Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Золотой скраб: как студентка заработала 118 млн руб. на продаже косметики

22-летняя основательница компании Helen Gold Елена Золотова заработала 118 млн руб. чистой прибыли в 2015 году, продавая скраб собственного производства через Instagram. Сейчас задача — защитить свой товар от клонов
Основательница компании Helen Gold Елена Золотова
Основательница компании Helen Gold Елена Золотова (Фото: Олег Яковлев / РБК)

«Продавала в диалогах»

Елена Золотова всегда комплексовала по поводу своей внешности — с молодыми людьми она предпочитала общаться в социальных сетях, а не вживую. «Меня смущал желтый цвет зубов, а юношеский максимализм нагнетал огорчение до вселенского уровня», — вспоминает Елена.

Во время учебы по специальности «менеджмент» в Университетском политехническом колледже Санкт-Петербурга Золотова решила эту проблему. «Отбелить зубы у стоматолога не позволял личный бюджет, поэтому я нашла в интернете отбеливающие полоски для зубов, которые, к моему удивлению, хорошо справились с задачей», — вспоминает она. Знакомые Елены также заметили эффект от использования полосок и начали спрашивать, где их можно приобрести.

А Елена с детства любила что-нибудь продавать. Еще в восемь лет продавала попкорн на пляже возле семейной дачи в Минусинске. В подростковом возрасте штудировала популярную бизнес-литературу — книги Кийосаки, Хилла, смотрела видео про предпринимателей на телеканале «Успех».

Осенью 2012 года Золотова одолжила у мамы 4 тыс. руб. и заказала первую партию полосок Crest на eBay. Товар тут же разошелся по знакомым. На вырученные деньги она закупила новую партию. «Продавала «в диалогах, — вспоминает Елена, — через тематические группы и паблики во «ВКонтакте» типа «Секреты красоты» и т.д.» Девушка публиковала фото своей улыбки до и после использования полосок и просила рассказать, как похудеть, взамен обещала объяснить, как отбелить зубы без стоматолога.

«В диалогах» много не продашь, вскоре Золотова нашла куда более простой канал продаж: она создала аккаунт для продажи полосок в Instagram и начала подписываться на других участников соцсети. Обратная связь была феноменальной на контрасте с «ВКонтакте». «Днем и ночью, на учебе и в общественном транспорте я сидела в телефоне и подписывалась на людей в Instagram», — вспоминает Елена. Часть из них заходили на ее страничку, а примерно половина людей покупали полоски. После занятий Золотова развозила доставки. К концу 2012 года студентка зарабатывала на полосках 150 тыс. руб. в месяц. Упаковку полосок она покупала на eBay за 500 руб., а продавала за 1,5 тыс.

Работа начинала ее утомлять, и было не очень понятно, как масштабировать этот бизнес. Елена начала изучать другие сферы: «Рассматривала продажу систем кондиционирования, кофейных автоматов, но в итоге поняла, что ничего в этом не соображаю, а полоски — работающая история, которую нужно развивать».

Весной 2013 года Золотова сняла офис на Фонтанке — небольшое помещение за 20 тыс. руб. в месяц — и начала искать сотрудников. Елена стеснялась и на собеседованиях представлялась наемным руководителем, а не владельцем бизнеса. «Мне тогда казалось, что чем больше работников я найму, тем будет лучше. Сначала наняла четырех девочек, затем еще двух. Сложно было выстроить общение — сотрудницы были старше меня и иногда позволяли себе грубить, заниматься в рабочее время личными делами», — вспоминает Елена. В ответ Золотова вела себя деспотично, например как-то даже составила расписание визитов в туалет. «Я не знала, как себя вести — меня боялись, плакали», — сетует предпринимательница.

Сотрудники создавали новые аккаунты и принимались подписываться в Instagram на всех подряд. Однако весь рабочий коллектив обеспечивал такие же продажи, как Елена в одиночку, — у них был нормированный график и нераскрученные аккаунты.

Поэтому сотрудницы Елены стали предлагать блогерам бесплатно попробовать отбеливающие полоски и оставить отзыв на своей странице. Одним из таких блогеров оказалась участница шоу «Каникулы в Мексике» Амина Андреева. «Девушка опубликовала отзыв ближе к концу рабочего дня. Эффект был невероятный. Мы до поздней ночи принимали заказы», — вспоминает Елена.

Работа со звездами приносила на порядки большее количество заказов, поэтому Елене потребовались более крупные и стабильные поставки полосок. Оборотного капитала у нее практически не было. Золотова нашла импортера и договорилась с ним о поставках с отсроченным платежом на сумму 300–500 тыс. руб. Клиенты же оформляли заказы по предоплате, а вырученные деньги частично шли на рекламу у звезд в Instagram. Таким образом, можно было рассчитывать на быстрый рост без привлечения инвестиций.

Через год Елена открыла представительство в Москве, куда перебралась и сама — доверить московский рынок наемному сотруднику она боялась. К 2014 году выручка проекта составляла 62 млн руб., сейчас продажи полосок приносят Helen Gold около 20% выручки.

Скраб для своих

Осенью 2014 года начал расти курс валют, и в то же время товар часто стали задерживать на таможне. Золотова стала подумывать о собственном производстве внутри страны. Предпринимательница решила попробовать выпускать сухой кофейный скраб, который впервые увидела в той же сети Instagram. «До нас сухой кофейный скраб в России вообще не был представлен», — уверяет Золотова. Елене казалось, что наладить производство будет несложно, а продажи через соцсети она уже поставила на поток. «Были только опасения, что пользователи Instagram будут стесняться публиковать не слишком эстетичные фото себя в темной кофейной смеси. Первые же отзывы развеяли эти страхи — люди не смущаются», — говорит Елена.

Золотова заказала в Австралии натуральный кофейный скраб и стала подбирать его рецептуру. «Мы хотели сделать скраб ничуть не хуже австралийского, а это оказалось совсем непросто. Вообще не было похоже на оригинал ни по консистенции, ни по эффекту», — рассказывает Елена. Помог технолог из Австралии, который стал консультировать начинающего производителя по интернету и разработал рецептуру. Ингредиенты для скраба Helen Gold поступают из США, Израиля, Франции, Бразилии, Таиланда, Кении, России и Украины.

Производство скраба Helen Gold находится в Москве в районе станции метро «Семеновская» на площади 300 кв. м. За аренду Золотова платит 150 тыс. руб. в месяц. Специальные миксеры, купленные на выставке оборудования в Германии за 2 млн руб., готовят из компонентов смесь скраба.

«Из-за задержки с поставкой упаковочной линии мы восемь месяцев фасовали скраб руками. Это было ужасно», — жалуется Елена Золотова. Тем не менее уже через два месяца после старта проекта скраб начал приносить прибыль.

Продвигала скраб Елена так же, как и полоски, — через социальные сети. Завела несколько аккаунтов и стала использовать звезд. Летом 2015 года Золотова потратила 12,5 млн руб. из оборота на запуск упаковочной линии. В общей сложности на запуск производства ушло около 15 млн руб.

Продавать выросшие объемы только в Москве и Санкт-Петербурге было нереально, так что Елена стала строить региональную сеть. К ней начали обращаться девушки, которые так же, как и она, собирались продавать скраб в своих городах через социальные сети, — сейчас у компании уже 150 представителей в регионах России, 23 — в Казахстане и четыре — в Белоруссии. Основная часть — это предприниматели, работающие через социальные сети и небольшие точки в торговых центрах, но также среди представителей компании можно встретить розничные и интернет-магазины, например Limoni в Краснодаре.

После того как Елена наняла менеджера по работе с региональными представителями и сформировала партнерское предложение, от желающих стать дилерами не было отбоя, утверждают в Helen Gold. «По неопытности мы допустили ситуацию, когда у нас на один город насчитывалось пять-шесть дилеров, теснящих друг друга», — признает Золотова.

Ради доставки товара в Москве и Санкт-Петербурге Золотова организовала собственную курьерскую службу, состоящую из 40 сотрудников, среди которых логисты, комплектовщики и курьеры. «Службы доставки не могли предоставить сервис нужного уровня, были лишним звеном между компанией и клиентом и часто задерживали нам перевод полученной после доставки платы за товар», — объясняет Елена. В регионы и ближнее зарубежье скраб отправляют обычной или экспресс почтой.

Оборот компании Золотовой в 2015 году составил 274 млн руб., чистая прибыль — 118 млн руб. при рентабельности продаж, превышающей 40%. Средний чек — 1,3 тыс. руб. (копии накладных есть в распоряжении РБК). 

Нашествие клонов

Появление на рынке новой товарной категории не осталось незамеченным — множество предпринимателей стали тоже выпускать кофейный скраб под своими брендами, например, Riche, Time Health Emotion и Сoffee Skrab. Однако некоторые стали продавать свою продукцию под видом Helen Gold. «Мошенники используют наши фото и отзывы, чтобы обмануть людей. После получения заказов они высылают покупателям вместо заявленного продукта все что угодно, вплоть до детской присыпки и сухого молока», — возмущается Золотова.

В «Хелен Голд» пытаются с этим бороться: публикуют ссылки на паблики с поддельной продукцией, фото результатов ее применения, ввели маркировку оригинальными голограммами, но помогает все это слабо.

В феврале 2016 года ООО «Верона» из подмосковных Мытищ изменило название на ООО «Хелен Голд». Свое ООО «Хелен Голд» Елена Золотова зарегистрировала в Санкт-Петербурге в августе 2015 года.

Ранее, в конце 2015 года, генеральный директор ООО «Верона» Александр Красовский подал заявки в Роспатент на регистрацию товарных знаков Helen Gold и Skrab. Реквизиты ООО «Хелен Голд» из Мытищ указаны на сайте, где предлагается к продаже скраб в визуально похожих упаковках и по такой же стоимости, как в компании Елены Золотовой. На этом же сайте до недавнего времени было написано: «Помните, если вы осуществляете торговлю продукцией под брендами Skrab и Helen Gold, не имея при этом заключенного с нами договора, вы нарушаете наши права на запатентованный товарный знак. Что в случае обращения нами в соответствующие инстанции влечет ответственность в соответствии с ГК РФ ст.1515, УК РФ ст.180».

Это неправда. «Товарным знаком пока никто не владеет. Есть два продукта с одинаковым названием, один производится в России, а другой в Австралии. Наш — в Австралии. У нас больше прав на марку Skrab, а у противоположной стороны больше прав именно на марку Helen Gold в силу того, что они юридическое лицо ООО «Хелен Голд» зарегистрировали первыми», — говорит Александр Красовский. После беседы с корреспондентом РБК Красовский удалил предупреждение об уголовной ответственности со своего сайта.

В компании Золотовой сообщают, что отправили в ООО «Хелен Голд» претензию о фирменном наименовании и готовятся судиться. Впрочем, далеко не факт, что Елене удастся отстоять права на свой бренд — он нигде не зарегистрирован. «Когда мы обращались в компании, которые занимаются услугами патентования, то всегда получали ответ, что наши торговые марки не могут быть охраняемы законом, их невозможно зарегистрировать, поэтому соответствующую заявку мы не подавали. Этим и воспользовались люди в Мытищах», — говорит Елена.

«Право на наименование юридического лица в случае возникновения спора выигрывает компания, которая раньше зарегистрировала юрлицо, — говорит юрист коллегии «Николаев и партнеры» Василий Моисеев. — Что касается самого товарного знака, то если его регистрация еще не произошла (а это можно узнать через патентных поверенных), необходимо вмешиваться в процесс. Можно писать письма в Роспатент о том, что заявители на товарный знак скопировали вашу визуализацию и пытаются выдать себя за вас. Как правило, такие письма являются довольно действенными, и Роспатент может отказать в регистрации товарного знака этой компании». Заведующий отделением товарных знаков и промышленных образцов Федерального института промышленной собственности Роман Захаров это подтвердил: даже если Красовскому удастся зарегистрировать товарный знак Helen Gold, Золотова может подать возражение в Роспатент и оспорить регистрацию. А зарегистрировать бренд Skrab вообще не получится, так как это обозначение товарной категории.

Несмотря на проблемы с двойниками, Золотова собирается расширять линейку натуральной косметики собственного производства за счет средств по уходу за волосами и лицом — это маски, кремы, шампуни. Их вполне можно выпускать на небольшом ремесленном производстве, а главное, канал продаж через Instagram работает без сбоев.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 14 декабря
EUR ЦБ: 109,01 (-1,47)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
Курс доллара на 14 декабря
USD ЦБ: 103,43 (-0,52)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
На прямую линию Путина поступило более 1 млн вопросовПолитика, 00:30
Суд в Швейцарии заявил о возможности закрыть дело против дяди АсадаПолитика, 00:03
Эксперты спрогнозировали рост ключевой ставки до нового рекордаФинансы, 00:00
Генштаб ВСУ назвал «самое горячее» направление боевПолитика, 15 дек, 23:43
В Калининградской области объявили свободное посещение школ из-за штормаОбщество, 15 дек, 23:20
ТАСС узнал, какой груз перевозили танкеры в Керченском проливеОбщество, 15 дек, 22:51
Российскому политологу Миграняну запретили въезд в АрмениюПолитика, 15 дек, 22:38
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Polskie Radio узнало о первых санкциях ЕС за «гибридные действия» РоссииПолитика, 15 дек, 22:25
Пушилин заявил о 200 запертых в «кармане» у села в ДНР украинских военныхПолитика, 15 дек, 22:07
Франция возобновит дипломатические контакты с Сирией спустя 12 летПолитика, 15 дек, 22:02
МЮ забил два гола за две минуты и вырвал победу у «Манчестер Сити»Спорт, 15 дек, 22:00
Российские пловцы завершили ЧМ победой в эстафете с мировым рекордомСпорт, 15 дек, 21:54
Власти французского острова Майотта после урагана допустили тысячи жертвОбщество, 15 дек, 21:54
WSJ узнала о планах выпуска Apple складных и более тонких iPhoneТехнологии и медиа, 15 дек, 21:41