники, или ботинки, или шапки, или что-то еще. Я не хочу яхту, как у Абрамовича. У меня нет такой мечты. Дом огромный, яхту, участок какой-нибудь там в Ницце. Мне это не интересно.

О мечтах

А.Т.: У меня мечта — Natura Siberica раскрутить и еще, может, пару брендов в мировом масштабе.

М.Б.: Бизнес — это как ребенок. Хочется, чтобы он вырос, чтобы он стал сильным, опытным, чтобы порадовал как-то, чтобы дети радовали.

Как выйти на рынки других стран

А.Т.: Сначала продавали тут, а потом пришла ко мне одна француженка, ее зовут Анна Хюбель. И она говорит: «Андрей, хочу работать в Natura Siberica. Хочу ее продвигать за границу». И всё. И она молодец, конечно, помогла нам. А планы у нас, конечно, гигантские. Но в основном сейчас я нацелен больше на Америку и на Японию. Вот в этих направлениях я работаю больше.

М.Б.: (Компания такси «Максим» начала работать в Иране. — РБК) Сейчас там ситуация, как после развала Союза. Рынок пустой. Инвесторы туда не идут. Потому что все инвестиционные деньги так или иначе в Америке заканчиваются, а Иран санкционный. А поскольку у нас нет заемных денег и нам никто не может диктовать свою непреклонную волю, мы идем и несем свои деньги куда хотим. Поэтому и пошли в Иран. В Иране живут 85 млн человек. В России 145 млн примерно. Почему людям не помочь решить их транспортные проблемы? Это здорово. И вообще там очень интересно. Там менталитет совершенно другой. Это вообще как жизнь заново. Зарабатывать не зарабатываем, конечно. Но темпы роста очень хорошие. То есть мы не зарабатываем, но мы и не тратим.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Такси"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 16:51
Польский премьер сообщил о задержании заказчика нападения на Волкова Политика, 17:04
Умер сыгравший в сериале «Слуга народа» актер Петр Никитин Общество, 17:02
Экс-кандидата на пост президента Украины внесли в реестр экстремистов Политика, 16:57
Почему карьера в IТ все больше зависит от умения разговаривать Pro, 16:55
Обладатель Кубка Стэнли и экс-игрок «Трактора» завершил карьеру в 33 года Спорт, 16:50
Мужчина проник в школу в Люберцах, его задержали Общество, 16:48
Американские фигуристы получили шоколадные золотые медали за Олимпиаду Спорт, 16:31
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Адвокат Стрелкова заявил о пропаже из дела «ключевого документа» Политика, 16:28
Одесские власти сообщили о повреждении припортовой инфраструктуры Политика, 16:27
Дуров анонсировал токенизацию стикеров в Telegram Технологии и медиа, 16:25
Путин обсудил с членами Совбеза состояние госрезервов Политика, 16:23
В МИДе заявили о большом объеме западных средств на случай конфискации Политика, 16:20
Алиев приедет в Москву на переговоры с Путиным 22 апреля Политика, 16:20
МВД показало кадры допроса подозреваемого в убийстве москвича на парковке Общество, 16:10