Перейти к основному контенту
На старте ,  
0 

Движением руки: как Surfancy хочет заработать на виртуальной реальности

Выпускники МИЭТа придумали, как извлечь деньги из любой поверхности, превратив ее в сенсорный экран
Дмитрий Литманович
Дмитрий Литманович (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Братья Дмитрий и Андрей Литмановичи больше десяти лет занимались сенсорными экранами и создали простое устройство Surfancy стоимостью $1 тыс., способное превратить в сенсорный экран любую поверхность шириной в несколько метров. Их стартап, ключевыми клиентами которого могут стать ретейлеры и рекламные агентства, уже привлек инвестиции у сингапурского венчурного фонда. В 2015 году братья готовятся продать до 8 тыс. устройств, заработав на эт​​​ом более $4 млн.

Виртуальность где угодно

По данным американской исследовательской фирмы InfoTrends, компании, использующие интерактивные дисплеи для оформления своих витрин или как носитель наружной рекламы, увеличивают известность своего бренда на 48%, объемы продаж – на 32%, а среднюю сумму чека – на 30%. Но широкоформатные экраны для интерактивных витрин и видеостен – удовольствие не из дешевых, их цена может достигать сотен тысяч долларов. Инженеры из Зеленограда, братья Андрей и Дмитрий Литмановичи, и их однокурсник Бахит Алиев создали систему Surfancy (от анг. Surface fancy – причудливая поверхность), которая способна «научить» любую поверхность «откликаться» на действия пользователя. Ее размеры могут достигать 1х5 м, цена при этом – в пределах $1 тыс. за шт.

Что такое Surfancy

Еще студентами Московского института электронной техники (МИЭТ) Андрей и Дмитрий Литмановичи работали над защитой сенсорных экранов платежных терминалов и игровых автоматов. В итоге инженеры создали собственную технологию. Устройство Surfancy состоит из двух вертикальных планок-излучателей. Между планками, расставленными на расстоянии до 6–8 м, возникает видимое глазу поле толщиной 5–10 мм. Идентификация прикосновения происходит за счет того, что микрокомпьютер «видит» пересечение сенсорной плоскости пальцами и определяет координаты образующихся от них полутеней. При установке планок не надо точно вымерять их положение, достаточно поставить их друг напротив друга, поэтому Surfancy может работать с поверхностью любого типа или вообще без поверхности. Например, на основе этой технологии можно сделать интерактивную торговую полку. Surfancy может воспроизводить аудио и видео, показывать изображения и запускать сторонние приложения (например игры) – в этом режиме система начинает работать как мультитач-скрин.

«Геймификация и интерактивность уличной рекламы обеспечивает ей большую привлекательность и эффективность», – рассказывает РБК Дмитрий Литманович. В качестве примеров он приводит Nike, которая в рамках своей кампании предложила прохожим измерить «силу» прыжка и затем сохранить результаты, Diesel, которая дала возможность проходящим мимо витрины изменить «погоду» за окном виртуального дома, и Сбербанк, предложивший посетителям одного из своих отделений «разморозить» окно, чтобы заглянуть в теплую комнату.

Создатели Surfancy считают, что их технология будет в первую очередь востребована для уличных рекламных кампаний. Системы, существующие на рынке сейчас, не столь прочны: резистивные экраны недолговечны из-за быстрого выхода из строя пленки и небольшого «времени жизни» каждой точки, а емкостные и проекционно-емкостные чувствительны к температуре.

По словам создателей технологии, у Surfancy нет этих недостатков, система позволяет осуществлять контакт с пользователем сквозь прозрачное стекло. Электронно-оптическая часть Surfancy размещается с обратной стороны стекла, а два отражающих элемента – снаружи. То, что устройство находится внутри, повышает противовандальную безопасность. Кроме того, такое решение не требует изменения первоначального формата и дизайна витрины. Surfancy может работать автономно на литий-ионных аккумуляторах (до 12 часов в активном режиме и до 48 часов – в спящем), связываясь с пользовательским компьютером по Bluetooth. Но основным преимуществом, по мнению создателей технологии, остается гибкость в использовании и универсальность: при «закрепленной» высоте витрины (до 1 м) ее длину можно легко изменять.

Surfancy в цифрах

5–10 мм составляет толщина сенсорного поля, создаваемого Surfancy

От 50 до 100 измерений в секунду Surfancy проводит, чтобы определять положение пальцев

6–8 метров может достигать длина сенсорного поля

$1 тыс. будет стоить устройство для участников рынка рекламы, на который первоначально
выйдет стартап

В $100–150 устройство обойдется обычным пользователям

$4,2 млн дохода создатели Surfancy ожидают к концу года

$85 тыс.​ стартап привлек в качестве инвестиций

Источник: данные компании

Звонок из Сингапура

Летом 2013 года Литмановичи представили свою разработку в рамках программы «Зворыкинский проект». На технологию обратил внимание российско-сингапурский акселератор стартапов HaxAsia, проект получил от него финансирование в размере 35 тыс. сингапурских долларов (венчурный партнер HaxAsia Валентин Бутюгин уточнил РБК, что Surfancy было предоставлено финансирование в эквиваленте 1,3 млн руб.). Еще $50 тыс., по словам Дмитрия Литмановича, предоставило агентство по развитию при Минсвязи Сингапура – Media Development Authority. Для продвижения на международных рынках в мае 2014 года братья Литмановичи и Бахит Алиев на паритетных началах создали в США компанию SensArt Technologies. В ближайшие месяцы SensArt будет вести испытания технологии в одном из магазинов Сингапура. Сейчас, по словам основателей, компания ведет переговоры с несколькими венчурными фондами о привлечении $200 тыс. в обмен на 10% компании – эти деньги нужны для запуска массового производства на одном из зеленоградских заводов.

На деньги, полученные от первых инвесторов, в 2014 году Surfancy произвела пилотную партию устройств. Первые два были поставлены родному МИЭТу, несколько тестовых устройств Surfancy также продала рекламным компаниям. Пока в общей сложности на продажах стартап в 2014 году заработал около $20 тыс. Одновременно компания собирает предзаказы на своем сайте. Ориентировочная цена системы высотой 1 м составляет около $1 тыс. В эту цифру входит лицензия на стандартный функционал системы. За возможность сбора статистики и просмотр тепловой карты придется доплачивать отдельно. Для типовой версии Surfancy чистая рентабельность от продаж составит не менее 30%, говорит Дмитрий Литманович. По его словам, с момента запуска владельцы Surfancy получили около 300 предзаказов на Surfancy, подавляющее большинство – от b2b клиентов-рекламных компаний.

Для выхода на операционную рентабельность, по словам Литмановича, стартапу нужно продать в 2015 году 1 тыс. устройств, но рассчитывает он продать 6 тыс. устройств в b2b-сегменте и еще 2 тыс. устройств – частным клиентам. Выручка за 2015 год в случае успеха этого плана должна составить $4,2 млн (без учета колебаний курса). В России, по словам Литмановича, у Surfancy уже появился первый крупный клиент: достигнута предварительная договоренность о поставке около 1 тыс. устройств одному из сотовых операторов «большой тройки» (какому именно, компания не раскрывает), который хочет установить системы в точках продаж.

Домашняя виртуальность

В Surfancy думают, что сенсорная поверхность будет интересна не только рекламистам, но и частным пользователям. Основатели стартапа планируют сделать беспроводную версию Surfancy с упором на работу в мобильных приложениях и использование интерактивной стены. С такой стены в доме или в офисе (ей станет любая поверхность с наклеенными стикерами или рисунками в сенсорной зоне) можно будет установить статус в соцсетях, найти телефон в адресной книге, управлять плеером и т.д. Адаптация устройства для «квартирного» использования обойдется в $50–100 тыс., продавать адаптированную версию в рамках краудфандинга они планируют по $80 (она будет меньше и включать не все первоначально заложенные функции), ее розничная цена может составить $100-150. Дмитрий Литманович признает, что выход на «домашнего» пользователя преследует скорее маркетинговые, чем коммерческие цели: на этом рынке Surfancy будет конкурировать с такими популярными устройствами, как Kinect и Leap Motion.

Управляющий партнер фонда TMT Investments Артем Инютин советует создателям Surfancy не распыляться. «Если все те технические данные, про которые заявляют в Surfancy, реально выполняются, то это интересное технологическое решение, – заявил он РБК. – В b2b-сегменте есть огромное количество устройств и секторов, где технологию можно применить. В b2c-сегменте я не вижу таких больших перспектив. Мощные компании, работающие на этом рынке, вполне могут сами разработать подобную же технологию, завоевывать этот рынок Surfancy будет крайне сложно и капиталоемко».

Как привлечь пользователя

Потенциальным клиентам Surfancy нравится разработка выпускников МИЭТа​. «Учитывая низкую стоимость решения, это может разнообразить имеющиеся сейчас на рынке технологии», – считает Михаил Батуев, начальник управления перспективных проектов Альфа-банка. Вилли Крючков, директор по маркетингу розничной сети по продаже электроники «Ноу-Хау», считает, что технологии, подобные Surfancy, расширяют возможности самостоятельных покупок в магазинах.

Заместитель директора по наружной рекламе агентства «Соde of Trade» (входит в группу BBDO) Маргарита Даркина называет технологию Surfancy «довольно интересной и инновационной», но отмечает, что востребованной она будет только при условии растущего рынка. «Из-за высокой стоимости технология не сможет пользоваться спросом в массовом ритейле, но теоретически вполне может заинтересовать рекламодателей, «заточенных» под инновационные решения и уникальные проекты — например, представителей IT и телекома».

Михаил Раяк, исполнительный директор НКО «Фонд предпосевных инвестиций», отмечает, что главная проблема, с которой столкнется Surfancy, – это привлечение внимания пользователя. «Мы видим много попыток внедрить интерактивные технологии в торгово-развлекательных центрах, тем не менее массовым хай-тек так и не становится, – отмечает эксперт. – Основная проблема не в технической реализации интерактивности, а в привлечении к ней проходящего мимо человека. Что побудит его начать взаимодействие? На этом «прокалывались» многие, начиная с интерактивного магазина продуктов в метро на стенах в Японии, заканчивая небезызвестным DisplAir [российский стартап, развивающий «воздушный» безэкранный дисплей, который так и не вышел в серийное производство]. До конца не понятны алгоритмы взаимодействия с адресатом».

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Инвестиции"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 24 апреля
EUR ЦБ: 99,56 (+0,2)
Инвестиции, 23 апр, 16:46
Курс доллара на 24 апреля
USD ЦБ: 93,29 (+0,04)
Инвестиции, 23 апр, 16:46
В Одессе нанесли удар по месту хранения автомобилей Политика, 11:53
Почему Китай переходит на «экономику для пожилых» — The Economist Pro, 11:48
Прокуратура Молдавии назвала детали уголовного дела против главы Гагаузии Политика, 11:46
Украинская фигуристка опровергла свои слова про дочь Тутберидзе Спорт, 11:42
Мэрия выставит на торги три земельных участка в Новой Москве Город, 11:39
Хинштейн заявил о риске депортации воевавшего в ДНР добровольца из Сербии Политика, 11:36
Mercedes-Benz официально представил электрический G-Class. Фото Авто, 11:21
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Шайба российского хоккеиста вошла в десятку лучших в сезоне НХЛ Спорт, 11:17
В США начали обсуждать охрану Трампа в тюрьме Политика, 11:04
«Поставщики на пределе». Почему ЕС не может отказаться от российского СПГ Pro, 11:04
Кадры ареста фигуранта по делу замминистра обороны Иванова. Видео Общество, 10:58
Тренер фразой «не в своей тарелке» оценил игру Овечкина в плей-офф НХЛ Спорт, 10:57
Лаконичность и экологичность: три стиля сервировки пасхального стола Стиль, 10:56
Замминистра обороны Иванов не признал вину в получении взятки Политика, 10:54