Перейти к основному контенту
Фото: РБК
02:26 От мечты о космосе до мойки окон
05:15 Головокружение от первых денег
07:13 Блины Парижа и новая идея
09:50 Сколько стоил киоск и откуда появилось название
10:44 Кто и как на самом деле готовит блины
23:15 Блинный бизнес в Нью-Йорке
Видео: РБК
Свое дело⁠,
0

Блинный король: как Михаил Гончаров привез русский фастфуд в Нью-Йорк

Михаил Гончаров успешно конкурировал на российском рынке с крупнейшими международными сетями фастфуда, а затем решил дать бой на их территории — открыл бизнес в Нью-Йорке

Михаил Гончаров мечтал о карьере инженера-космонавта, а стал предпринимателем. В начале 1990-х годов он учился на факультете ВМК МГУ и подрабатывал мытьем окон. Случайно студент узнал, что его компания вот уже год не может сбыть аудиотехнику. Он решил помочь фирме: пришел в ЦУМ и договорился о продажах. «Они очень удивились, тогда были только госпоставки», — вспоминает Гончаров в интервью РБК.

Торговым бизнесом Михаил занимался вплоть до кризиса 1998 года, пока он не прогорел. Предприниматель потерял весь свой капитал в размере $450 тыс. и остался должен кредиторам $100 тыс. «Все мои деньги сгорели… Нынешняя девальвация — это детский сад», — говорит Гончаров.

Принципы Михаила Гончарова

«На втором курсе я пытался подрабатывать. Устроился на хладокомбинат, таскал там замороженные туши... Мне на всю жизнь запомнилось: идет мужичок в полтора раза меня меньше, взвалил тушу и чуть ли не бегом побежал. Тогда я понял, как даже в таких вещах важен профессионализм. Он знал, где у этой туши центр тяжести, как ее на плечо положить».

«Основной вопрос — насколько человек любит готовить. Бывает, что профессиональный повар отвечает на мои вопросы по билету в кулинарном техникуме. А бывает, домашняя хозяйка предлагает оригинальный рецепт. Люди должны с уважением относиться к еде. Мы назвали это чувством вкусного блина».

«Никогда не строил работу на личном участии и личном профессионализме. На каком-то этапе развития потребовались реальные профессионалы-директора, которые понимают, как развивать производство, а от меня требовалось только обеспечить сбыт».

«Сударь — это не маркетинговая фишка, а просто обращение, чтобы человека позвать. Фирменный диалог у «Макдоналдса» есть, а обращения нет».

«Я никогда не шиковал. У меня не было никаких мечтаний об особняках на Рублевке или каких-то яхтах… Это очень смешно, когда люди домами, одеждой или машиной измеряют свой жизненный успех, мне кажется, что жизненный успех — это то, что ты делаешь».

«Предпринимательство — простая вещь. В первую очередь зарабатывать нужно там и тем, что тебе интересно. Если тебе неинтересно, то деньги счастью не помогут никак».

«Все, что делается, нужно попытаться подвергнуть сомнению и попытаться сделать иначе и лучше».

Чтобы хоть как-то справиться с потрясением от кризиса, на последние деньги предприниматель отправился в турпоездку в Париж и увидел там, как французы пекут блины на улице. В России ничего подобного не было, и Гончаров решил попробовать организовать торговлю свежеиспеченными блинами в Москве. Рецепт теста подсмотрел у французов.

В декабре 1998 года он представил проект сети быстрого питания департаменту потребительского рынка московской мэрии. Чиновники разрешили открыть несколько блинных ларьков на три дня во время проведения городской Масленицы: новый фастфуд горожанам понравился, спрос превысил все ожидания. Гончаров понял, что надо строить сеть. Название «Теремок» придумала его мама — она до сих пор работает в компании директором по закупкам.

В течение нескольких месяцев Михаил Гончаров обивал пороги чиновников, с тем чтобы убедить их в необходимости развития «Теремка». И в итоге первый киоск стоимостью $12 тыс. открылся в районе станции метро «Аэропорт», на коммуникации ушло еще $2 тыс. Параллельно Гончаров открыл первый цех и склад площадью 40 кв. м. Единственный сотрудник цеха работал по ночам: тер сыр, резал ингредиенты и замешивал тесто. Поначалу блины продавались только с одним видом начинки — сыром и ветчиной. Сейчас у сети 4 тыс. сотрудников, а заготовочный цех занимает 5 тыс. кв. м.

Бизнес развивался постепенно. «Четыре киоска открыли, один закрыли. Хуже всего было, когда с восьми до пяти уменьшилось. Уличная торговля постоянно менялась. Территории зачищали от киосков, и приходилось новые места получать», — вспоминает Гончаров. Первые четыре года предприниматель открывал только уличные киоски, а с 2003 года «Теремок» появился на фуд-кортах торговых центров. Эта ниша оказалась более стабильной, и предприниматель поставил масштабирование на поток. На запуск новой точки уходило не более 30 дней, а инвестиции не превышали 12 млн руб. По словам Гончарова, всю прибыль он реинвестировал в развитие.

Не фастфуд, но фаст-кэжуал

По данным исследования РБК «Российский рынок быстрого питания», сегмент традиционных ресторанов в 2017 году стагнировал, а объем рынка фастфуда вырос на 1,6% по сравнению с 2016 годом и составил 538,3 млрд руб. По данным Euromonitor International, по итогам 2016 года «Теремок» занимал пятое место на рынке быстрого питания в России с долей 1,6%. Опережали сеть только российские «дочки» иностранных компаний.

После кризиса 2014 года «Теремок» перестал открывать уличные киоски, сосредоточившись на кафетериях и фуд-кортах, пытаясь уйти в смежный сегмент общественного питания — fast casual (нечто среднее между традиционным фастфудом и недорогими ресторанами), который рос быстрее остальных. На долю этого сектора в 2016 году приходилось 2% рынка, подсчитали в компании NDP Group. Формат fast casual все-таки более характерен для Запада, а в России менее распространен, пишут авторы исследования РБК «Российский рынок быстрого питания».

Постепенно число точек продаж «Теремка» выросло до трехсот: они появились в Москве, Тюмени, Сургуте и Санкт-Петербурге. Но за последние два года бурный рост сети затормозился: если в 2016 году компания принесла предпринимателю 8 млрд руб. выручки, то в 2017-м — 8,3 млрд руб., по словам Гончарова. В 2016 году предприниматель начал экспансию на Запад и открыл два «Теремка» в Нью-Йорке. «Конкуренция там огромная, но и людей очень много», — говорит Гончаров. Как идут дела в США сейчас, Михаил отказался рассказать РБК.

В октябре прошлого года Гончаров написал в своем Twitter: «Продажи падают. Конкуренция растет. Закрываем уже рестораны. Еще один-два года — и вообще можно будет закрываться». По мнению Гончарова, проблема в том, что крупные международные компании платят гораздо меньшую арендную ставку, нежели другие рестораторы, — от 5–6% от выручки, тогда как российские сети — 20–25%. «Когда вы заходите на фуд-корт и видите блюдо, допустим, по 250 руб., а у «Макдоналдса» — за 120 руб., не нужно думать, что те, у кого оно за 250 руб., жадные», — объяснял он.

Сейчас Михаил Гончаров уже не отчаивается — он затеял масштабную реформу «Теремка». В ближайшее время появится мобильное приложение, и блюда можно будет заказывать заранее к конкретному времени. Предприниматель вкладывается в федеральную телевизионную рекламу и собирается расширять бизнес за счет открытия новых точек продаж — это будут рестораны на улицах города, а не в торговых центрах, посещаемость которых падает. Площадь новых «Теремков» будет до 200 кв. м, и в них появится фарфоровая посуда, рассказал предприниматель РБК.

Взгляд со стороны

«Теремку» нужны глобальные изменения

Ресторатор, руководитель агентства «Рестконсалт» Сергей Миронов

«Михаил Гончаров первым пошел вопреки трендам — не стал выпускать очередные бургеры и пиццу, а сделал российский продукт. Он очень хорошо стартанул, быстро развивался. В 2014 году, когда все рухнуло, ресторанный рынок перетек в иные форматы, а фастфуд получил приток потребителей. Все шло хорошо, но в 2016 году фастфуд начал хромать. Рынок оказался перенасыщен. «Теремок» начал испытывать трудности, потребитель начал терять интерес к формату. Мы общались с Гончаровым в тот момент — он был недоволен.

Сильная сторона «Теремка» — российский формат: он популяризирует отечественную кухню, это его плюс. Но дело не только в гигантах, ему нужно переформатировать рестораны. Гончаров уже изменил меню, ввел супы, каши, разработал новый дизайн, иначе относится к посуде. Но ему надо уходить от «Теремка», который был десять лет назад. Когда концепция стала хромать и терять заведения, мягкими мазками уже ничего не сделаешь. «Теремку» нужны глобальные изменения. Если не ребрендинг, то серьезнейшие изменения в продукции, в подаче и даже персонале». ​


Поделиться впечатлениями о фильме вы можете в форме обратной связи.
Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Фаст-фуд"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 06 дек, 23:53
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 06 дек, 23:53
Bloomberg узнал о возможной отставке руководителя отдела чипов Apple Технологии и медиа, 00:13
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Берлин подтвердил участие Мерца в переговорах по Украине в Лондоне Политика, 00:03
Хегсет заявил о неустанной работе США над окончанием конфликта на Украине Политика, 06 дек, 23:56
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 06 дек, 23:30
Под Солнечногорском в Подмосковье взорвалась «Газель» Общество, 06 дек, 23:11
Axios узнал о «сложном обсуждении» между Зеленским и советниками Трампа Политика, 06 дек, 23:05
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 06 дек, 23:00
Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле РБК х МТС Бизнес, 06 дек, 22:46
Над тремя регионами России перехватили восемь дронов за четыре часа Политика, 06 дек, 22:41
Третий деловой центр Москвы: в чем феномен «Южного порта» Недвижимость, 06 дек, 22:34
Еврокомиссар счел, что рынок ЕС больше подходит помидорам, чем энергии Экономика, 06 дек, 22:31
В Госдепе увидели «вопиющую противоречивость» в отношениях США с Европой Политика, 06 дек, 22:31
Почему Египет импортирует продукты питания РБК и РЭЦ, 06 дек, 22:23