Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Химия 18+: как заработать на научных шоу для взрослых

Николай Новоселов доказал, что научное шоу может приносить стабильную прибыль. В 2016 году выступления на презентациях, корпоративных мероприятиях и свадьбах принесли его компании больше 20 млн руб. выручки
Николай Новоселов
Николай Новоселов (Фото: Олег Яковлев / РБК)

«Молекулярное мороженое, жидкий азот и кислородные фонтаны — раньше считалось, что все это исключительно детская тематика», — вспоминает Николай Новоселов, основатель компании «АртНаука», которая изменила представление о том, что после школы физика и химия никому не интересны. Выйти на взрослую аудиторию помог случай: на одной из презентаций к стенду Новоселова потянулись солидные мужчины в возрасте за сорок. «Люди выходили из дорогих иномарок, участвовали в мастер-классах и радовались, как дети», — вспоминает Новоселов.

Мастер на все колеса

По образованию он физик-теоретик — окончил физфак Южного федерального университета в Ростове-на-Дону. Но ученого из него не вышло: еще во время учебы Новоселов увлекся маркетингом и устроился в рекламное агентство «Пи Файв», где за три года дорос до исполнительного директора. Параллельно работал маркетологом в ростовском представительстве Audi, ставил спектакли в университетском театре и участвовал в научных фестивалях. На одном из них познакомился с группой физиков, химиков и художников, которые устраивали в начале 2010-х мастер-классы и лекции по популярной науке. «Потребность в интеллектуальных развлечениях нарастала, но рынка не было. Мне захотелось поплавать в этом «голубом океане», — вспоминает Новоселов.

Научных шоу для взрослых тогда в России еще не было, подтверждает Дарья Сунцова, руководитель оргкомитета премии «Бизнес-Успех» («Опора России»). Новоселов возглавил проект, который стал побеждать в конкурсах, участвовать в телепроектах, вышел в финал премии «Опоры России». «Людям нравилось то, что мы делаем, и я подумал, а почему бы не превратить хобби в бизнес?» — рассказывает Николай.

Удобный случай представился в 2011 году: автоцентр, в котором работал Новоселов, готовился к презентации новой Audi A7 и искал, чем бы развлечь посетителей с детьми. «Стандартные мастер-классы и аквагрим уже всем поднадоели, поэтому идею с научным шоу руководство одобрило», — вспоминает Николай. Мороженое с жидким азотом, фрактальное плетение (геометрические фигуры из ниток) и рисунки на воде произвели фурор. И еще сильнее детей радовались их обеспеченные родители.

После этого на Новоселова посыпались заказы от других автодилеров — Volkswagen, Volvo, Ford. «В Ростове очень хорошо развито «сарафанное радио». Мне просто звонили и говорили: Колян, а ничего такая тема, сделай и у нас», — вспоминает предприниматель. Чтобы не терять время на переговоры с каждым новым заказчиком, Новоселов начал сотрудничать с местными ивент-агентствами. В результате его команда «АртНаука» стала выступать на корпоративах и презентациях самых разных продуктов и услуг — от сотовой связи до парфюмерии.

Рынок популярной науки

Первое научное шоу под названием Mad Science появилось в 1985 году в Канаде. Формат edutainment (от англ. education — образование и entertainment — развлечение) быстро набирал популярность, аналогичные шоу возникали в США и Европе. До России мода на обучающие шоу дошла в 2007 году, когда в Москве запустилась франшиза Mad Science. Первую отечественную программу «Научное шоу профессора Николя» запустил в 2008 году бывший сотрудник Mad Science Николай Ганайлюк.

Сейчас в России работают десятки компаний, специализирующихся на семейных и детских научно-популярных шоу. Несколько крупных игроков («Шоу профессора Николя», «АртНаука», «Открывашка» и др.) развиваются по франшизе, в крупных городах работают самостоятельные региональные компании. Заметную долю рынка занимают ивент-агентства, которые разрабатывают собственные научно-популярные программы, и частные ведущие детских праздников с несколькими научными опытами в арсенале.

В России сформировался один из самых интересных рынков научных развлечений, считает генеральный директор проекта «Умная Москва» Михаил Кнеллер: «Разнообразие «малых форм» впечатляет: у нас есть и классические детские шоу, и «коробочные» варианты, которые можно заказать на день рождения ребенка или на выпускной в школу, и мастер-классы, и настоящие научные эксперименты, которые дети проводят под присмотром преподавателей». Формат научных шоу для любых возрастных групп сейчас крайне популярен — он в тренде, подтверждает Константин Гончаров, руководитель компании «Профессор Звездунов». «Наверное, уже в этом году каждая компания по организации праздников будет иметь в своем арсенале два-три эксперимента и будет называть их научными шоу», — говорит он.

Путешествие из Ростова в Москву

Поначалу Новоселов сохранял чистоту научно-популярного жанра и объяснял зрителям, какой принцип лежит в основе каждого опыта. Однако затем пришло понимание, что это не оптимальный вариант. «Все ждали взрыва, а то, чем он вызван, было уже неинтересно, — вспоминает он. — Людям не нужна наука, им нужно шоу». Тогда вместо ученых он стал выпускать на сцену актеров. «Работать стало намного проще, — признает Новоселов. — Физик мог уехать в лес на неделю и выключить телефон, а выпускник ГИТИСа такой роскоши себе не позволял».

«АртНаука» начала получать стабильно по три-четыре заказа в неделю, а Новоселов предался экспансионистским настроениям. «До этого мы не задумывались о конкурентах: в Ростове-на-Дону соревноваться было не с кем, а о большем мы не думали», — признается он. Анализ показал: в России успешно работает несколько научных шоу для детей — канадская франшиза Mad Science, российское «Шоу профессора Николя» и др., а вот опыты для взрослых еще никто не освоил.

«АртНауку» мы не считаем конкурентом, поскольку действуем в разных сегментах и на разных рынках. У нас по большей части массовый b2c-бизнес, основанный на не самом большом среднем чеке и массовых покупках», — говорит основатель «Шоу профессора Николя» Николай Ганайлюк.

Фото: Олег Яковлев / РБК

Новоселов понял, что можно расширяться. «Если бы этого не сделали мы, точно сделал бы кто-то другой», — уверен он. Осенью 2013 года Новоселов уволился из «Пи Файв», взял 300 тыс. руб., заработанных за год, и отправился в Москву. С рекламным бизнесом он расстался без сожаления. «Ты вылепливаешь для заказчика гармоничного ребенка, а он отрезает ему руки и ноги, красит в синий цвет и говорит, что он хотел именно вот так. И эту кочерыжку ты должен повесить к себе на сайт, залить в портфолио и гордиться», — объясняет свое решение Новоселов. Ростовскую команду он решил с собой не брать — был уверен, что лучше справится в одиночку. Команда продолжила ставить шоу в Ростове-на-Дону, отчисляя бывшему лидеру процент с заработка.

Время для переезда оказалось не лучшим: все ивент-компании как раз заключали новогодние контракты. «Я попытался закинуться в столичные представительства компаний, с которыми работал в Ростове, — бесполезно, — рассказывает Новоселов. — Я думал, что меня примут с распростертыми объятиями, а здесь ни у кого нет времени, чтобы даже с тобой встретиться».

Единственный способ обратить на себя внимание — заставить заказчика самому прийти к тебе, решил Николай и засел за онлайн-маркетинг. Он создал группы в социальных сетях, настроил таргетинг, запустил рекламные рассылки, сверстал каталог.

«АртНаука» в цифрах

200 шоу в год проводит команда «АртНауки»

10 тыс. л жидкого азота в год расходуется в ходе выступлений

80% выручки приносят компании корпоративные заказы, маржа доходит до 80%

45–150 тыс. руб. стоит выступление «АртНауки» на корпоративах и свадьбах

800 руб. — цена билета на семейное шоу «Доктор Фактум»

Источник: данные компании

Лед и пламя

Одним из первых клиентов «АртНауки» после переезда стал ночной клуб из Южно-Сахалинска, потом было два заказа от русских экспатов в Италии, через месяц появились большие бренды с федеральными проектами. Все это время Новоселов работал один — придумывал номера, закупал реквизит, проводил шоу. Как только заказы стали регулярными, он нанял пятерых сотрудников на аутсорсинге, а сам взялся за режиссуру. Шоу становились зрелищнее и «взрослее»: теперь молекулярное мороженое заправляли сиропами для коктейлей, попкорн обливали абсентом, поджигали, а потом тушили жидким азотом.

Выручка «АртНауки» за 2013 год составила 5,4 млн руб., прибыль — 2,7 млн руб. Новоселову стали заказывать индивидуальные программы. Девушкам из L’Oreal, например, он придумал дарить розы, которые потом обливали жидким азотом, бросали на пол и разбивали вдребезги. Для «Билайна» готовили черно-желтое молекулярное мороженое. Особенно дорога Новоселову программа для продвижения утеплителя из базальтовой ваты. По одну сторону щита из сэндвич-панелей с утеплителем поставили Новоселова, по другую — сотрудника «АртНауки» с огнеметом. «Мы поливали пламенем дерево, а оно не горело! Я тоже, к счастью, остался цел», — рассказывает Николай.

Чаще всего аудиторию поражают как раз эксперименты с огнем, говорит Новоселов: «Одно время мы поджигали желающим тыльную сторону ладони — это всегда вызывало wow-эффект. Но после трагедии в «Хромой лошади» все эксперименты с огнем прекратили».

Все ингредиенты для опытов — жидкий азот, перекись водорода, йодид калия — Новоселов закупает на московских заводах. Костюмы и бутафорию ищут в обычных магазинах или заказывают ремесленникам.

В какой-то момент Новоселов решил подружиться с государством и отправился на Селигер. На форуме и фестивале науки он работал бесплатно, зато обзавелся полезными контактами. Ролики с «АртНаукой» вышли на каналах «Россия24» и «Москва24», Новоселов стал постоянным гостем «Доброго утра» на «Первом», принимал участие в съемках сериала «Кухня» на СТС. Но перспектива стать телезвездой его не прельщала: «Телек отнимает кучу сил и времени, а денег почти не приносит». В 2014–2015 годах «АртНаука» побывала на международных фестивалях в Польше, ОАЭ и Китае. Поездка на фестиваль науки в Эмираты, организованный англичанами, например, принесла £15 тыс. прибыли.

Фото: Олег Яковлев / РБК

Большая сцена

Время от времени Новоселову поступали заказы на свадебные и семейные шоу, росло количество запросов из других регионов. Он поручил сотрудникам разработать сценарий свадебного шоу и запустил франшизу. «Все наши проекты-субституты я запускаю в виде внутренних стартапов и отдаю кому-то из сотрудников, чтобы не сойти с ума, контролируя все и сразу», — объясняет предприниматель.

Франшиза «АртНауки» стоит от 300 тыс. до 600 тыс. руб., от 5 тыс. руб. ежемесячно нужно платить в виде роялти. По словам Новоселова, на подготовку франчайзингового пакета и поддержку каждого партнера уходило 200–350 тыс. руб. Партнер получал полный набор реквизита, сценарии для шоу и обучение в Москве. Франчайзинг в этом бизнесе — самая выгодная модель развития, считает Артем Щербатюк, генеральный директор шоу «Наукомания». «Это самый очевидный способ укрепить бренд вне домашнего региона, сбывать собственную продукцию, при этом не тратясь на открытие, содержание и организацию работы филиала», — рассуждает Щербатюк.

Всего Новоселов продал 13 франшиз, сейчас их осталось шесть. Некоторые франчайзи не смогли найти клиентов и переключились на другие виды бизнеса (в Южно-Сахалинске, например, занялись квестами), у некоторых Новоселов выкупил оборудование и материалы обратно и открыл филиалы своей компании. «Самое обидное — это когда воруют те, кого вы рассчитывали сделать партнерами. Несколько потенциальных франчайзи вели переговоры, а в итоге просто «позаимствовали» наше шоу в лучших традициях известной компании Abibas», — смеется Новоселов. В итоге он решил не инвестировать во франчайзинг.

Свадебное шоу сначала задумывалось как бюджетное, которое позволит работать напрямую с заказчиками. Один выезд стоил 17 тыс. руб. — за эти деньги молодоженам показывали 10-минутную развлекательную программу. Но маржинальность таких выступлений была практически нулевой, а конкуренция сильной. Тогда Новоселов поднял ценник «КриоШоу» до 45 тыс. руб. и расширил программу.

Что же касается детской темы, то «АртНаука» вместо привычных мастер-классов делает большие сценические представления. «Дети сегодня хотят быть не как все, и мы придумали героя, который цепляет абсолютное большинство — гений-интроверт. Он знает все на свете, но его никто не понимает», — рассказывает Николай. Так появился Доктор Фактум — детская версия Шерлока Холмса в исполнении Бенедикта Камбербэтча. По сценарию Фактум вместе с помощницей — девочкой-школьницей — разыскивает ее брата, попутно разгадывая загадки злодея-соперника.

Научная экономика

Химия 18+: как заработать на научных шоу для взрослых
Детское шоу гастролирует всего полгода, но Николай возлагает на него большие надежды. «Это вещь, которую можно масштабировать — создать несколько составов и одновременно выступать в разных залах, собирая хорошую кассу», — говорит он. «Формат интерактивных театров сейчас популярен, поэтому спрос на такой вид развлечений однозначно будет. Зрители любят, когда их делают частью представления», — подтверждает Никита Сафонов, главный редактор научно-популярного портала «Футурист».

Сейчас шоу работает по двум разным схемам: либо компания арендует зал и тогда все кассовые сборы забирает себе, либо получает оговоренный процент от продажи билетов, не платя аренду. Это прибыльный бизнес: по словам Новоселова: зал на 600 человек, заполненный на 85%, при цене на билет в 800 руб. дает 456 тыс. руб. выручки. Из них около 200 тыс. руб. уходит на подготовку самого шоу, зарплаты и аренду, 150 тыс. руб. на рекламу. В результате чистая прибыль от полуторачасового выступления составляет около 100 тыс. руб. «Рынок детских развлечений огромен, — считает Михаил Кнеллер. — И если дети будут чуть меньше ходить в кино на шаблонные мультики, а чуть больше на научные программы, общество от этого только выиграет».

2015 год компания Новоселова закончила с 16 млн руб. оборота, за 2016-й выручила 20,3 млн руб., чистая прибыль составила около 3 млн руб. Такого бешеного роста, как в 2013–2014 годах, уже нет, признает Николай. Кризис заставил людей сократить траты на развлечения, появились конкуренты.

80% выручки до сих пор приносят корпоративные заказы, по 6% — работа на свадьбах и роялти от оставшихся франчайзи, 8% — доход от семейного шоу. В планах Новоселова — провезти Доктора Фактума по всем крупным городам России и запускать новые форматы. На подходе «научный балет» — масштабное шоу для взрослых. «Там будет профессиональная балерина, много химии и дыма. Мы планируем соединить хореографию и эстетику науки — получится взрывной микс», — интригует Новоселов.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 18 апреля
EUR ЦБ: 100,28 (+0,34)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
Курс доллара на 18 апреля
USD ЦБ: 94,32 (+0,25)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
В перечень жизненно важных лекарств включили еще пять препаратов Общество, 12:38
Непомнящий вышел в лидеры на турнире претендентов в Торонто Спорт, 12:34
Пожарные третий день борются с огнем в здании биржи XVII века в Дании Общество, 12:25
Упавший накануне в Калужской области аэростат успешно обезвредили Политика, 12:21
«Ъ» узнал причину отказа страховщиков в выплате за разрушение Nord Stream Политика, 12:15
Прокуратура начала проверку после массовой гибели дельфинов в Анапе Общество, 12:12
Прокуратура Германии подтвердила задержание бывшего ополченца ДНР Политика, 12:10
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
В CryptoQuant заявили о рекордном накоплении биткоинов перед халвингом Крипто, 12:10
Вице-канцлер Германии Роберт Хабек прибыл в Киев с необъявленным визитом Политика, 12:05
Мосгорсуд утвердил штраф Макаревичу за отсутствие плашки иноагента Политика, 12:03
Ozon — о влиянии маркетплейса на экономику и корпоративной культуре РБК Компании, 12:00
22 апреля пройдет форум молодых предпринимателей «Создай НАШЕ» РБК Events, 11:53
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим Pro, 11:50
Греция приблизилась к восстановлению экономики до уровня 2009 года Экономика, 11:46