Перейти к основному контенту
Свое дело⁠,
0

Подарки на миллиард: как заработать на корпоративных сувенирах

Компания Oasis Натальи Аншиной — один из крупнейших поставщиков корпоративных подарков. Кризис 2014 года чуть не разрушил бизнес. Спасли компанию рискованные инвестиции в собственный «умный» склад
Основательница Oasis Наталья Аншина
Основательница Oasis Наталья Аншина (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Бывший журналист Наталья Аншина стала заниматься торговлей бизнес-сувенирами, когда ее рекламное агентство потерпело крах в кризис 1998 года. Недавно история повторилась. В конце 2014 года рубль упал в два раза, а весь бизнес Аншиной построен на импорте. При этом резко упал и спрос на корпоративные подарки — компании решили экономить. В кризис компания вошла обескровленной: все деньги ушли на строительство «умного» склада — инвестиции составили порядка $10 млн.

«2015 год был, пожалуй, для меня самым сложным после 1998 года. Я даже думала закрыть бизнес, которым занимаюсь 20 лет», — признается Наталья. Но спас компанию тот самый склад — он позволил сэкономить на аренде и сделал бизнес более эффективным. Выручка компании в 2016 году должна вырасти почти в полтора раза и достигнуть 1 млрд руб.

Миллиарды на подарках 

Объем рынка промоиндустрии в России по итогам 2015 года составляет 20,5 млрд руб., подсчитали в Ассоциации коммуникационных агентств России. «По результатам 2016 года мы прогнозируем рост не менее 15%», — говорит председатель комитета промоиндустрии АКАР Алексей Вязовцев.

Больших компаний, предлагающих полный ассортимент продукции для b2b-подарков, в России не более десятка, среди лидеров — «Проект 111», Happy Gifts и Oasis. Агентств, которые закупают продукцию у крупных игроков, наносят на нее логотипы и работают напрямую с заказчиками, более 300 по всей стране.

«Рынок восстановился после девальвации 2014 года, когда подорожание привело к снижению спроса, и в 2016-м вырос примерно на 5–10%. Наша компания в этом году нацеливается на оборот в 2,2–2,3 млрд руб.», — говорит Андрей Дегтяренко, председатель совета директоров компании «Проект 111». По его словам, самое сложное на этом рынке — спрогнозировать спрос. Вчерашний хит продаж может резко потерять популярность, и наоборот, новинка может выстрелить и потребовать пополнения склада, а поставки идут в основном из Юго-Восточной Азии и занимают три-четыре месяца. «Зато рентабельность в отрасли, безусловно, выше канцелярского рынка или рынка компьютерной техники», — говорит Дегтяренко.

В США рынок корпоративных подарков составляет $20 млрд. Известно, что избранный президент США Дональд Трамп в ходе предвыборной кампании потратил $14 млн на кепки, футболки, флажки с предвыборной символикой, в то время как его оппонент — Хиллари Клинтон — всего $2,6 млн.

Китай вместо Европы

Серьезная проблема, с которой сталкивается индустрия корпоративных подарков, — это таможня. Однажды, еще на старте сувенирного бизнеса, Наталья Аншина начала ввозить сувенирные папки с рюмками и графином для водки внутри. В бумагах товар именовался как «мини-бары». «Таможенники были в истерике, на двое суток задержали наши машины — все пытались найти там мебель — офисные мини-бары», — смеется Наталья. С тех пор она внимательно относится к наименованиям в документах. «Поставщики плачут, работая с нами, мы порой несколько раз заставляем их переделывать накладные, — говорит предпринимательница. — В России пошлины на некоторые товары взимаются не со штуки, а с веса. Например, если задекларировать футболку весом 200 г, а фактически ввозить 210-граммовые, то можно попасть на крупные таможенные штрафы».

В начале 1990-х Аншина не предполагала, что свяжет свою жизнь с международной торговлей. Тогда она писала о рынке рекламы в газете «Коммерсантъ», но, забеременев, поняла, что больше не сможет работать в режиме ежедневной газеты. Она решила открыть свое рекламное агентство «Круг» (в 2014 году агентство было переименовано в Oasis). Компанию она регистрировала чуть ли не из роддома — день рождения первого ребенка Аншиной почти совпадает с днем рождения ее компании — в марте 1994 года. «Пока мамы обсуждали бутылочки-сосочки, я дежурила у стационарного телефона, мобильного тогда и не было, — звонила в налоговую, решала оперативные вопросы», — вспоминает Наталья, которой тогда было 24 года.

Вскоре стало понятно, что на размещении рекламы в СМИ небольшое агентство много не заработает — рынок уже поделили крупные игроки. Компания Аншиной стала заниматься наружной рекламой, POS-материалами (от ценников и промостоек до календариков) и организацией мероприятий. Иногда приходили заказы на корпоративные сувениры, но они приносили незначительную долю выручки.

В кризис 1998 года многие компании — клиенты агентства закрылись, около $500 тыс. растворились в обанкротившихся банках. «Фактически я компанию потеряла и погрузилась в депрессию», — вспоминает Аншина. Спустя полгода сами собой стали поступать новые заказы, но теперь только на сувенирку. Аншина сумела быстро трансформировать бизнес.

Изначально ее агентство работало только с Европой. Всю полиграфию заказывали в Германии (в России тогда было мало приличных типографий), корпоративные сувениры закупали в Нидерландах. Предпринимательница понимала, что голландцы закупают товар в Китае и перепродают его с небольшой маржой, но поначалу это не казалось критичным. «Китая мы боялись как огня, а работать с европейцами было проще и понятнее», — говорит Наталья.

В начале 2000-х стало понятно, что нужно строить мосты напрямую с Китаем. «Пришлось ехать в Гуанчжоу, где никто не говорил ни на английском, ни тем более на русском, — приходилось объясняться на пальцах», — вспоминает Аншина. С выставки Gifts & Premium в Гонконге, например, Наталья с мужем привезли более дорогой, чем обычно, товар: визитницы, брелоки, закладки для книг. Наценка на него в России достигала 100%, но товары пользовались спросом. Российская экономика быстро восстанавливалась, компании обильно одаривали партнеров, клиентов и журналистов. Самой затратной статьей в новом бизнесе Аншиной оказалась печать глянцевых каталогов. Офисом и складом служили каморки одного НИИ — сувениры, уверяет она, хранились по соседству с советскими секретными лазерами.

Oasis одним из первых на рынке корпоративных сувениров стал работать с КНР напрямую, потому и выделился. В 2000 году выручка компании составила 35 млн руб. и с тех пор удваивалась почти каждый год.

Основательница Oasis Наталья Аншина
Основательница Oasis Наталья Аншина

Миллионы на ручках

С конечными потребителями — компаниями, заказывающими сувениры для своих сотрудников и партнеров, — Oasis не работает. Он выполняет функции оптового поставщика, клиенты которого — агентства, предлагающие сувенирку потребителям.

«Когда приходишь за кредитом, банкиры обычно удивляются, как мне удается продавать ручки на миллионы долларов, — приходится находить в их же кабинетах предметы из наших каталогов: часы, настольные аксессуары, ручки, чтобы объяснить, чем я занимаюсь», — рассказывает Наталья Аншина. Она обижается, когда собеседники считают ее сувенирный бизнес незамысловатым.

«Выбрать товар, на который серьезные компании готовы наносить свой бренд, — это целая наука. Они априори не могут быть низкокачественными, слишком банальными или морально устаревшими», — объясняет Аншина. По ее словам, индустрия подарков очень подвержена моде — в среднем популярный товар живет около трех лет, надо успеть поймать восходящий тренд и вовремя понять, что подарок морально устарел.

В свое время, например, популярными были водонепроницаемые радио для душа, наборы аксессуаров для вина с шахматами и нардами, сувенирные алкотестеры, шашки с рюмками вместо фишек, бейсболки со светящимся козырьком и спрессованные в виде бутылок и машинок полотенца. Сейчас такие подарки уже мало кто покупает — в моде необычные гаджеты, наушники, внешние аккумуляторы для смартфонов. «Все, что связано с digital, растет на 150% в год», — говорит Аншина.

Эксперименты с ассортиментом нередко приводят к потерям. Как-то предпринимательница привезла брелоки с живыми растениями внутри. Первая партия замерзла, пока ехала на склад в мороз. Товар на $10 тыс. пришел в негодность — пришлось выкидывать прямо с колес. Единственный бестселлер всех времен и народов — это «джентльменский набор»: ручка, кружка, календарь. Несмотря на засилье гаджетов, спрос, например, на блокноты по-прежнему растет.

Первое время Аншина закупала подарки, опираясь исключительно на собственное чутье, сейчас над ассортиментной линейкой Oasis работает штат сотрудников — они выбирают самые актуальные товары, которые будут востребованы у клиентов. Каталог компании насчитывает 11 тыс. наименований: от футболок и промокружек до эксклюзивных дизайнерских вещиц и золотых статуэток. На последние наценка может достигать 100%, в среднем же она составляет 30%. Еще 30% обычно добавляют агентства, которые приобретают товар у крупных игроков вроде Oasis, создают на их базе креативные решения и продают уже брендированную сувенирную продукцию конечным заказчикам. Таких партнеров у Аншиной более 200 по всей стране.

«В Россию тренды приходят с опозданием в среднем на полтора-два года. Первыми новинки часто привозит Oasis, — говорит Игорь Чижов, основатель екатеринбургской компании «Прагматика». — У них работают люди, заточенные на отслеживание последних тенденций. Но россияне, как правило, не сразу готовы покупать непривычные вещи. Например, тренд на экопродукцию в Европе актуален уже десять лет, а у нас спрос на ручки и блокноты из вторсырья стал актуален только недавно». «Прагматика» продает брелоки в форме самолетов от Oasis авиакомпании UTair, а также поставляет сувенирную продукцию для уральского Сбербанка и администраций Екатеринбурга и Челябинска.

«Основная проблема бизнеса — ярко выраженная сезонность. В канун Нового года мы делаем до 40% годовой выручки, и в это время, даже работая по ночам, мы не всегда можем в срок обслужить все заказы», — говорит Аншина.

Однако попытка автоматизировать и ускорить бизнес-процессы чуть не стоила Аншиной бизнеса.

Золотой склад

На логистику и таможню приходится до 50% расходов компании, утверждает Аншина. Она бы и рада работать с российскими поставщиками, но производителей подходящих товаров в стране очень мало.

Сегодня Oasis закупает товар приблизительно у 200 фабрик в Юго-Восточной Азии и работает с глобальным поставщиком промотоваров Polyconcept, офисы которого находятся в Европе, Северной и Латинской Америке, Азии и Австралии. У Oasis есть собственный офис в Китае, где работают пять сотрудников, в обязанности которых, помимо прочего, входит ездить на фабрики к поставщикам и отслеживать качество.

Если решить проблему с таможней раз и навсегда нереально, то организовать более эффективную логистику компания в состоянии. Всю свою историю Oasis работала на арендованных складах. «Это всегда игра на грани. В любой момент владелец недвижимости может расторгнуть договор, и нам придется искать 300 фур, чтобы перевезти товар», — говорит Аншина.

В 2012 году она решила построить собственный высокотехнологичный складской комплекс площадью 10 тыс. кв. м в Одинцово. На все ушло около $10 млн. Кредитовали поставщики компании, суммы и условия сделки Аншина не раскрывает, ссылаясь на заключенное с ними соглашение о неразглашении информации. Вдохновил предпринимательницу пример американской Amazon, на складах которой уже вовсю используются роботы. У Аншиной роботов нет, но автоматизация на высоком уровне. Даже найти заведующего складом стало целой проблемой — не каждый готов переучиваться и работать со сложными программами. Помимо вложений в инфраструктуру пришлось обучать линейный персонал, как с ним работать, и нанимать новых айтишников.

После введения нового склада в эксплуатацию в 2014-м, вдохновившись новыми возможностями, предпринимательница заключила контракты на выкуп товара в большем, чем обычно, объеме. Но внезапный обвал рубля осенью 2014-го спутал все карты. 30% суммы за товар она успела выплатить по старому курсу, на выплату оставшихся 70% уже по новому курсу у нее ушло всего восемь месяцев. «К тому, что произошло, мы точно не были готовы», — говорит Наталья.

Из-за задержек по выплатам поставщики не отправляли 80 контейнеров с товаром. Ситуация обострилась еще из-за того, что компании стали экономить на подарках, — продажи тех товаров, что все-таки попали в Россию, упали на 40%. Клиенты стали покупать или очень дешевые вещи, стараясь сохранить докризисные цены в рублях, или очень качественные. Средний чек вырос на 15%. Ассортимент пришлось срочно перекраивать, снижая долю среднего ценового сегмента.

Переговоры с поставщиками о реструктуризации долга были затяжными, но в итоге удалось договориться об увеличении сроков выплаты. «Вместо того чтобы расти, мы весь 2015 год выживали. Я даже думала закрывать компанию — настолько была истощена эмоционально», — признается Наталья. Последний транш за товар компания перевела в ноябре 2015 года, хотя планировалось, что это случится в мае. По итогам 2015 года выручка компании снизилась на 20%, до 700 млн руб., убытки составили 80 млн руб.

Но новый склад позволил сократить сроки отгрузки с нескольких дней до считаных часов. Компания стала экономить на аренде — затраты на склад снизились на 60%, количество комплектовщиков уменьшилось в четыре раза. Кроме того, компания перешла на двухсменную работу, чтобы снизить сроки доставки. Перед праздниками время в этом бизнесе — деньги.

В 2016 году стало понятно, что компания вышла из кризиса. В Oasis начал работать 22-летний сын Аншиной Юрий Слуцкий, возглавивший коммерческий департамент компании. С ним Oasis занялся развитием digital-направления: обновили сайт, завели ​паблики в соцсетях, начали рекламную кампанию в интернете. «В этом году мы, наконец, стали заниматься тем, чем должны: обновлением ассортиментной линейки, поиском новинок, общением с ключевыми партнерами», — говорит Аншина. Она рассчитывает, что сын продолжит ее дело.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 14:01
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 14:01
Россия и Индия обсудили вывод космических станций на одну орбиту Политика, 14:42
Защита Лурье назвала срок принятия решения по соглашению с Долиной Общество, 14:41
Бронзовый призер Евро-2008 получил работу в клубе РПЛ Спорт, 14:40
Технологии в деле: как цифровые решения усиливают крупный бизнес РБК х МТС Бизнес, 14:39
В Индии предложили запретить отключение «слежки» за смартфонами Технологии и медиа, 14:32
Крымская классика: гедонистический маршрут по полуострову РБК и ВТБ, 14:28
Суд отменил указ Балицкого о досрочной отставке главы ЦИК Запорожья Политика, 14:25
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
США поставили Европе дедлайн по расходам на оборону Политика, 14:23
Где и как сегодня готовят «бирюзовых воротничков» для химпрома Дискуссионный клуб, 14:21
Покупательница квартиры Долиной отказалась от условий мирового соглашения Общество, 14:21
El Pais узнала об осознании в ЕС неизбежности уступок Украиной территорий Политика, 14:11
Бывшая жена Иванова просила его не идти в Минобороны «из-за морали» Политика, 14:11
Как добавить золото в свой портфель: инструкция для инвесторов #всенабиржу!, 14:10
Разработана дорожная карта по защите рынка жилья от «эффекта Долиной» Недвижимость, 14:10