Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Свое дело ,  
0 

Изобрести велосипед: как предприниматели зарабатывают на сайкл-студиях

Сайкл-студии, предлагающие групповые тренировки на велотренажерах, набирают популярность за рубежом, в Москве и российских регионах. Как открыть такое заведение и сколько на нем можно заработать?
Олег Рудаков, студии Rock The Cycle
Олег Рудаков, студии Rock The Cycle (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Специализированные фитнес-студии — один из наиболее перспективных сегментов российского рынка фитнес-услуг. По прогнозам «РБК.Исследования», расти этот сегмент будет значительно быстрее рынка в целом, и по итогам 2018 года его объем составит 9,6 млрд руб. По мнению авторов исследования, способствовать этому будет растущий интерес к новым видам фитнеса среди потребителей и малое насыщение отечественного рынка современными студиями. Среди перспективных форматов: сайкл-студии, предлагающие групповые тренировки на велотренажерах, студии mind & body, где занятия, как правило, с элементами йоги, направлены на улучшение физических показателей и на достижение душевного равновесия, и др.

Только в столице за последние два года открылось несколько сайкл-проектов — Rock The Cycle, Velorace, Velobeat, Boom Cycle и др. Тренд пошел и в города-миллионники — подобные студии появились в Санкт-Петербурге (филиал Rock The Cycle), Екатеринбурге («Выкрутасы»), Тюмени (Strelka Cycle), Нижнем Новгороде (Ride Baby).

Создать сайкл-студию обойдется дешевле, чем привычный фитнес-клуб, но и удержать клиентов сложнее — в отличие от привычных фитнес-клубов люди не готовы покупать годовые абонементы, предпочитая оплачивать лишь несколько тренировок. Как устроен этот бизнес и каковы ключевые риски, РБК рассказали представители трех сайкл-проектов.

Уральский первопроходец

«Я всю жизнь работала безостановочно, и весной 2014-го мне просто захотелось сделать перерыв — полноценно отдохнуть впервые за много лет», — вспоминает 44-летняя екатеринбурженка Елена Бондарева. Выпускница факультета международных экономических отношений УрГЭУ​ работала операционным директором в кадровом агентстве Adecco Group Russia, но решила изменить свою жизнь и уволилась.

Елена Бондарева, «Выкрутасы»
Елена Бондарева, «Выкрутасы»

Бондарева стала активно тренироваться в местном фитнес-клубе сети World Class, где после очередных клубных соревнований ей предложили подготовиться к соревнованиям по триатлону. «Пока я часами крутила сайкл, голова моя была пуста и требовала информации, — вспоминает Бондарева. — Я начала очень много читать про триатлон. Наткнулась на американскую студию SoulCycle и сначала даже не поняла, почему такого до сих пор нет в России». Взяв за основу расписание американских сайкл-студий (восемь групповых занятий в день), она составила бизнес-план. Нужно было приобрести 21 тренажер — Бондарева рассчитывала, что вложения окупятся всего за два года. Все вышло иначе.

Найти оборудование у российских поставщиков в декабре 2014 года было трудно. «Тогда никто не понимал, по какому курсу покупать и продавать оборудование, — уверяет Бондарева. — По счастливой случайности муж моей давней знакомой вез в Россию из Америки партию сайклов марки Star Trac. Это была практически уникальная возможность купить их по курсу 50 руб. за доллар». На приобретение 21 велотренажера Бондарева потратила около 2 млн руб. Еще около 7 млн руб. ушло на ремонт помещения площадью 300 кв. м в центре Екатеринбурга, разработку сайта и подключение к системе Spivi — она позволяет выводить на два больших экрана изображение велогонки, где каждому клиенту в зале соответствует определенный аватар. Инвестиции — личные средства Елены и ее мужа Дмитрия Бондарева, гендиректора и издателя газеты «АиФ-Урал».

В сентябре 2015 года студия «Выкрутасы» открылась, но ажиотажа не вызвала. «Моя ошибка была в том, что я недооценила вложения в маркетинг и рекламу, — признается Бондарева. — Люди еще не знали, что такое сайкл, и тем более не понимали, как тренировка может быть развлечением. Мы тратили на рекламу не больше 15–20 тыс. руб. в месяц, из-за чего людей к нам шло намного меньше, чем мы ожидали».

Первые месяцы студия «Выкрутасы» работала в убыток — ежедневно тренироваться приходили всего по десять человек. В 2016 году выручка составила около 3,5 млн руб. В плюс удалось выйти только в 2017-м: оборот достиг 4,4 млн руб., прибыль — около 200 тыс. руб. «Сложно завлечь людей, а еще сложнее их удержать. В среднем клиенты занимаются три-четыре месяца, это почти в два раза меньше, чем в Америке», — уверяет Бондарева. Самый длительный абонемент в «Выкрутасах» — трехмесячный, но самым популярным остается пакет на восемь тренировок.

Большинство клиентов сайкл-студии — женщины. Средний возраст — 30 лет. Ежедневная посещаемость сейчас составляет 40 человек, но этот показатель зависит от погоды за окном, признается Бондарева. В 2016 и 2017 годах самыми успешными месяцами были март и апрель, а в 2018-м, когда весна в городе задержалась, резкого всплеска клиентов в эти месяцы не наблюдалось.

Сейчас в «Выкрутасах» работают девять тренеров. Обучением новых сотрудников, а также ведением соцсетей и рекламой Бондарева занимается самостоятельно. «Для меня одна из самых больших проблем, что из-за небольшого оборота мы не можем иметь достаточно сотрудников. Много рутинной работы приходится делать своими руками», — признается она.

В апреле 2018-го бизнес принес 450 тыс. руб. выручки и 50 тыс. руб. прибыли. К концу года Бондарева ожидает 20-процентный рост оборота за счет привлечения в студию новых клиентов — мода на сайклинг дошла и до Екатеринбурга. «Я не жалею, что ушла из топ-менеджмента, — говорит она. — Там я была винтиком в большой системе, а здесь я вижу перспективы роста, и все зависит от меня».

Гонка с олигархами

32-летний москвич Олег Рудаков — выпускник РГСУ по специальности «экологическое право». Он работал ивент-менеджером в журнале для девелоперов Building ARX, отделе рекламы World Class и Bosco di Ciliegi, где занимался, например, коммуникациями на Олимпиадах в Лондоне и в Сочи.

Олег Рудаков, студии Rock The Cycle
Олег Рудаков, студии Rock The Cycle

Идея открыть сайкл-студию появилась у Рудакова в 2015 году, когда друг Николай Воронов позвал его ​​в интересный проект — надо было разработать концепцию продвижения Тинькофф Банка через велоспорт. Приятели предложили расставить в торговых центрах велотренажеры и привязать ставку по кредитной карте к тому, сколько километров человек успел накрутить за определенное время. Концепция так и не была реализована, но с тех пор мысль о запуске велостудии, по словам Рудакова, «поселилась в его голове».

В тот момент сайкл-студий в Москве еще не было, уверяет Рудаков, поэтому он стал изучать американский рынок. «Примером для меня поначалу была американская студия SoulCycle, а спустя некоторое время в Москве открылась студия LifeCycle, — вспоминает он. — Я понял: надо стартовать, пока рынок не заполнен».

Свои мысли Рудаков однажды приехал обсудить с Николаем Вороновым в гольф-клуб «Сколково» — приятель в то время отвечал здесь за маркетинг. Неожиданно к беседе присоединился проходивший мимо крупный бизнесмен, знакомый с Вороновым. Он захотел увидеть подробный бизнес-план и, после того как Рудаков его предоставил, согласился стать инвестором проекта. По данным издания Inc., этим бизнесменом был Роман Абрамович, чья компания «Сайткредит инвестментс ЛТД» выдала сайкл-студии Rock The Cycle кредит на $300 тыс. сроком на три года. Сам предприниматель имя инвестора не раскрывает, ссылаясь на договор о неразглашении.

На эти деньги в начале 2016 года Рудаков снял помещение 308 кв. м на улице 1-й Тверской-Ямской и приобрел 30 велотренажеров Group Cycle итальянской компании Technogym. Стоимость каждого составляла €2850. «Одна из основных сложностей заключалась в отсутствии специального программного обеспечения для студийного формата на тот момент, — говорит предприниматель. — Я нанял на аутсорсинге ИТ-специалистов, которые написали CRM (ИТ-система для работы с клиентами. — РБК) под нас, и потом на постоянной связи с Technogym мы запустили приложение для клиентов». Оно позволяет записываться на тренировку и отслеживать результаты. Можно просканировать QR-код на тренажере, чтобы настроить тренировку под свои параметры.

Студия с отдельными залами для групповых программ и персональных тренировок начала работать в сентябре 2016 года. Запуск сильно затянулся, признается Рудаков. «Я арендовал помещение еще в январе и надеялся, что в конце мая откроюсь, — говорит он. — Но сильно недооценил объем ремонтных работ. Когда мы запустили имевшуюся систему вентиляции, она не выдержала нагрузки и сломалась. Еще несколько месяцев ушло на ее замену». Итоговые инвестиции в запуск сайкл-студии составили $380 тыс. (35% — ремонт, 40% — оборудование, 25% — аренда помещения, реклама, разработка сайта, ПО и приложения). Из-за роста бюджета срок окупаемости проекта, по расчетам предпринимателя, увеличился с трех до четырех лет.

Рекламировать Rock The Cycle в социальных сетях Рудаков начал задолго до официального открытия: он предлагал потенциальным клиентам высылать ему свои e-mail, чтобы получить бесплатную тренировку после запуска студии. В результате к сентябрю 2016-го у Рудакова было уже 5 тыс. адресов. Тем не менее первые полгода студия работала в минус — многие потенциальные клиенты не посещали бесплатные тренировки, на которые они записались. Спустя четыре месяца Рудаков стал брать за первое ознакомительное занятие плату 290 руб. (стандартная стоимость разового посещения — 990 руб.).

Через полгода ежемесячный оборот Rock The Cycle составил 1,2 млн руб., студия стала работать в ноль. «Мы вели агрессивную политику продвижения: пульсометр можно было получить, либо сделав check-in в студии, либо заплатив за него 300 руб., — рассказывает предприниматель. — За счет этого мы очень быстро подняли хайп в соцсетях, и люди начали нас узнавать». В 2017 году ежемесячная выручка стабилизировалась на уровне 1,8 млн руб., прибыль — на уровне 400 тыс. руб. Всю операционную прибыль Рудаков направляет на погашение процентов и кредита, взятого на открытие студии.

Бизнес сильно подвержен сезонности. Май, август и сентябрь — провальные месяцы, студия в этот период работает в ноль. Весна — март и апрель — горячий сезон. «Изначально я рассчитывал на среднюю заполняемость студии во все временные промежутки дня, — рассказывает Рудаков. — Но реальность такова: за счет того, что к нам ходят «белые воротнички», идет большой крен в сторону вечера, с 18 до 21. Днем и утром студия загружена гораздо меньше». Ядро постоянных клиентов Rock The Cycle сейчас — 500–600 человек. 70% из них — женщины.

В конце 2017 года представители Millhouse Capital, которая занимается реконструкцией и управлением зданий на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге, предложили Рудакову стать арендатором помещения в 100 кв. м и открыть там вторую студию Rock The Cycle. Предпринимателя привлекли выгодные условия аренды (1 тыс. руб. за 1 кв. м в месяц), и он согласился. Инвестиции в запуск новой студии составили $250 тыс., они пошли на косметический ремонт помещения и покупку 25 тренажеров. Средства, по данным СПАРК, выделил тот же кредитор, что и на московский клуб.

Велогонку в студию

Выпускник московского Института тонких химических технологий им. М.В.Ломоносова 33-летний Дмитрий Ларичев увлекся велоспортом в детстве. А во время учебы в вузе стал победителем чемпионата России по байк-марафону среди мужчин 18–29 лет и выиграл чемпионат России по велоспорту на треке среди любителей.

Дмитрий Ларичев, студия Velorace
Дмитрий Ларичев, студия Velorace

В 2006 году Ларичев сделал сайт velorace.ru, зарегистрировал ИП и начал продавать энергетические гели для спортсменов, а затем — пульсометры и запчасти для велосипедов. «Это был, можно сказать, магазин на диване: люди мне звонили по ночам, я просыпался, вскакивал, отвечал, как будто уже не сплю», — смеется он. На старте бизнес приносил ему всего около 10 тыс. руб. прибыли в месяц. Но к 2014 году под брендом Velorace уже работали веломастерская и веломагазин, предприниматель вышел на 10 млн руб. выручки и 1,2 млн руб. прибыли в год.

Идея запуска велостудии пришла Ларичеву в 2017 году. «Весной я потерял своего друга, талантливого предпринимателя-велосипедиста Антона Кадакова — во время тренировки на Кипре его сбила машина, — вспоминает он. — Мы с ним много катались на дорогах общего пользования, устраивая опасные гонки. Тогда я решил: хочу сделать так, чтобы спортсмены могли тренироваться в безопасном месте круглый год». На тот момент в столице уже работал проект Rock The Cycle и «Триатлон-центр» в СК «Крылатское». Первый, по словам Ларичева, не был рассчитан на профессиональных спортсменов, а во второй нужно было приезжать со своим велосипедом, который устанавливался на специальный станок.

Тогда Ларичев познакомился с Артемом Карповым, который давно мечтал открыть VR-студию, где люди бы крутили педали в очках дополненной реальности. «Артем был больше за историю VR-фитнеса, геймификации, а я — за спортивную историю и тренировки», — рассказывает предприниматель. В итоге нашли компромисс — договорились открыть студию с профессиональными тренажерами, а вместо VR-очков использовать обычные экраны, куда транслируются кадры с реальных велотреков.

Изобрести велосипед: как предприниматели зарабатывают на сайкл-студиях

Летом 2017 года партнеры закупили пять велотренажеров Wahoo Kickr в комплекте с 40-дюймовыми экранами у официального дистрибьютора, каждый обошелся в 250 тыс. руб. «Сильно сократило расходы то, что помещение принадлежало знакомым Артема, — признает Ларичев. — Мне почти не пришлось тратиться на ремонт и аренду». Совокупные инвестиции в запуск студии в центре Москвы составили 1,5 млн руб. Они пошли на покупку оборудования, рекламу и подключение к программному обеспечению Zwift, Sufferfest и TrainerRoad, позволяющему тренироваться с сотнями других велосипедистов со всего мира.

Все лето и осень предприниматели раздавали на соревнованиях велосипедистов визитки велостудии и рассказывали о скором открытии. В ноябре 2017-го Velorace официально запустилась на 60 кв. м в фитнес-пространстве Bodyhacker (соседний зал используется для функциональных тренировок с фитболами и TRX).

Первыми клиентами стали знакомые спортсмены и те, кто участвовал в соревнованиях, но их было мало. «Стартовали мы плохо», — признается предприниматель. На этой почве у него с Карповым возникли разногласия, из-за которых велостудия фактически не работала в декабре и январе. В результате партеры решили разойтись — сейчас Карпов сдает Ларичеву помещение в субаренду за 25-40% от оборота в зависимости от типа тренировок.

В феврале и марте велостудия Velorace приносила по 100 тыс. руб. выручки ежемесячно, а в апреле оборот достиг 250 тыс. руб., что позволило выйти в плюс. Сейчас 60% доходов велостудии приносят персональные тренировки (стоимость — около 5 тыс. руб. за час), остальное — тренировки в группах (стоимость — 2 тыс. руб. за час). Большая часть клиентов Velorace — мужчины, которые занимаются триатлоном или велоспортом.

В планах предпринимателя — запуск в ближайшие месяцы еще одной, более бюджетной студии в центре Москвы. «У нас появился запрос от спортсменов, которым не нужен индивидуальный подход и тренеры. Они просто хотят приезжать и самостоятельно тренироваться по более низкой цене. Я решил сделать для них доступный формат», — говорит Дмитрий Ларичев.

Взгляд со стороны

«Бум сайкл-студий начался около двух лет назад»

Руслан Панов, координатор направления групповых программ сети фитнес-клубов X-Fit

«В России развитием сайкл-сегмента активно занимаются две столицы — на региональном рынке все-таки в приоритете комплексные клубы и студии растяжки, танцев. Бум сайкл-студий у нас начался около двух лет назад и стал преемником тренда на сайклинг на Западе. Отчасти это связано с популярностью триатлона. Основное отличие от зарубежных студий — преобладание формы над наполнением. На западе бизнес делает личность тренера, у нас — особенности дизайна студий и оборудования».

«Заниматься одним и тем же видом спорта может стать скучно»

Александра Герасимова, генеральный директор​ сервиса FitMost

«Основная сложность бизнеса в сегменте сайкл-студий — это привлечь клиента, выйти на широкую аудиторию. Вторая проблема — это удержание: качество услуг всегда должно быть на высшем уровне, иначе клиент может легко перейти на другой продукт, так как привязанности вроде годового абонемента здесь нет. Но в этом, как следствие, и причина бума студий — успешные проекты здесь демонстрируют лучшее качество на уровне индустрии в целом. Третья проблема — скука. Заниматься одним и тем же видом спорта может стать скучно в определенный момент. Поэтому задача сайкл-студий — постоянно поддерживать интерес».

Видеокадры с задержанием человека, стрелявшего в премьер-министра Словакии

Полное видео со встречи Путина с командующими войсками военных округов

Минобороны сообщило о взятии Работино

Raiffeisen получил предупреждение от Минфина США из-за сделок с Россией

Зеленский отложил все международные поездки из-за сложной ситуации на фронте

Президент Чехии призвал остановить боевые действия на Украине и начать переговоры

Мишустин провел первое заседание правительства в обновленном составе. Видео

Севастопольцев предупредили о рассыпанных по городу суббоеприпасах ATACMS

«Пиратские» фильмы вернулись в прокат российских кинотеатров

Льготная ипотека на вторичное жилье: кто сможет ею воспользоваться

«Сургутнефтегаз» предложил одну из самых высоких дивдоходностей. Сколько заплатит компания

На Сахалине нашли капсулу времени. Фото

Генерал Лапин получил новое назначение

Инвесторам придется проходить еще одно тестирование. Предложение ЦБ

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 16 мая
EUR ЦБ: 98,83 (+0,16)
Инвестиции, 15 мая, 16:33
Курс доллара на 16 мая
USD ЦБ: 91,26 (-0,1)
Инвестиции, 15 мая, 16:33
Вице-премьер Словакии заявил об отсутствии угрозы жизни Фицо Политика, 03:01
МВД объявило в розыск экс-глав полиции и МИД Эстонии Политика, 02:55
Минфин заявил об обсуждении условий выдачи семейной ипотеки Экономика, 02:31
Главный кадровик Минобороны обжаловал арест по делу о взятке Политика, 02:17
Умер народный артист России Олег Леваков Общество, 01:54
Главы МИД Литвы и Эстонии выступили перед митингующими в Тбилиси Политика, 01:52
Франция задействует армию из-за беспорядков в Новой Каледонии Политика, 01:33
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Над Брянской областью сбили дрон Политика, 01:10
Два человека пострадали при обстреле Шебекино Политика, 00:59
В ВСУ заявили об отходе «на более выгодные позиции» в районе Купянска Политика, 00:37
Силы ПВО сбили над Крымом пять ATACMS Политика, 00:34
Названы дата и место прощания с журналистом Кононенко Общество, 00:30
Захарова пожелала выздоровления пережившему покушение премьеру Словакии Политика, 00:25
Появились кадры прибытия Путина в Китай Политика, 00:11