Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

На чужих двоих: как моторикши «вывезли» самый дорогой стартап Индонезии

Основатель оцениваемого в $5 млрд агрегатора Go-Jek Надим Макарим цивилизовал черный рынок пассажирских перевозок с помощью мобильного приложения. Понимание местной специфики помогло ему отстоять рынок от конкурентов — Uber и Grab
Надим Макарим
Надим Макарим (Фото: Dimas Ardian / Bloomberg)

Пока на Западе Uber сталкивается с законодательными ограничениями, продолжатели его дела стремительно развивают бизнес в странах третьего мира. Хорошим примером служит самый дорогой стартап Индонезии Go-Jek — агрегатор услуг моторикш, через него в стране работают около 1 млн владельцев мотороллеров и мотоциклов. В августе компания выходит в две другие страны Юго-Восточной Азии — Вьетнам и Таиланд. 34-летний основатель Go-Jek Надим Макарим не только внес вклад в легализацию рынка услуг моторикш, который в стране еще недавно был совершенно черным, но и сумел сделать индонезийскому потребителю более ценное предложение, чем его основные конкуренты Uber и малайзийский Grab.

Быстрее автомобиля

Надим Макарим родился в 1984 году в семье известного в Индонезии общественного активиста. Отец будущего предпринимателя ​Ноно Анвар Макарим настоял, чтобы сын после школы продолжил образование в США, где когда-то учился сам. Получив диплом специалиста по международным отношениям в Брауновском университете (штат Род-Айленд), Макарим-младший в 2006 году вернулся в Джакарту в качестве консультанта McKinsey.

Компания предоставила 22-летнему специалисту автомобиль с личным водителем, но очень скоро молодой человек понял, что будет то и дело опаздывать в офис, если не сменит средство передвижения: ему все чаще приходилось прибегать к услугам моторикш. Эти частники — самый доступный вид городского транспорта в Индонезии: они не только дешевле, чем обычное такси, но и гораздо расторопнее. В таких городах, как Джакарта, Бандунг и Джокьякарта, моторикши позволяют пробираться через километровые пробки, а в небольших городках движутся по узким дорожкам, где не всегда проедет автомобиль. В одной лишь Джакарте, которая, по данным отдельных исследований, считается самым перегруженным автотранспортом городом мира, двухколесного мототранспорта почти втрое больше, чем машин, — 15 млн против 5,2 млн. Большинство этих мотоциклов и мотороллеров принадлежат моторикшам, лишь 18% жителей пригорода пользуются общественным транспортом.

Бизнес моторикш никак не регулируется государством: это занятие официально не считается профессией и не облагается налогами. Никто не гарантирует и качества услуг: моторикши часто становятся участниками ДТП, а порой и грабят пассажиров. Для экспатов образ моторикши был пугающим — те то и дело пытались «развести» иностранцев, предлагая им завышенные цены по сравнению с тарифом для соотечественников. Многие иностранные компании, у которых есть офисы в Индонезии, официально запрещали своим сотрудникам пользоваться услугами моторикш. «В те времена многие не верили, что моторикши могут стать профессионалами, которым можно доверить свою жизнь», — вспоминает Макарим.

Сам Надим продолжал ездить на моторикшах в офис и не переставал удивляться, насколько неэффективно налажена их работа: примерно три четверти своего рабочего дня водители просто болтают где-нибудь в тени, ожидая, пока к ним обратится пассажир. Именно эта неэффективность побудила Макарима задуматься о собственном бизнесе: в 2010 году он открыл в Джакарте кол-центр и собрал в единую такси-службу Go-Jek 20 водителей, которых соблазнил тем, что в день им удастся перевозить в полтора-два раза больше клиентов, чем обычно.

Однако бизнес развивался небыстро. Очень скоро Макарим понял, почему в индонезийской столице почти не было аналогичных такси-служб: их выдавливали с рынка сами моторикши. В большинстве районов столицы были «свои» водители, которые застолбили за собой право возить живущих здесь горожан и к чужакам, пытавшимся заниматься извозом на их территории, относились очень агрессивно. Многие из них были, однако, не прочь работать с кол-центром, который позволил бы увеличить число заказов; но Макарим не видел, как можно эффективно контролировать работу множества частников, живущих в разных районах мегаполиса.

Фото: Dimas Ardian / Bloomberg

В 2011 году Надим стал главой индонезийского отделения немецкой инвестиционной компании Rocket Internet. Работая здесь, он понял, что использование онлайн-сервисов — ключ к быстрому масштабированию проектов. В компании часто обсуждалась бизнес-модель Uber, позволявшая агрегировать услуги индивидуальных поставщиков. Сервис, запустившийся в 2010 году в Сан-Франциско, еще не пришел в Азию, и Макарим задумался: что если перестроить свою такси-службу по образу и подобию этого стремительно растущего стартапа?

В том, что такая модель окажется перспективной, его убеждал и другой пример: запущенный в 2012 году в Малайзии агрегатор Grab, клон Uber, всего за год вышел на рынки Сингапура и Филиппин и работал уже в нескольких десятках городов. Одним из его основателей был однокурсник Макарима по Гарвардской школе бизнеса Энтони Тан. Grab работал с обычными такси, но Надим уже имел опыт переговоров с моторикшами и был уверен, что многие из них согласятся работать по той же модели. Макарим нанял программистов, которые сделали приложение, позволяющее агрегировать услуги моторикш. В начале 2014 года агенты принялись вербовать водителей.

Как это работает

По своему функционалу сервис Go-Jek очень похож на Uber за тем исключением, что поездки осуществляются на моторикшах, а не автомобилях. Чтобы начать работу через приложение, каждый водитель должен предоставить агенту компании копии своей ID-карты (она служит гражданину Индонезии вместо паспорта), прав и документов на транспортное средство. Чтобы выделить своих водителей из общей массы моторикш, компания выдает им зеленые шлемы и куртки с логотипами. После окончания поездки пользователь может оценить работу водителя и отправить краткий комментарий. Go-Jek отключает от системы тех водителей, кто регулярно ездит на красный свет или грубит пассажирам. По желанию клиентам предоставляются медицинская маска, защищающая от городского смога, и накидка от дождя. Через приложение можно не только вызвать моторикшу, но и заказать еду, а также выбрать в онлайн-магазине и доставить в офис или по месту жительства сотни товаров.

Проверки на дорогах

Надим Макарим оказался прав: в январе 2015 года с агрегатором сотрудничали уже около 500 водителей, и до конца года их число ежемесячно увеличивалось в полтора раза. Ежедневные заработки у многих подключившихся к сервису удвоились, а у самых востребованных выросли в три-четыре раза, от $3,5 до $11–14 в день. Из заработанных водителями денег компания забирает 20% комиссии.

Но довольны оказались далеко не все: как это часто бывает с агрегаторами такси-услуг, вскоре Go-Jek столкнулась с активным сопротивлением тех рикш, кто не хотел отдавать компании рынок. Частники то и дело мешали водителям, работающим через приложение Go-Jek, забирать пассажиров на улицах, которые считали своими. А летом 2015 года в Джакарте прошли массовые протесты рикш против Go-Jek.

Фото: Darren Whiteside / Reuters

Среди мотивов протестов против агрегатора был не только страх, что единая такси-служба отберет клиентов, но и недовольство конкретными условиями работы, которые предлагала Go-Jek​. Например, водителей возмущали возрастные ограничения: работать через сервис могут только те, кто не достиг 55 лет (а многие моторикши именно люди в возрасте и не могут найти другую работу). Раздражало требование предоставить документы на транспортное средство — очень многие покупали свои мотоциклы через третьи руки. Наконец, был и мотив, связанный с религией. В священный для мусульман месяц рамадан, когда многие жители окрестных городков и деревень начинают съезжаться в Джакарту на уличные празднества, моторикши традиционно взвинчивают цены в разы. Стараясь подчеркнуть уважение к самой распространенной религии страны, Go-Jek в рамадан устанавливает жесткий тариф — 10 тыс. индонезийских рупий ($0,75) за любую поездку по городу.

Протесты сошли на нет во многом благодаря тому, что большинство водителей начали сотрудничать с сервисом. Но вскоре Go-Jek столкнулась с другой проблемой: привлекательность индонезийского рынка быстро оценили конкуренты. В 2014 году в стране заработала Uber, предложив перевозки по столице с помощью обычных автомобилей. Летом того же года в Джакарту пришла Grab, которая сперва предлагала услуги обычных такси, а затем стала вовлекать и моторикш, не стесняясь копировать опыт Go-Jek (конкурент даже одел своих водителей в похожие зеленые куртки и шлемы). При этом Grab отчаянно демпинговала: установила стабильный тариф — $0,35 за любую поездку в черте города.

Поставить все на Джакарту

В ответ на появление конкурентов Макарим начал добавлять в функционал приложения новые опции — доставку еды, заказ товаров в интернет-магазинах и курьерские услуги. К настоящему времени в партнерскую сеть Go-Jek входят 125 тыс. поставщиков готовой еды, продуктов и бытовых товаров в 50 городах Индонезии, а также 30 тыс. поставщиков других услуг.

Фото: Beawiharta / Reuters

В августе 2016 года компании удалось привлечь $550 млн от нескольких венчурных фондов, среди которых были американский Sequoia Capital и DST Global, созданный российским предпринимателем Юрием Мильнером. Инвестиционный раунд превратил Go-Jek в первый в истории страны стартап, чья оценочная стоимость превысила $1 млрд.

Эти деньги Макарим вложил в запуск нескольких новых сервисов. Крупнейшим из них стала интегрированная в приложение Go-Jek платежная система Go-Pay. По данным на октябрь, на ее долю приходится около 30% всех онлайн-платежей в Индонезии. Через приложение теперь можно покупать билеты на развлекательные мероприятия, заказывать лекарства в аптеках, вызывать на дом профессиональных массажистов, оплачивать ЖКХ.

В июне прошлого года Макарим заявил, что в Индонезии Go-Jek победила Grab и Uber. По его словам, компания контролирует около 50% рынка такси-агрегаторов и 95% рынка онлайн-заказов еды. Общедоступных исследований этого рынка в Индонезии не существует, но данные о числе водителей, с которыми сотрудничают конкурирующие сервисы, в целом подтверждают лидерство Go-Jek. Через приложение компании сейчас работают около 1 млн моторикш, через приложение Uber, по данным на март, — всего 20 тыс. водителей, а с сервисом Grab во всей Юго-Восточной Азии сотрудничают 1,3 млн человек, но около 90% из них — это владельцы автомобилей за пределами Индонезии.

Макарим отмечает, что ему помогла правильно выбранная стратегия: предприниматель не стал, как Grab, запускать сервис сразу в нескольких странах Юго-Восточной Азии, а сосредоточился всего на одной, зато самой густонаселенной. Кроме того, он не только облегчил жителям перегруженной транспортом столицы возможность передвигаться по городу, но и сократил саму их потребность в этом — компания сыграла ведущую роль в развитии сервисов доставки.

Конкуренты, не осознавшие национальной специфики и предлагавшие индонезийскому потребителю те же услуги, что и в других странах, в борьбе за рынок проиграли. В апреле стало известно, что Grab собирается приобрести весь бизнес Uber в Юго-Восточной Азии в обмен на передачу конкуренту 27,5-процентной доли в своей компании. На рокировке настояли общие акционеры двух компаний: за четыре года Uber так и не смогла выйти на прибыль в регионе, и они решили передать ее бизнес Grab, которая лучше ориентируется в местных реалиях. Однако сделка до сих пор не состоялась и даже может быть отменена.

Зато Go-Jek, опробовав у себя на родине целый спектр сервисов, связанных с курьерской доставкой, наконец сочла себя готовой к выходу на рынки соседних стран. Весной прошлого года компания стала первым в стране «единорогом» — стартапом, чья капитализация оценивается в $1 млрд (к настоящему времени помимо Go-Jek в Индонезии есть три других «единорога»; самый дорогой из них, туристический сервис Traveloka, оценивается в более чем $2 млрд). В июле прошлого года компания провела очередной инвестиционный раунд, сумев привлечь $1,2 млрд, бóльшую часть из которых вложил китайский ИT-гигант Tencent. А в феврале, когда Go-Jek привлекла более $1,5 млрд от нескольких инвесторов, в том числе от Google, ее оценочная стоимость превысила $5 млрд. Часть этих денег компания потратит на международную экспансию: после запланированного на август выхода во Вьетнам и Таиланд она собирается предложить свои услуги в Сингапуре и на Филиппинах.

Надим Макарим
Надим Макарим

На родине компания спешит закрепить свои позиции в качестве ИT-холдинга, предлагающего индонезийцами широкий спектр услуг. В первой половине года Go-Jek приобрела три крупные и известные в стране финтех-компании — ведущего оператора офлайн-платежей Kartuku, платежный шлюз Midtrans и сеть взаимного кредитования Mapan (суммы сделок не раскрываются). «Я надеюсь, что Go-Jek будет у всех на устах еще 10–20 лет, о ней будут говорить как о компании, доказавшей, что технологии — ключевой фактор для прыжка на следующую ступень социальной эволюции», — отмечает Макарим.

Так говорит Надим Макарим

«У вас могут украсть идею, но никто не украдет вашу способность воплотить ее в жизнь».

«Часто ключ к успеху не в том, чтобы научить людей чему-то новому, а в том, чтобы оптимизировать то, чем они занимаются каждый день».

«Технологии сильнее меняют общество, чем политика государства».

«Самое главное качество предпринимателя — смелость, а не ум. Настоящий предприниматель согласится скорее истечь кровью, чем отдать рынок иностранному конкуренту».

«Чем выше ваш пост и крупнее ваша компания, тем больше людей опасаются высказать вам, что они на самом деле думают. Вот почему так важно окружать себя теми, кто может сказать тебе нет».

​Источники: detik.com, ziliun.com, business-standard.com

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Такси"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 25 апреля
EUR ЦБ: 98,91 (-0,65)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
Курс доллара на 25 апреля
USD ЦБ: 92,51 (-0,79)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
Суд отправил в СИЗО третьего фигуранта дела бывшего замминистра обороны Политика, 09:13
В Москве из-за репетиций парада к 9 мая перекроют несколько улиц Общество, 09:10
Самолеты на фритюре: как экотренд навредил рынку продуктов питания Pro, 09:07
Доступ к станку: почему растет рынок лизинга Дискуссионный клуб, 09:00
Минздрав убрал антибиотики и гормоны из стандарта лечения ОРВИ Общество, 08:56
В центральной Украине прогремели взрывы Политика, 08:50
Метод «лишь бы продать» устарел. Следите за дебиторской задолженность Pro, 08:47
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Посольству России запретили возложить венки к «Духу Эльбы» в США Политика, 08:40
Суд не увидел вброса бюллетеней на видео с женщиной на коленях у урны Политика, 08:38
Оставить ли Слишковича тренером «Спартака»? Мнения специалистов Спорт, 08:30
Матвиенко исключила «закручивание гаек» в России Политика, 08:25
Движение автомобилей по Крымскому мосту временно перекрыли Политика, 08:14
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 08:13
В Москве на майские праздники парковку сделают бесплатной Общество, 08:08