Перейти к основному контенту
Свое дело⁠,
0

Программа максимум: как российский разработчик конкурирует с Oracle и SAP

Пять лет и 100 млн руб. потратил Роман Раевский на создание IT-системы анализа бизнес-данных. Как его компания зарабатывает на рынке, где тон задают транснациональные гиганты?
Основатель «Полиматики» Роман Раевский
Основатель «Полиматики» Роман Раевский (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Скорость имеет значение

По мотивам истории компании «Полиматика Рус» можно было бы снять сериал в духе Кремниевой долины — талантливый программист придумал технологию, способную удешевить и ускорить обработку данных для бизнеса, можно сказать, бросил вызов лидерам IT-индустрии — Microsoft, Oracle, SAP и др. Но разработка затянулась на пять лет, в «Сколково» попасть не удалось, деньги закончились, а партнер ушел. И тут созданный программный продукт наконец начал пользоваться спросом и приносить прибыль.

«Владелец небольшой продуктовой сети сопоставил данные по закупкам с информацией о продажах и неожиданно раскрыл мошенническую схему: за его спиной сотрудники воровали деньги», — приводит основатель «Полиматики» Роман Раевский недавний пример использования его системы.

«Полиматика» за секунды анализирует большие объемы данных для бизнеса. На основе обработанной и показанной в разных разрезах информации можно делать выводы о целевой аудитории, предпочтениях разных групп клиентов, прогнозировать всплески и падения спроса. Ну и видеть неожиданные дыры, куда утекают средства, как в истории с продуктовой сетью.

Подобные инструменты для анализа и визуализации информации выпускают как лидеры IT-рынка, так и множество небольших компаний. Фишкой «Полиматики» Раевский называет скорость и относительно невысокие цены. «Обработку структурированных данных «Полиматика» делает с очень большой скоростью», — подтверждает Сергей Негодяев, директор по управлению портфелем ФРИИ. По его словам, такие решения доступны на других платформах в течение десяти секунд, в то время как продукт «Полиматики» справляется меньше чем за секунду. «Система компании «Полиматика» по сути является надстройкой над базами данных. Решение считывает данные и быстро их обрабатывает. Это нишевой продукт, хоть и очень качественный», — считает Негодяев.

Big data для бизнеса

Работа с «большими данными» — один из ключевых трендов в IT-индустрии. Компании и государственные институты собирают огромные массивы сведений, которые надо обрабатывать. Спектр применения данных очень широк — от социологии и медицины до маркетинга и банковского дела. Работа с big data уже привычна для корпораций, но небольшие и средние компании только начинают применять эту практику.

«Если у вас одна булочная, вы знаете в лицо каждого покупателя, — говорит Роман Раевский. — Но если у вас сеть хотя бы из десяти булочных в разных районах города, организовать индивидуальный подход намного сложнее». Для этого и применяется анализ больших данных: система фиксирует время, в которое клиент совершает покупку в том или ином районе города, состав и величину его чека. На основе этих признаков все покупатели сортируются в группы, для каждой из которых разрабатывается индивидуальное предложение.

«Простая утилитка»

В начале 2000-х Роман Раевский, выпускник Уральского технического университета, создал системного интегратора — бизнес по внедрению ERP- и CRM-систем (системы управления предприятием и автоматизации работы с клиентами). Вскоре он начал получать нестандартные заказы, с которыми классические отчетные системы справиться уже не могли. Так, например, один из клиентов, Братский лесопромышленный комплекс, запросил у компании 750 отчетов по внутренним бизнес-процессам. Чтобы решить задачу, Раевский вместе с двумя разработчиками создал аналитический модуль СМАРТ (система мгновенного анализа реляционных таблиц). Она позволяла анализировать большие объемы данных и «упаковывать» их для разных задач: например вычленять информацию, необходимую для отделов закупки, продаж или бухгалтерии.

«Это была простая «утилитка», но тогда она пользовалась бешеной популярностью», — вспоминает Роман. Он продал ERP-бизнес и полностью переключился на продажи аналитической системы. Новый продукт закупали крупные столичные и региональные розничные сети — «Евросеть», «Связной», «М.Видео», государственные структуры, например Счетная палата РФ.

Но вскоре Раевский стал получать жалобы, что за одну операцию нельзя было обработать больше 100 млн записей — цифра внушительная, но для среднего и крупного бизнеса уже недостаточная. Снять ограничения было возможно, но тогда отчеты пришлось бы ждать часы и дни.

В 2010 году началась история собственно «Полиматики»: Роман решил создать продукт, который будет обрабатывать объемы информации меньше чем за секунду. «Я хотел, чтобы пользователи могли не просто «покрутить» имеющиеся у них данные, а анализировать их с помощью сложных математических моделей», — объясняет Роман. В то же время программа задумывалась простой в использовании. Вместо классической схемы, когда софт устанавливается на каждый компьютер заказчика, Раевский решил использовать веб-интерфейс.

Основатель «Полиматики» Роман Раевский
Основатель «Полиматики» Роман Раевский

Дыра в бюджете

Инвестором проекта стал партнер по продвижению СМАРТ — его имя Раевский не называет. Партнеры договорились об инвестициях «по потребностям» на протяжении двух лет.

Компания проедала инвестиции, а продавать было нечего: разработчики проводили эксперименты, пытаясь достичь поставленных целей, но в сроки катастрофически не укладывались. Как вспоминает Роман, «бюджет трещал по швам», а чтобы продолжать работать, нужно было нанимать новых программистов — расходы на зарплаты разработчикам за два года выросли с 600 тыс. до 2 млн руб. в месяц. В 2013 году партнер потерял интерес к разработке и вышел из бизнеса — Раевский выкупил его долю.

Предприниматель пробовал получить господдержку. Трижды подавал заявление в IT‑кластер «Сколково», каждый раз получал отказ. «Мы подходили по всем условиям, даже специально нанимали иностранных специалистов (было и такое требование), но там просто некому было оценить инновацию, — считает Роман. — Я получал стандартный ответ: подобные системы уже существуют, рынок поделен между крупными игроками». В пресс-службе «Сколково» РБК мотивы отказов объяснять отказались, но подчеркнули, что оценку проектам дает независимая экспертная комиссия. 

Работа над программой заняла целых пять лет. «Прежний образ жизни пришлось изменить — ограничить путешествия и общение с друзьями, часто жить в долг, — вспоминает Раевский. — Мы превысили изначальный бюджет ровно на число «пи» (в 3,14 раза. — РБК)  — очень символично».

Первые коммерческие продажи системы стартовали только в конце 2015 года, а новый инвестор появился в феврале 2016 года — 30% компании выкупил предприниматель Иван Хмелевской (сумму сделки Раевский не раскрывает).

Запуск решения «Полиматики» совпал по времени с созданием Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Компании, входящие в реестр, включая «Полиматику», получают преференции в конкурсах на закупку ПО госструктурами и льготы при выплате налогов по ФОТ. Сейчас «Полиматике» удалось продать свою систему Пенсионному фонду РФ, сети магазинов электроинструмента «220 Вольт», косметическому бренду Mary Kay, Бинбанку — Раевский уже заключил договоры с десятком заказчиков.

Экономика больших данных

Последняя, пятая версия «Полиматики» увидела свет в июне 2016 года. По словам Раевского, она позволяет делать автоматическое прогнозирование, подключать внешние модули и распределять нагрузку в системе силами самого пользователя. «Заказчик делает все сам, без сторонних специалистов. Нужно только грамотно адресовать системе вопрос — она выдаст результат, который клиент может интерпретировать», — говорит Раевский.

Внедрение полноценной BI-системы крупного западного бренда занимает несколько лет и стоит несколько миллионов долларов. «Полиматика» может обрабатывать данные сразу, а лицензия на использование стандартного пакета стоит от 3 млн до 6 млн руб., в зависимости от объемов данных, которые система может обрабатывать за одну операцию. Есть вариант с подпиской — в месяц она стоит порядка 100 тыс. руб. «Это зарплата одного бизнес-аналитика, — уверяет Роман. — Работать с системой явно выгоднее: она выполняет те же функции намного быстрее и лишена человеческого фактора».

В разработку продукта вложено, по оценкам Раевского, около 100 млн руб. Выручка «Полиматика Рус» в 2015 году составила менее 17 млн руб. Основными затратами компании по-прежнему остаются расходы на зарплату: за 2015 год ушло 14,4 млн руб. Чистая прибыль, оставшаяся после выплаты зарплат и налогов, составила всего 637 тыс. руб.

Роман Раевский убежден, что создал альтернативное IT-решение, которое сможет конкурировать с продуктами лидеров IT-рынка, работающих в сфере больших данных, — Microsoft, Oracle, SAP. В 2016 году он планирует получить 50–100 млн руб. выручки, а в 2017 году — 120–200 млн руб. Главное достоинство любого IT-продукта — затраты практически не растут независимо от объемов продаж.

Взгляд со стороны

Конкуренты

«Есть успешные стартапы, зарабатывающие миллионы долларов на схожей модели»

Программа максимум: как российский разработчик конкурирует с Oracle и SAP
Юрий Бондарь, заместитель генерального директора SAP СНГ

Я не сталкивался с продуктами «Полиматики» и не слышал об успешно реализованных проектах от наших партнеров и клиентов. Но исходя из представленного описания, могу сказать, что данная идея уже реализована на российском и мировом рынках и активно применяется в различных областях — от розничной торговли, металлургии и транспорта до спортивной индустрии. Наши флагманские продукты в этой области — SAP HANA и SAP Business Objects. Кроме того, есть успешные стартапы, зарабатывающие миллионы долларов на схожей модели. Мы видим спрос на эту услугу среди наших клиентов и прогнозируем его рост и в дальнейшем.

«Не хватает киллер-фичи»

Программа максимум: как российский разработчик конкурирует с Oracle и SAP
Алексей Арустамов, основатель BaseGroup Labs

Список задач, которые решаем мы и «Полиматика», совпадает на 95%. Внедрение системы, схожей по функционалу с продуктом «Полиматики», стоит для наших клиентов около 1 млн руб. В том, что «Полиматика» составит серьезную конкуренцию лидерам рынка, я сомневаюсь. Рынок очень конкурентный, только на слуху штук 20 решений, а сколько специализированных систем — и не сосчитать. В принципе можно воевать даже на очень насыщенном рынке, но нужно иметь аргументы, киллер-фичи. Не совсем понятно, что тут является такой фичей. Было бы здорово, если бы они взяли скоростью обработки данных, но пока реальных результатов я не вижу. Хотя ребята стараются, создают интересные продукты. Причем полагаясь на свои силы, а не на поддержку государства.​

Клиенты

«Системе нужна доработка»

Программа максимум: как российский разработчик конкурирует с Oracle и SAP
Иван Кулик, директор по маркетингу «220 Вольт»

Сервис интересный, функциональный и быстрый, но та версия, которую мы тестировали, не была на 100% стабильной. На данный момент партнерство находится в замороженном состоянии. Мы ждем, когда коллеги доработают продукт, чтобы вернуться к использованию сервиса. Думаю, не совсем корректно сравнивать «Полиматику» с SAP, Oracle или Microsoft, поскольку у них более широкие по функционалу продукты, они не ограничены аналитическим функционалом. «Полиматика» — чисто аналитический сервис. Но если сравнивать с другими аналитическими сервисами, которые мы тестировали, «Полиматика» действительно намного удобнее и в разы быстрее.

«Покупка лицензии обошлась нам в несколько миллионов рублей»

Программа максимум: как российский разработчик конкурирует с Oracle и SAP
Илья Садовенко, директор по информационным технологиям европейского региона Mary Kay Inc.

Мы знакомы с «Полиматикой» больше двух лет, активно используем систему около года. С момента внедрения анализ бизнес-процессов компании значительно упростился и, что важно, сильно ускорился. «Полиматика» предоставляет аналитические возможности, которых я не встречал ни в одной другой системе. Пакеты программ других, в том числе крупнейших, мировых игроков индустрии не смогли закрыть всех потребностей нашего бизнеса, а «Полиматика» предоставила все необходимые возможности для анализа накопленных данных. Мы используем систему как в операционной работе, так и при анализе результатов и долгосрочном прогнозировании. По сравнению с аналогичными предложениями других IT-компаний и интеграторов стоимость лицензии данного продукта оказалась наиболее выгодной для компании — покупка лицензии обошлась нам в несколько миллионов рублей.

«Полиматика» по ряду параметров опережает лидирующие решения»

Программа максимум: как российский разработчик конкурирует с Oracle и SAP
Андрей Николаенко, архитектор конвергентных платформ в компании IBS

Продукт компании «Полиматика» — это зрелая и конкурентоспособная разработка в области бизнес-аналитики на уровне лучших мировых систем. Она полностью вписывается в основной тренд рынка — фокус на современные решения для визуальной аналитики. Сегодня они более востребованы, чем традиционные платформы от Microsoft, SAP, Oracle и IBM. «Полиматика» по ряду параметров производительности даже опережает лидирующие решения для визуальной аналитики. Кроме того, «Полиматика» — полностью российское решение, все его составляющие разработаны с нуля и не требуют использования сторонних движков, серверов и фреймворков. Для части наших заказчиков это принципиальное преимущество.

Инвесторы

«Заметен тренд на удешевление подобных услуг»

Программа максимум: как российский разработчик конкурирует с Oracle и SAP
Александр Чикунов, старший аналитик Maxfield Capital

На мировом рынке есть уже достаточно много решений с разной функциональностью и направленностью, тем не менее разработки, подобные «Полиматике», могут составить конкуренцию продуктам лидерам рынка и занять свою нишу. Достигаться это может за счет ценовой конкуренции — как правило, такие решения имеют менее сложную архитектуру, часто более простой интерфейс и имеют меньше возможностей по модификации. Кроме того, на рынке заметен тренд на удешевление подобных услуг. По данным IDC, среди компаний со штатом до 1 тыс. сотрудников 30% планирует тратить на big data до $100 тыс. в год и еще 30% — от $100 тыс. до $1 млн. Для этих групп потребителей такие решения, как «Полиматика», будут приоритетными.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 23:01
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 23:01
Трамп исполнил свой танец на жеребьевке ЧМ по футболу Спорт, 23:10
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 23:00
Politico узнало, что Венгрия оставила ЕС без «плана Б» по активам России Политика, 22:54
Зеленский исключил Ермака из СНБО и своей ставки Политика, 22:52
Аэропорт Тамбова временно приостановил полеты Политика, 22:48
Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле РБК х МТС Бизнес, 22:46
Bentley подтвердила отзыв кроссоверов Bentayga из-за перегрева батареи Общество, 22:41
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Умер архитектор Фрэнк Гери Общество, 22:30
Почему Египет импортирует продукты питания РБК и РЭЦ, 22:23
Какие сборные вышли на чемпионат мира по футболу 2026 года Спорт, 22:19
Лариса Долина пообещала вернуть деньги купившей ее квартиру Полине Лурье Общество, 22:14
Состоялась жеребьевка финальной части ЧМ-2026 Спорт, 22:07
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы РБК и СберПервый, 22:05
Россия прекратила военные соглашения с Канадой, Францией и Португалией Политика, 22:03