Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Грамматика программатика: как российский сервис покорил рекламщиков в США

Проработав в России полтора года, сервис интернет-рекламы Getintent оказался на грани банкротства. Владельцы решили рискнуть и выйти на рынок США — выручка компании в 2016 году превысила $18 млн
Владимир Климонтович
Владимир Климонтович (Фото: из личного архива)

Баннеры, рекламные объявления и видеореклама, которые ежедневно видят миллионы пользователей интернет-сайтов, — это верхушка айсберга. Чтобы человек увидел именно ту рекламу, на которую с большой вероятностью кликнет, рекламные сети и софт рекламных агентств отправляют друг другу через интернет тысячи запросов в секунду. Автоматизировать эти контакты помогают программатик-платформы: выступая посредником между сайтами и рекламодателями, они получают досье на каждого пользователя и таргетируют рекламные сообщения. Программатик-платформы появились в мире в 2009 году, а в Россию пришли на несколько лет позже.

В 2012 году выпускник мехмата МГУ Владимир Климонтович работал в ИТ-компании Iponweb разработчиком рекламных сетей. Он задумал создать свой бизнес в нише автоматизированных закупок интернет-рекламы. Просматривая в LinkedIn профили бывших одногруппников, Климонтович узнал, что один из них, Георгий Левин, занимается интернет-маркетингом в X5 Retail Group. «Мы стали обсуждать, что происходит на рынке, и оказалось, что Георгий горит той же идеей — делать собственную программатик-платформу, — рассказывает Климонтович. — Я знал, как ее разработать, он — кому и как продавать. Решили объединиться». В создание компании приятели вложили по $10 тыс. личных сбережений, еще $50 тыс. привлекли у друзей и знакомых, которые стали миноритарными акционерами Getintent. В сентябре 2013 года основателям удалось привлечь еще $400 тыс. от венчурного фонда Altair Capital Игоря Рябенького.

Никаких исследований сегмента программатика в России тогда не было, и никто не мог представить ни его объем, ни динамику роста. Сооснователи Getintent решили, что сегмент уже достаточно созрел и их проект будет востребован. «Мы ошибались, — признает Климонтович. — Как, впрочем, и наши конкуренты». Компаньоны были далеко не единственными, кто в это время создавал программатик-платформы: в те же 2012–2013 годы на рынке появилось еще несколько проектов: Auditorius, DCA (Data-Centric Alliance), Rutarget и др. Но рекламодатели использовать новую технологию не спешили, сегмент рос медленно, а к 2014 году российские программатик-компании и вовсе оказались под угрозой закрытия из-за кризиса — вложенные средства стремительно таяли, а прибыли не было.

Выжили не все — например, в конце 2013 года закрылась запущенная всего за год до этого амбициозная программатик-платформа «Тинькофф Диджитал». «Мы увидели, что быстро выйти в прибыль на этом рынке в России невозможно, — рассказывает Владимир Климонтович. — Деньги заканчивались, новые инвестиции привлечь не получалось — фонды поставили свою работу на паузу. И мы решили попытать счастья на более зрелом рынке — американском».

Как это работает

Значительная доля баннеров и видеорекламы на большинстве сайтов по всему миру продается сейчас через автоматизированные рекламные системы. Исключение составляют, как правило, лишь самые заметные и самые дорогие рекламные блоки на популярных сайтах, которые в имиджевых целях часто выкупаются рекламодателем вручную. Еще пять—семь лет назад все рекламные блоки показывались без учета того, является ли пользователь мужчиной или женщиной, сколько ему лет и кем он работает, как часто и на какие суммы делает онлайн-покупки. Сейчас центральным звеном процесса стали программатик-платформы, позволяющие продать рекламу, максимально точно ориентированную на потенциального клиента. В России таких крупных платформ всего шесть-семь, они предоставляют примерно одинаковый набор услуг.

Повысить эффективность рекламы позволяет сложный и почти молниеносный процесс. Когда пользователь открывает сайт, программатик-платформа анализирует cookies ​его браузера, в которых содержится информация о поведении пользователя на других сайтах, формирует на ее основе лот и устраивает автоматический «аукцион» среди нескольких рекламодателей, чьим целевым ориентирам соответствует этот пользователь. В итоге сеть показывает рекламу того, кто готов заплатить самую высокую цену. Cookies ​не являются персональными данными — платформы не нарушают никаких законов, но их анализ позволяет узнать о пользователе очень многое — его пол, возрастную группу, интересы и т.п.

Весь этот обмен информацией происходит за те доли секунды, пока идет загрузка страницы. За одну секунду каждая программатик-платформа в среднем обрабатывает около 10 тыс. «диалогов» между софтом рекламодателей и сайтами, на которых показывается реклама. К тому же своего рода аукцион проводится и между самими программатик-платформами. Большинство рекламных сетей работают одновременно с несколькими платформами, в автоматическом режиме изучая, насколько точно по каждому конкретному сегменту аудитории они прогнозируют вероятность клика пользователей на рекламу. Чем выше у платформы точность прогноза, тем чаще рекламные сети размещают рекламу именно через нее.

На американских «аукционах» цена за тысячу показов баннеров составляет $0,5–1,6, на российских — 20–60 руб., видео — $7,5–10 и 170–300 руб., нативной рекламы (рекламный контент, который выглядит как обычный информативный текст на сайте) — $0,3–2,7 и 20–60 руб. соответственно. За каждый показ программатик-платформа получает от рекламодателей около 15%. Это и есть основной источник доходов всех программатик-платформ.

Путешествие в Америку

«Все было до банального просто: я купил билет на самолет в Нью-Йорк, снял комнату на Airbnb, арендовал стол в коворкинге и написал американским знакомым с просьбой свести меня с потенциальными клиентами», — говорит Климонтович.

Но на этом все застопорилось: Климонтович и Левин ходили по конференциям рекламщиков, тщетно предлагали воспользоваться услугами платформы крупным агентствам и брендам, но ни у кого неизвестный проект не вызывал интереса. Не заинтересовала Getintent и мелкие рекламные агентства — они, как и в России, настороженно относятся к новейшим технологиям. «В конце концов мы нашли своего клиента — рекламные агентства средней руки, в основном расположенные в Нью-Йорке», — говорит Климонтович.

Заключив всего пять контрактов в Америке, Getintent сумела закончить 2014 год с небольшой прибылью. «Дело в том, что даже скромные по американским меркам клиенты — это гиганты по сравнению с российскими компаниями и суммы контрактов отличаются на порядок», — рассказывает предприниматель. В середине 2015 года Getintent USA нашла первого американского сейлза, который начал системно продавать услуги платформы. Осенью того же года компания провела новый раунд инвестиций, сумев привлечь $1 млн от фондов BuranVenture Capital и eValue (сейчас, по данным «СПАРК-Интерфакса», Климонтовичу и Левину принадлежит по 27% уставного капитала компании; остальная часть поделена между Altair Capital, BuranVenture Capital, eValue и несколькими миноритариями).

На пути к американским клиентам Getintent пришлось много экспериментировать с позиционированием: сначала продажники представляли компанию как поставщика широкого спектра услуг, готовую взять на себя управление рекламными кампаниями. Но в таком статусе американские рекламщики выходцев из России не воспринимали, считая, что для успешного размещения рекламы на американских сайтах надо вырасти в США и чувствовать все местные нюансы.

То, что американский менталитет для русского — минное поле, Климонтович почувствовал сразу же. Когда предприниматель делал для американской аудитории первую презентацию платформы, один из слайдов он украсил скриншотом с баннером магазина нижнего белья. На баннере была изображена девушка в купальнике. Но в подготовку презентации вмешался сейлз-американец, объяснивший, что слайд использовать небезопасно: он может быть расценен как сексистский, особенно если в аудитории окажется женщина. «В общем, мы стали позиционировать себя не как агентство, а как технологическую платформу — этакий пульт управления рекламными кампаниями, на котором клиент может сам выбрать те настройки, которые считает нужными», — говорит Климонтович.

То, что Getintent удалось закрепиться на американском рынке, Климонтович объясняет несколькими факторами. Прежде всего, сам сегмент программатик тут гораздо больше, чем в России, и клиенты не настолько консервативны: их легче убедить попробовать что-то новое. В России у Getintent всего пять-шесть серьезных конкурентов, а в США — больше сотни, но американский сегмент программатик-услуг настолько крупнее российского, что конкуренция почти не ощущается.

Владимир Климонтович
Владимир Климонтович

Открытием для основателей Getintent стало то, что качество продуктов у американских конкурентов в среднем не очень высокое. «Сказывается разный подход к ведению бизнеса, — говорит Климонтович. — У нас предприниматель, получив инвестиции, садится за разработку, у них — тут же ударно вкладывается в рекламу и не стесняется выпускать на рынок сырой продукт, который дорабатывается по ходу дела».

Климонтович приводит пример, когда один из американских клиентов, пользующийся одновременно услугами Getintent и американской программатик-компании MediaMath, решил сравнить, насколько точно алгоритмы обеих платформ предсказывают вероятность клика пользователей на рекламный блок. Выяснилось, что у российской компании прогнозы оказались на 35% точнее. «В среднем наш алгоритм дает прогнозы на 15–20% точнее, чем большинство американских конкурентов», — уверяет Климонтович.

Точность прогнозов не единственное преимущество. Обрабатывать десятки тысяч запросов рекламных кампаний в секунду дорого, и в зависимости от того, насколько хорошо написан код платформы, стоимость обслуживания серверов может варьироваться от $5 тыс. до $50 тыс. в месяц и выше при сопоставимых нагрузках. Сооснователь Getintent гордится тем, что расходы компании на обслуживание серверов не превышают $10 тыс.

Неожиданную рекламу платформе сделала шумиха вокруг русских хакеров, якобы повлиявших на американские выборы. «Теперь, когда наш сейлз говорит потенциальным клиентам, что платформа сделана в России, они воспринимают это как безусловный знак качества: если эти ребята Трампа в Белый дом сумели привести, то какую-то рекламную платформу сделать — им раз плюнуть», — смеется Климонтович.

Мировой рынок программатика

В 2016 году программатик превратился в основной метод закупки медийной рекламы в интернете — на него приходится 51% мирового оборота. Крупнейшие рынки — США, Китай, Великобритания. В США, по оценкам eMarketer, в 2016 году объем программатик-закупок медийной рекламы в интернете составил $25,2 млрд, что на 44% больше, чем годом ранее. Согласно прогнозу eMarketer, по итогам 2017 года объем автоматизированных закупок медийной рекламы в США возрастет до $31,9 млрд.

Российский рынок несколько запаздывает. «По итогам 2016 года объем российского программатик-сегмента составил 7 млрд руб., — говорит Александр Папков, технический директор Media Direction Programmatic, вице-президент IAB Russia. — В последние годы рынок активно растет и, по оценкам экспертов, к концу этого года прибавит еще около 35%». В обзоре программатик-рынка в России, выпущенном IAB Russia, приводятся следующие расчеты: сайты заработали 62,5% от этих 7 млрд руб., 35% пришлись на долю технологических компаний (рекламных сетей и программатик-платформ), еще 2,5% — на поставщиков данных о пользователях.

В ожидании роста

Благодаря американскому рынку Getintent удалось не только выжить, но и многократно увеличить выручку: в 2015 году она составила $6,9 млн, а в 2016 году возросла до $18,3 млн. По расчетам руководителей компании, выручка за 2017 год окажется еще на 40% выше. Прибыль основатели Getintent не раскрывают, лишь говорят, что средняя маржа по рынку — 15–20%. IAB Russia оценивает среднюю маржу платформ еще выше — в 35%.

Клиентами Getintent являются такие международные и российские рекламные агентства, как BBDO, GroupM, MediaInstinct, Sorec, ADV, Promo Interactive, «Росст», MGCom, Nectarin, Adventum. В 2015–2016 годах работа в России давала всего 15% выручки, но ее доля растет, говорит Климонтович: «У российского рынка был низкий старт, и в 2015 году мы даже думали полностью перебазироваться в Нью-Йорк, закрыв наш московский офис. Но потом передумали». Главный риск работы в США — отсутствие долгосрочных контрактов, какие компания обычно заключает с российскими клиентами. «Все контракты без обязательств: клиент в любой момент может остановить рекламную кампанию через нашу платформу», — говорит Климонтович.

Сегмент программатик в России преодолел кризис. «Буквально пару лет назад о деньгах в этом сегменте больше говорили, чем зарабатывали, — говорит Дмитрий Белозуб, программатик-директор Buzzoola. — Но в последнее время обозначился сильный подъем, особенно последние полгода. Этому способствует ряд факторов: рост числа специалистов и уровня экспертизы, переход к использованию этой технологии крупными издательскими домами, развитие систем контроля качества трафика и контента, появление новых нативных форматов и, конечно же, рост общих рекламных бюджетов в digital». Эксперт считает, что в следующем году суммарные бюджеты на интернет-рекламу в России опередят рекламные бюджеты на ТВ и произойдет это во многом благодаря автоматизированным закупкам.

Сейчас в московском офисе Getintent работает около 50 сотрудников, примерно 20 из них — программисты. В нью-йоркском офисе — пять сейлзов. Работы для программистов хватает. Например, с 2016 года настройки софта учитывают такие показатели, как температура в городах, где живут пользователи, и колебания курса валют. Например, можно настроить показ «летней» рекламы — прохладительных напитков, мороженого, солнцезащитных очков, кондиционеров и т.п. — в городах, где температура на улице поднялась выше +20°C. А рекламу кредитов и других банковских услуг можно настроить, чтобы она включалась только при определенном курсе доллара.

Помимо этого программисты Getintent работают над решениями, позволяющими бороться с мошенничеством, в частности с фальшивыми сайтами и ботами, которые накручивают клики по рекламным блокам. «Наши клиенты самостоятельно могут настраивать рекламные кампании и отслеживать любые показатели, — говорит коммерческий директор Getintent Надежда Бабиян. — Для американского рынка это норма вещей, но в России все иначе: на большинстве платформ клиент не может посмотреть даже, на каких доменах показывается его реклама».

Программатик сейчас заметно эволюционируют как рекламный инструмент. Если раньше технологию часто ассоциировали исключительно с закупкой рекламной продукции в рамках аукционов, то теперь она включает в себя больший спектр возможностей. «Я думаю, что в результате постепенной эволюции программатика, которая продолжится в ближайшие годы, мы получим универсальные инструменты для закупки инвентаря не только в digital, но и в других медиаканалах, таких как outdoor, телевидение, радио», — считает Александр Папков, вице-президент IAB Russia.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Реклама"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
В Одессе прогремел взрыв Политика, 06:57
В ООН отреагировали на гибель военкора «Известий» Еремина Политика, 06:53
Уровень воды в тюменском Ишиме превысил критическую отметку Общество, 06:43
Президент Эквадора объявил ЧС на два месяца из-за энергокризиса Общество, 06:37
Ученые объяснили, как уникальная звезда взрывается каждые 80 лет Технологии и медиа, 06:05
WP узнала, что США могут доставить боеприпасы Украине за неделю Политика, 05:59
В городе Запорожье прозвучал взрыв Политика, 05:27
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В Москве заработают новые выделенные полосы для общественного транспорта Общество, 05:08
Над Рязанской областью подавили беспилотник Политика, 04:58
Германия решила купить дополнительные Patriot на фоне поставок ПВО Киеву Политика, 04:51
США самостоятельно произвели первые 90 кг обогащенного урана Политика, 04:43
В Армении перекрыли трассу, протестуя против передачи сел Азербайджану Политика, 04:19
В Москве арестовали участников белгородской ОПГ по делу об исчезновениях Общество, 04:17
В Смоленской области после падения дрона начался пожар на объекте ТЭК Политика, 03:49