Перейти к основному контенту
Свое дело⁠,
0

Скрытые миллионы: как предприниматель нашел нишу на рынке стройматериалов

Денис Кузнецов берет от жизни все: у него три высших образования, четверо детей и несколько бизнес-проектов, основной из которых — производство люков-невидимок Revizor — приносит 300 млн руб. выручки в год
Денис Кузнецов
Денис Кузнецов (Фото: Олег Яковлев / РБК)

«Я многогранная личность», — говорит 34-летний основатель ГК «Фабрика люков и дверей Revizor» Денис Кузнецов. Несколько раз предприниматель был на грани провала: первый же партнер оказался мошенником, а доступ на строительные рынки Кузнецов выиграл в партию в нарды. Сейчас его главный актив — это производство изделий из металла. Основной продукт — люки под брендом Revizor, которые скрывают трубы, вентили и счетчики в ванной.

Брейк-данс и пластиковые окна

Москвич Денис Кузнецов родился в семье учительницы и водителя. После развода родителей денег в семье было в обрез, поэтому в подростковом возрасте он танцевал на улице брейк-данс. Картонная коробка, шляпа для вознаграждения от зевак — так зарождался первый бизнес. Школу уличных танцев предприниматель открыл в 17 лет без стартовых вложений: договорился с руководством кружка самодеятельности, что два раза в неделю после уроков будет вести бесплатные занятия. Но учеников честно предупредил, что больше внимания будет уделять тем, кто не поскупится на вознаграждение. «Хватало на пиво и шашлыки, иногда на одежду», — вспоминает предприниматель.

На втором курсе химического факультета Московского технологического института (позднее он получил MBA в РАНХиГС и диплом по специальности «переработка пластмасс» в МИТХТ) Кузнецов захотел купить машину, но на танцах столько было не заработать. И студент занялся мелкими юридическими услугами — регистрировал фирмы, оформлял и покупал для клиентов строительные и игорные лицензии. Работа такого рода особых навыков не требовала, а предприниматель учился на практике, в свободное время изучал законодательство. Постепенно начал разбираться в этой теме, учредил ООО «Юристов-нет», а в 18 лет исполнил мечту и купил первый автомобиль — «Жигули» «пятерку».

Бизнес шел в гору и со временем начал приносить более $10 тыс. в месяц. Когда базовые потребности были удовлетворены, Кузнецов задумался о вечном: «Думаю: мне 23 года, а что я делаю? Какие-то бумажки перебираю, круг общения бестолковый. Я ничего полезного не произвожу», — вспоминает предприниматель. У него появилась идея фикс — заняться производством.

Друг детства в 2005 году познакомил предпринимателя с белорусом Вадимом Миловановым, который собирался производить пластиковые окна в Москве. Он уверял, что отлично разбирается в этом рынке и дружит с поставщиками, дело выгорит. Кузнецов доверился: «Я был из другого мира и не разбирался, как этим бизнесом управлять».

Вскоре выяснилось, что разбираться все-таки придется. Новый партнер под разными предлогами просил деньги — то на офис, то на материалы, то на выкуп производства, но результата все не было. Позже выяснилось, что у Милованова поддельные документы, его разыскивает в Белоруссии полиция, а в Москве — многочисленные кредиторы. Настоящую фамилию компаньона Кузнецов так и не узнал.

Свободных денег не осталось, обещанного производства не было, были только офис в центре Москвы и невыполненные обязательства перед заказчиками на $20 тыс. Как назло, Кузнецов как раз сломал ногу и передвигаться по объектам без посторонней помощи не мог. На выручку пришел друг Алексей Кутепов — сначала просто возил по городу, а потом втянулся ​в дело и стал партнером по бизнесу.

Оконный бизнес оказался не из простых. Первый объект был в Наро-Фоминске, вспоминает Кузнецов, нужно было забрать у поставщиков готовые окна и установить в квартире заказчиков. Там один из рабочих оперся на батарею. Она сорвалась и затопила три этажа горячей водой. Вся потенциальная прибыль ушла на ремонт. Следующий заказ ждал в доме на Воробьевых горах, в котором давали квартиры военным: нужно было застеклить большую лоджию за €10 тыс. Но удача Кузнецову снова изменила: рабочий только выгрузил окна, как подул сильный ветер и опрокинул рамы, стекла разбились вдребезги о забор. Чтобы справиться с обязательствами, предпринимателю пришлось продать свой BMW.

Фото: Олег Яковлев / РБК

Рынок за рынком

Окнами в столице торговали сотни компаний, предприниматель понял, что нужно искать новую нишу. Как-то в конце 2005 года он оказался на производстве люков-невидимок. «Я вначале даже не понял, что это за люки, для чего они нужны», — вспоминает Кузнецов. Особенность их была в том, что поверхность такого люка можно замаскировать плиткой или обоями так, что не отличишь от отделки. Обычные же люки имеют пластмассовые или деревянные дверцы и заметны на стене.

Кузнецов рассудил, что его клиенты обычно делают ремонт и есть шанс, что эти люки им пригодятся. Предприниматель решил протестировать идею и оформил дилерство. Денег на покупку товара не было, поэтому первую партию отгрузили с отсрочкой платежа. Производитель пошел на это только потому, что сам еще не знал, как распродать продукцию: массового спроса на такие люки тогда не было.

Кузнецов поставил стенд с люками-невидимками в углу офиса и забыл о них. Вспомнил только к концу месяца, когда выяснилось, что доходов от их продажи хватило на арендную плату — 15 тыс. руб. Люди приезжали за окнами, наталкивались на стенд с люками и уезжали с двойной покупкой. Кузнецов решил, что люки перспективнее окон.

Предприниматель пошел по строительным рынкам — конкурентов не было: «Я думал: ну вот он, мой шанс». Он договорился о поставках с несколькими производителями и стал общаться с продавцами на строительных рынках, предлагая новый товар на реализацию. Продавцы новинку не оценили: они не понимали, зачем платить 3 тыс. руб. за какие-то люки-невидимки, когда есть пластмассовый аналог в десять раз дешевле. Предприниматель решил взять настойчивостью — пообещал, что будет приходить каждый день. На второй день над ним смеялись, на третий уже предлагали выпить чаю. Спустя неделю он сыграл с владельцем крупной сети строительных магазинов на рынках партию в нарды. Договорились, что, если Кузнецов проиграет — оставит его в покое, если выиграет — магазины возьмут пробную партию на реализацию. Предпринимателю повезло, и люки-невидимки оказались на прилавках. Первые партии развозили на старенькой «пятерке», которую Кузнецов купил еще в студенчестве, а к концу 2006 года люки отгружали уже «КамАЗами».

Объемы продаж росли, вслед за владельцами квартир и ремонтниками на продукцию обратили внимание строители. Они разом заказывали партии по 100–200 штук, прибыль с каждой такой покупки доходила до 70 тыс. руб. Чтобы привлечь внимание профессионального сообщества к новинке, Кузнецов стал участвовать в строительных выставках, где его стенды были самыми экстравагантными. Изюминкой стали выступления стриптизерш топлес: «Люди открывали люки на стенде, а за ними голые женщины крутили выпуклостями». Строителям такой маркетинг понравился.

«Мы были первыми, приезжали на рынок, выбирали ключевых розничных игроков, давали им товар и рынок за рынком захватывали», — вспоминает предприниматель. Обороты бизнеса доходили до 2–3 млн руб. в месяц, чистая прибыль — до 200 тыс. руб.

Фото: Олег Яковлев / РБК

К нам едет Revizor

Кузнецов продавал половину всех люков своего ключевого поставщика. Больше продукции производитель отгружать отказывался — боялся слишком сильно зависеть от одного дистрибьютора.

Поэтому предприниматель в 2007 году решил организовать свое производство: он нашел помещение — 140 кв. м на Московском локомотиворемонтном заводе, купил оборудование, нанял резчика, сварщика и троих сборщиков; на старт ушло около 1 млн руб. В запуске ему помог Сергей Жихарев, которого предприниматель переманил у конкурента и сделал еще одним своим партнером.

Кузнецов и Жихарев разработали новые модели люков-невидимок под брендом Revizor. Чтобы отличаться от конкурентов, стали выпускать люки под покраску, которые не оставляют зазоров, и первые образцы, открывавшиеся нажатием, без каких-либо ручек. Рынок принял новинку на ура.

Предприниматель хотел сократить путь от производства до конечного потребителя, поэтому открыл еще и десяток фирменных магазинов в трех регионах. Сейчас Кузнецов признается, что это была ошибка: розницу сложно контролировать и масштабировать, лучше делать ставку на дистрибьюторов. В 2008 году ассортимент товаров в магазинах предпринимателя пополнился теплыми полами: люки покупают, когда делают ремонт в ванной, соответственно, новые полы тоже пригодятся. Почему бы этим не воспользоваться?

В 2010 году партнеры начали ссориться. «Каждый тянул одеяло на себя и хотел быть главным», — вспоминает Кузнецов. По данным СПАРК, Денису Кузнецову принадлежит 47% компании ООО «Колизейопт», Сергею Жихареву — 37%, Алексею Кутепову — 16%. Разногласия привели к тому, что Кузнецов решил отойти от дел: в мае 2010 года он задумал новый проект — интернет-маркетплейс коллективных закупок «Покупаем вместе». Однако в это время стали падать продажи Revizor, у компании накопилось 12 млн руб. долгов. «Уже в сентябре передо мной был выбор: все-таки реализовать IT-стартап или спасти производство люков Revizor. Я выбрал производство», — вспоминает предприниматель.

Кузнецову пришлось вернуться на пост гендиректора (Жихарев стал отвечать за продажи, Кутепов — за склад) и принять экстренные меры: за день он уволил 20 человек, затем изменил систему мотивации с окладов на сдельную оплату труда, на производстве ввел конвейерный тип сборки. Это помогло выйти в плюс.

Рынок невидимок

По оценке Дениса Кузнецова, объем отечественного рынка люков-невидимок, или ревизионных люков, составляет 1,5 млрд руб. в год. Основные производители: ГК «Фабрика люков и дверей Revizor», «Августаль», «Люк-ОптТорг», «Практика», «ЛюкЛэнд», «Хаммер» и др. Продаются они как на строительных рынках, так и в DIY-сетях — OBI, «Леруа Мерлен» и др. 65% продаж Revizor приходится на b2b-сегмент. По словам дизайнера интерьеров и автора YouTube-канала «Дневник дизайнера» Михаила Шапошникова, продукция Кузнецова подходит для отверстий небольшого формата, большие люки он предпочитает заказывать в компании «УралЛюк».

Фото: Олег Яковлев / РБК

Уперся в потолок

Рынок люков-невидимок невелик и насыщен: к 2016 году оборот ГК «Фабрика люков и дверей Revizor» достиг 270 млн руб., прибыль — 35 млн руб., а число сотрудников — 100 человек. Но было понятно, что бурный рост закончился.

Так что в 2017 году Кузнецов вновь затеял кардинальные изменения: операционные задачи передал трем наемным менеджерам, а сам занялся стратегическим планированием. В первую очередь он изменил подход к найму персонала. Чтобы предотвратить кражи, работников стали проверять на детекторе лжи, но быстро выяснили, что этот метод убивает мотивацию людей. В поисках альтернативы приглашали даже физиогномиста, который якобы распознает тип личности по строению головы и лица, но сомнительная работа такого эксперта не дала результатов. Остановились на классике: наняли сильную команду специалистов по подбору персонала и прописали производственные регламенты.

«Я начал людей спрашивать: «Как ты думаешь, какой результат я от тебя ожидаю? Как ты оцениваешь свою работу, как ты понимаешь, что ты молодец?» Ответы некоторых меня повергли в ужас. Я понял, что многие люди в компании вообще не понимают, что они делают и за что отвечают», — объясняет предприниматель. Он написал методичку «32 закона управления», которые регламентируют жизнь компании. Теперь все процессы разбиты на этапы и оцифрованы: зарплата сотрудникам производства начисляется за каждую изготовленную ими деталь. Кроме того, в компании ввели автоматическую выдачу и учет материалов, внедрили адресное хранение: программа подсказывает, где на складе хранится тот или иной продукт. Благодаря этим мерам при производстве 12 тыс. изделий в месяц количество отходов снизилось с 20 до 5%. Затраты на производство, по словам Кузнецова, сократились на 25%.

А главное — мощностей производства стало хватать на изготовление и других металлоконструкций, поэтому предприниматель решил запустить новые направления в бизнесе. Первое — производство железных дверей, которое уже приносит компании 10% выручки.

Второе — резка декоративных элементов для интерьеров. В этом ему помогает бывший сотрудник, а теперь сооснователь иммерсивного театра «МСК 2048» Александр Балаба. «Мы собираемся применить технологии ​из индустрии развлечений в ремонте квартир. Планируем открыть строительный магазин с арт-объектами, в который люди будут приходить за вдохновением», — рассказывает Балаба. Можно заказать, например, железную голову или декоративные решетки.

Все эти нововведения привели к тому, что прибыль за 2017 год выросла почти в два раза, до 60 млн руб., выручка — до 300 млн руб. Показатели могли бы быть и выше, но в прошлом году у предпринимателя сгорели два магазина, которые приносили до 400 тыс. руб. прибыли в месяц. К началу 2018 года у него остались семь фирменных магазинов — пять в Москве, один в Новосибирске и один в Санкт-Петербурге.

Автоматизированное производство не требует постоянного контроля, так что сейчас Кузнецов появляется в офисе не чаще 1–2 раз в неделю. Вместо этого он придумывает себе новые испытания, например, прыгает с парашютом и путешествует по миру — в прошлом году посетил 12 стран. «Самый основной у меня страх — это не сделать», — говорит предприниматель.

Взгляд со стороны

«Цена «в рынке»

Тимур Абдрахманов, руководитель сервиса разработки интерьеров Tim&Team

«Мы знаем Revizor, работали с их продукцией. Решения со скрытыми настенными люками удобны в дизайнерских интерьерах ванных комнат, так как, с одной стороны, позволяют получить быстрый доступ к инженерным коммуникациям, а с другой — не портят внешний вид. Основным критерием выбора для дизайнеров и строителей является наличие широкого ассортимента люков различных размеров и разного назначения — под плитку, покраску, люк для пола, пожарные и утепленные люки. Третий важный критерий — цена. Продукция компании Revizor в целом соответствует данному критерию, цена «в рынке».

«На таких вещах лучше не экономить»

Азат Галимзянов, руководитель группы компаний «Ремонт-экспресс»

«Revizor — один из лидеров рынка. Во-первых, не так уж и много подобных производителей, а во-вторых, у них действительно качественная продукция. Они делают люки на заказ и стандартную размерную линейку, у них есть бюджетные и дорогие варианты.

Спрос определенно стабилен, потому что продукция требуется практически на всех объектах: везде, где делается ремонт, используются скрытые люки. Эта продукция востребованна сейчас и будет востребованна многие годы. Есть определенная угроза со стороны китайских производителей, которые делают дешевые люки в огромном количестве, но низкого качества. Но на таких вещах лучше не экономить, потому что с заменой и ремонтом возникнут проблемы».

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 21:51
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 21:51
Лариса Долина пообещала вернуть деньги купившей ее квартиру Полине Лурье Общество, 22:14
Состоялась жеребьевка финальной части ЧМ-2026 Спорт, 22:07
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы РБК и СберПервый, 22:05
Россия прекратила военные соглашения с Канадой, Францией и Португалией Политика, 22:03
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:59
Кадыров обратился к ВСУ и призвал встретиться «лицом к лицу» Политика, 21:54
Какое имущество по иску к Тимуру Иванову изъяли в пользу государства Политика, 21:54
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Определились сборные, которые сыграют в матче открытия ЧМ-2026 Спорт, 21:53
Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне РБК и Ozon Travel, 21:46
Постпредство при ЕС прокомментировало предложение о конфискации активов Политика, 21:42
Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки РБК и Dream Riva, 21:40
От Telegram до Roblox: как в России блокировали популярные платформы Технологии и медиа, 21:37
Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму РБК и ВТБ, 21:23
«Ахмат» победил «Оренбург» в стартовом матче 18-го тура РПЛ Спорт, 21:10